Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы риторики.rtf
Скачиваний:
158
Добавлен:
21.07.2019
Размер:
37.02 Mб
Скачать

i < г показаться странным, мы сейчас должны обратить при-

  • тльное внимание, потому что, начиная изучать риторику, 1]ии нужно понять, на каких законах основана та

и л а слова, о которой шла речь во введении.

: ГЛ. РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И КАРТИНА МИРА. Представьте себе свой обычный день — один из многих. От чего зави- пт ваше настроение? Давайте вместе подумаем.

Верно говорят, что у природы нет плохой погоды: если разобраться, станет очевидным, что то, насколько ярко светит | ни вас сегодня солнце, в основном зависит от общего резуль- пгга множества мелких и, казалось бы, незначительных про- исшествий, в которых участвовали вы, ваша речь и окружаю- щие — назовем эти происшествия речевыми событи- II м и. Складываются, накапливаются впечатления от разго- ио|)ов (пусть кратких) с родителями, братьями или сестрами,

  • продавцом в булочной, с учителями и однокашниками, даже н метро, если вам наступили на ногу, может возникнуть рече- ние взаимодействие, например такое: «Извините!» (произне- сенное: равнодушно, или холодно, или участливо, с осозна- нием вины), на что и вы отвечаете (или не отвечаете) соот- иетственно. Впечатления эти, приятные или неприятные, во многом и формируют для вас картину мира. То, насколько нас понимают, насколько к вам дружелюбны, насколько вас принимают, прежде всего определяется ходом и эмоциональ- 11им результатом таких речевых взаимодействий. Предваряя то, о чем пойдет речь в этой главе, скажем: ваша собственная речь, ваше речевое поведение нередко заставляют мюдей реагировать вовсе не так, как вы ожидаете. Многие ваши мотивы и намерения, многие совершенно очевидные для вас значения и смыслы, которые вы вкладываете в слова, обращен- ные к окружающим, так и остаются незамеченными, неразга- данными, непонятыми, а часто понимаются превратно — с точ- ностью до наоборот. От чего это зависит? Давайте посмотрим.

Речевое событие. Дискурс. Речевая ситуация

g 24. РЕЧЕВОЕ СОБЫТИЕ КАК ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА РЕЧЕ- ВОГО ОБЩЕНИЯ. Речевое событие — это основ- ная единица речевой коммуникации. Легче всего привести пример стандартного речевого события. Вы входите в

4*

51

булочную. Пронаблюдайте, что говорится у кассы. Это легко предсказать (меняется, как правило, набор называемых про­дуктов да время от времени вспыхивает спор или ссора).

[Продавец:] Вам? вас?)

[Покупатель:] Мне два белого и черный.

[Продавец:] Называется сумма.

[Покупатель:] Спасибо.

Речевое событие — это некое законченное целое со своей формой, структурой, границами. Школьный урок — то­же речевое событие, как и, например, родительское собрание или классный час, конференция или заседание Думы.

Из сказанного ясно, что речевое событие складывается из двух основных составляющих:

во-первых, это то, что говорится, сообщается (словесная речь), и то, чем она сопровождается (мимика, жесты и пр.), — поток речевого поведения;

во-вторых, это условия, обстановка, в которой происходит речевое общение (да и сами участники, от кото­рых в речевом событии зависит очень многое).

§ 25. Составляющие речевого события. Дискурс. Рас­смотрим подробнее важнейшие составляющие речевого события.

Первая составляющая речевого события — это поток речевого поведения — «то, что можно записать на ви­деомагнитофон» (исследователи речевого поведения так и дела­ют); он складывается из:

  1. собственно слов — «того, что можно записать на бума­ге»; это вербальное (словесное) поведение;

  2. звучания речи (ее акустики): громкости, высоты тона го­лоса, размаха ее изменений (монотонная речь или, напротив, с заметными перепадами от высокого тона к низкому); быст­роты (темпа) речи, длительности пауз; это акустическое поведение (1-е и 2-е можно записать на обычный магни­тофон);

  3. значимых движений лица и тела; это взгляд, мимика, жесты, поза; это жестово-мимическое поведение;

  4. того, как партнеры, разговаривая друг с другом, исполь­зуют пространство (насколько близко они стремятся нахо­диться друг от друга ); это пространственное по­ведение (3-е и 4-е можно фиксировать только с помощью видеомагнитофона).

52

«'Го, что можно записать на магнитофон», т. е. словесная 1иЧ1· и ее акустика (звучание), в реальном, живом общении им мейшим образом связано с «тем, что записывается только ил иидео» — с жестами, мимикой, пространственным поведе­нием. Вы знаете по своему опыту, что жест или выражение ища может придать противоположный смысл сказанному; п псе-таки всегда при этом изменяется и акустика, звучание речи. Приведем примеры.

«Ну, молодец!» — говорите вы своему товарищу, совер­шившему или сказавшему какую-нибудь, с вашей точки зре­ния, незаурядную глупость. Попробуйте «сыграть» эту репли- | у, как вы произносите ее в такой ситуации (это ирония!).

  • 'равните это с тем, как звучат те же слова в своем прямом зна­чении (для похвалы и одобрения). Почувствуйте разницу! Из­менились и интонация, и темп речи; кроме того, в первом слу­чае (ирония) вы покачаете головой и, возможно, состроите со-

  • >тветствующую гримасу. Все это и придаст вашим словам нужный смысл. А теперь представьте, как должен был произ­носить слова своей речи, разоблачающей и пламенно осуж­дающей Марка Туллия Цицерона, римский оратор Гай Сал- люстий Крисп:

Где бы Марк Туллий ни находился, он защищает законы, правосудие, дело государства и перед всеми нами действует так, будто он лишь один остался из окружения прославлен­ного мужа Сципиона Африканского. <...> Однако, если не ошибаюсь, новый человек, арпинат, из окружения Марка Красса, подражает ему в доблести, презирает распри меж­ду знатными людьми, одни лишь интересы государства принимает близко к сердцу, ни угрозами, ни благорасполо­жением не позволяет отвлечь себя от правды; он — сама дружба и сама доблесть души (Крисп Гай Саллюстий. Сочине­ния. М., 1981. С. 126—127). (Оратор хочет убедить слушателей п противоположном.) Попробуйте прочитать этот фрагмент дважды: так, как он задуман античным автором, употребляю­щим риторический троп иронии, доходящей до сарказма, и так, как если бы оратор действительно хотел похвалить, превознести достоинства Цицерона. (О риторических тропах и фигурах см. подробнее в главе 4.) Обратите внимание на из­менения звучания своей речи и мимики (можно попытаться «сыграть» и соответствующую жестикуляцию).

53

Звучащее слово — живую речь, произносимую в про­цессе развертывания речевого события, — в современной лингвистике (и риторике) называют дискурсом (от лат. discurro, discursum — рассказывать, излагать, но также — бе­гать туда и сюда; второе значение латинского слова тоже вхо­дит в значение современного лингвистического термина «дис­курс», который обозначает не только повествовательную, но и диалогическую речь, речевое взаимодействие между партне­рами, обмен репликами в диалоге). Исследователи речевого поведения, делая магнитофонные записи процесса речевого общения, фиксируют и изучают дискурс. Для более точных описаний речевого поведения используют и видеомагнитофон­ные записи, которые схватывают и жесты, и мимику, и позу, и пространственные перемещения в процессе общения. Все это необходимо для современной риторики. Без таких иссле­дований понять законы эффективного воздействия звучащего слова и составить рекомендации, пригодные для современного человека в реальной жизни, невозможно. Ведь многое из того, что советовали своим ученикам древнегреческие учителя красноречия или риторики прошлого столетия, уже устарело: меняется жизнь, меняется и речь.

Итак, первая важнейшая составляющая речевого события — это дискурс, сопровождаю­щийся жестово-мимическим (и пространственным) поведе­нием.

§ 26. РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ. Вторая составляющая речевого со­бытия — условия и обстановка, в которой, происходит речевое общение, и все те, кто в нем участвует. Это, так сказать, «сцена действия» и «действующие лица». Драматурги, разбивая текст пьесы на действия, сцены, явления и картины, делают примерно то же самое, что исследователи речевого поведения и специалисты по современной риторике, когда анализируют речевое собы­тие. Текст пьесы — это, по сути дела, и есть дискурс, вернее, его словесная (вербальная) часть, а членение пьесы на круп­ные части (действия), иногда на еще более мелкие внутри них (сцены, картины) и совсем мелкие, из которых складываются сцены — явления, — это определение структуры дискурса драматического произведения. Единицы дис­курса (действие, сцена, картина, явление) «вкладываются» друг в друга, как матрешки. Речевое событие сходно с «явле­

54