Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
социальная психология / Бодалев А. социальная перцепция.doc
Скачиваний:
224
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
1.37 Mб
Скачать

Литература

  1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. -М,. 1982

  1. Горохов В.М., Комаровский В.С. Связь с общественностью в органах государственной службы. – М. Издательство РАГС, 1996г. – стр. 39.

  1. Джемс У. Психология. -М., 1991г. c. 202.

  1. Джемс У. Указ. Соч. С.127

  1. Кон И. Люди и роли. Новый мир. 1971 № 12. с. 172.

  1. Прохоров Е.П. Введение в журналистику. -М.,1998.

  1. G. Le Bon. La Psychologie des foules. – Presses Universitaires de France, Paris. - 1963

  1. Ornstein N.,KonnetA., Mc Carty L. The people, the press and politics. New York, 1988/

  1. Мельник Г.С. Mass media психологические процессы и эффекты. С. Пб. 1996.

 

Секач канд М.Ф.. медиц. наук, доцент, Овчинников О.В.

Агрессия, насилие и психологическая защита от информационного воздействия

Невозможно представить себе такую газету, журнал, а особенно программу телевидения, где не было бы сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим близким.

Модели агрессивного поведения демонстрируемые по телевидению все больше беспокоят не только специалистов, но и родителей. Ведь ребенок, проводящий у телевизора, например, всего лишь два часа, видит за день в среднем свыше 17 актов агрессии (Willtams, 1989). И не случайно, что эта тема, представляющая особый интерес для психологической науки и обладающая высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.

Вот один из характерных примеров - экспериментов (Bandura, Ross, 1963, 1965). В этих экспериментах участвовали дети дошкольного возраста. Им демонстрировались короткометражные фильмы, в которых взрослые весьма необычайным образом обращались с надувными куклами - колотили их игрушечными молотками по голове, били ногами, выкрикивали при этом угрозы в их адрес и т.п. После просмотра подобных фильмов дети переходили в комнату со множеством разнообразных игрушек, часть из которых дети видели на экране. Детям позволяли поиграть кто во что хочет, в течение определенного времени, внимательно наблюдая за ними. И в целом результаты эксперимента выявили сильный подражательный эффект. Дети копировали увиденное на экране, - вели себя агрессивно по отношению к куклам. Этот несложный эксперимент подтверждает гипотезу о том, что поведенческие реакции человека усваиваются через наблюдение соответствующих моделей поведения.

Исследования взаимоотношений в так называемых неблагополучных семьях обнаружили, что у драчливых родителей часто и драчливые дети (Steinmetr, 1977), а люди, которые в родительской семье подвергались насилию, относительно чаще проявляют агрессию по отношению к членам собственной семьи.

Изучение истории жизни подростков сексуальных насильников, а так же сексуальных жертв свидетельствует о высоком уровне сексуальной травматизации в их ранние годы, (Асанова Н.К., 1997). Оказывается, что большинство взрослых и подростков - правонарушителей сами были жертвами насилия в детстве. Часто отмечается и тираническое подавление родителями их самостоятельности и всякой индивидуальности. Поэтому в большинстве случаев сексуальная агрессия у таких подростков вызывается мстительными и компенсаторными механизмами, а не сексуальными мотивами. Сексуальная агрессия зачастую может быть подавлена и проявиться в криминальном поведении, токсикомании и злоупотреблении алкоголем, самоповреждениях и суицидальных контактах.

Джорж Гербнер - автор и руководитель многих исследований по интересующей нас теме из Пенсильванского университета (США) пишет, что несмотря на стабильное или понижающее число преступлений с применением насилия, телевидение умалчивает количество времени уделяемое агрессии. Гарбнер говорит, что, например, один из четырех, то есть 118 сюжетов, переданных в эфир в феврале 1994 года только одним из телеканалов, были посвящены преступлениям с применением силы. Для сравнения: только 27 -были посвящены бизнесу, 17 - правительству, и только 2 - школам... Еще более безрадостную статистику приводит Винсет Санби на страницах "Нью-Йорк Таймс". Популярный среди наших школьников фильм "Робот-полицейский" в своем первом варианте убивает по ходу фильма 32 человека. "Робот-полицейский - 2" 81 человек. "Рембо: первая кровь", убивает 62 человека, "Рембо - 3", посещая Афганистан, оставил 106 трупов. "Крестный отец - 1" соответственно - 12 трупов, "Крестный отец - 2" - 18, а "Крестный отец - 3" - 53 трупа.

Оружие против души, которое сегодня постоянно и с дешевыми целями используют телевидение, приводит человека в сильное возбуждение с мобилизацией всего неизменного, что есть в душе. Телепродукция - товар сродни духовному наркотику. Человек, потребляя освобожденную от контроля этики программу, не может рационально оценить характер ее воздействия на его психику. Более того, он становится зависимым от телевидения и продолжает потреблять его продукцию даже в том случае, если отдает себе отчет в ее пагубном воздействии. Кто-то скажет, что для телевидения нет другого закона, кроме закона спроса и предложения, что рынок подчиняет своему господству информацию, культуру, развлечения и даже достоинство личности. Естественно, это подтвердят ссылками на свободу и демократию. В газете "Советская России" от 17 февраля 1998 г. (N 20) были приведены следующие цифры: объем культурно-просветительных программ на каналах российского телевидения - всего 8,6% вместо 40%, как определено в лицензии; объем вещания для детей - 2,7% вместо 15%; объем культурно-просветительских программ на "Радио России" в марте 1997 года составил 21% вместо 55%. О каком интеллектуальном, нравственном и культурном развитии человека в обществе можно говорить после прочтения этих цифр?

Американские исследователи Хьюсманн, Эрон, Лефтковиц и Уолдер (1984) отслеживали в течение двадцати двух лет корреляцию между просмотром телепередач и агрессивностью. Они обнаружили, что привычки телезрителя в возрасте 8 лет коррелируют с тяжестью совершенных им преступлений и вынесенных ему приговоров в возрасте 30 лет. На основе этих и других данных лонгитюдных исследований Хьюсманн (1984) разработал комплексную модель долговременной корреляции между просмотром телепередач и совершением насилия. Фридман (1984) следующим образом сформулировал результаты корреляционных исследований: "Хотя результаты не совсем устойчивы, представляется очевидным, что дети и подростки, чаще смотрящие или предпочитающие телепередачи со сценами насилия, бывают более агрессивными". Этот вывод подтверждают и другие наблюдения. Исследователи сообщают, что дети, смотревшие много телепередач, и особенно остросюжетные и детективные фильмы, а также передачи для взрослых, были более непослушными, а также проявляли во время игр агрессивность и раздражительность.

А что собственно заставляет средства массовой информации быть такими кровожадными? Или публика так интересуется актами насилия, агрессии, сведениями о преступлениях? Человек, отработавший день на производстве, школе, за операционным столом, тот кто стоял за прилавком магазина, водил автомобиль или строил дом наконец возвращается домой. И уже с прихожей видит краем глаза экран телевизора в комнате. На экране трупы после бандитских разборок, результаты катастроф, несчастные умирающие и ни кому не нужные старики и дети. Мольба о помощи, стоны, плач родных и близких погибших людей. Агрессия пришла и в дом. Что же делать? Журналист В.Вознесенский, серьезно занимающийся этой проблемой, пишет: "У американцев есть институты каким-то, пусть не очень эффективным способом, стараются защитить свое молодое поколение от все проникающей агрессии, то мы как бы и не заинтересованы в том, чтобы ни телевидение ни пресса не были бы проводниками и пособниками агрессии".

Американцы не только изучают проблему насилия, агрессии и связанных с ними преступлений, но и действуют. Карол Книланд, руководитель программы новостей телевидения в штате Техас пишет в журнале "Ниеман рипортс" о своем опыте. Озабоченные большим количеством сюжетов, включающих сцены агрессивного поведения - насилия, его команда решила пойти против инстинкта журналиста - сообщать о событии первым, если это событие связано с насилием, преступлением. Журналисты решили, прежде чем выпустить в эфир репортаж о такого рода происшествии, задавать себе пять вопросов:

Есть ли непосредственная опасность обществу? - В опасности ли дети? - Должны ли зрители принимать какие-то меры по поводу случившегося? - Какое значение может придать этому событию общество? - Поможет ли сообщение предотвратить другие преступления? Телевизионный канал перестал выпускать в эфир все подряд и через некоторое время получил самый высокий рейтинг за десять лет. Благородное решение американских телевизионщиков безусловно заслуживает внимания и одобрения. Но в психологической науке - это не единственный прием психологической защиты от всевозрастающей агрессивности. Вплоть до самого недавнего времени внимание исследователей было направленно главным образом на выяснение причин агрессии, а не поиск средств ее предотвращения или редуцирования. Столь неутешительное положение дел можно объяснить широким распространением, с одной стороны, убеждения в том, что нам уже известны наиболее эффективные способы предотвращения агрессивных действий - наказание и катарсис; и, с другой, - представления о том, что агрессию можно редуцировать путем элиминации факторов, способствующих ее проявлению. Однако ни то ни другое не согласуется с имеющимися эмпирическими данными.

Грозящее наказание действительно может служить эффективным средством предотвращения агрессии, но лишь в том случае, если агрессор не находится в состоянии крайнего озлобления; если наказание, которого он может ожидать, достаточно сурово; если вероятность его применения действительно высока и если выгода от совершения агрессивного действия не слишком велика.

Действительно наказание также может удерживать агрессора от последующего совершения агрессивных действий, но лишь в том случае, если реципиент считает наказание вполне заслуженным, если оно следует сразу же за совершением агрессивных действий и приводит в исполнение с соблюдением всех установленных правил. К сожалению, эти условия редко соблюдаются в системах уголовного законодательства большинства стран, и поэтому наказание как метод борьбы с преступностью сравнительно неэффективно.

Гипотеза о существовании катарсиса предполагает, что если приведенному в ярость индивиду дать возможность "спустить пары" в социально приемлемой форме, то это приведет к ослаблению переживаемых им негативных эмоций и тем самым снизит вероятность того, что в дальнейшем от прибегнет к социально опасным формам агрессии. Существующие данные подтверждают первое из этих предположений: участие в различных формах агрессивных взаимодействий, включая сравнительно безобидные, может приводить к резкой разрядке эмоционального напряжения. Однако это не единственный способ достижения подобного эффекта: к снижению уровня эмоционального напряжения может привести совершение индивидом практически любого действия, ослабляющего момент агрессивности в обращении с ним (индивидом) других индивидов. Данные, подтверждающие вторую часть "катарсической" гипотезы - то есть положение о том, что если индивид, испытывающий в настоящий момент гнев или злобу, своевременно даст выход своей агрессии, то это снизит вероятность совершения им в будущем серьезного правонарушения - менее убедительны. Подобный эффект может давать только совершение индивидом нападения непосредственно на того, кто послужил источником его гнева или раздражения. Кроме того, достигнутое таким образом снижение агрессивности может быть весьма непродолжительным. Итак, следует признать, что действительность катарсиса как средства редуцирования снижения агрессии в прошлом сильно переоценивалась.

Иногда агрессия может быть редуцированна с помощью демонстрации. Речь идет о тех случаях, когда в критической ситуации кто-либо проявляет сдержанность и (или) призывает других не поддаваться на провокации. В отличие от других способов редуцирования агрессии (например, запугивания возможностью мести или наказания), демонстрация наглядных примеров неагрессивного поведения может снизить частоту и интенсивность как прямых, так и косвенных проявлений агрессии.

На агрессию, как и на другие формы социальных взаимодействий, сильное влияние оказывают различные когнитивные факторы. Так, характер реакции индивидуума на провоцирующие действия других людей в значительной степени будет зависеть от совершаемых индивидуумом атрибутов, то есть от того, какое причинностное объяснение получат действия, квалифицируемые индивидуумом как провокация. С наибольшей вероятностью агрессия возникает в тех случаях, когда провокативность поведения других людей расценивается индивидуумом как злоумышленная и преднамеренная.

Информирование о наличии смягчающих обстоятельств - например, сообщение о принудительности чьего-либо участия в провокационных действиях - может оказаться весьма эффективным способом снизить агрессивность ответной реакции на подобные действия. Если подобное информирование носит упреждающий характер, то ответная реакция на провокационные действия, когда они все-таки совершаются, может оказаться практически беззлобной. Часто эффективным способом предотвращения негативных последствий агрессивного взаимодействия может послужить попытка оправдать агрессора, дать причинное объяснение его агрессивному поведению, грубо нарушившему наши ожидания.

Довольно эффективным способом предотвращения агрессии является также индукция несовместимых реакций, то есть реакций, несовместимых с гневом или открытой агрессией. Подобные реакции и последующее ослабление открытой агрессии могут возникнуть при виде боли и страданий жертвы агрессии, в результате просмотра юмористических материалов и при умеренной эротической стимуляции. Результаты новейших исследований показывают, что индукция несовместимых реакций способна существенно ослабить конфликт в производственных условиях. В такой ситуации эффективным средством индукции несовместимых реакций может послужить скромный, но неожиданный подарок, ненавязчивая похвала и показ юмористических материалов. (R.Baron, D.Richardson, 1997).

Однако из причин того, что многие люди с удивительным постоянством попадают в конфликтные ситуации, заключается в отсутствии у них элементарных навыков общения. Существуют специально разработанные программы по развитию навыков общения у такого рода "конфликтных" личностей, которые нередко позволяют добиться весьма ощутимых результатов.

Итак, подведем итоги. Мы уверены, что не существует убедительных научных доказательств, позволяющих заключить, что агрессия неизбежна. Напротив, все больше данных свидетельствует о том, что такое поведение может предотвратить или, по крайней мере, уменьшить частоту его проявлений. Последние события, которые казались совершенно невозможными еще несколько лет назад, но которые произошли в Европе и других частях света, по всей видимости, дают нам мощные основания для оптимизма. После нескольких десятилетий балансирования на грани ядерного самоуничтожения человеческий род пришел к более здравой, более устойчивой позиции. Перед лицом таких изменений мы считаем вполне приемлемым необыкновенным моментом в человеческой истории, чтобы отбросить отчаяние и выбрать самую стойкую из всех человеческих эмоций - надежду!