Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Книга Шоба по Лукину.doc
Скачиваний:
306
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
7.53 Mб
Скачать

Содержание и ход второй крестьянской реформы

Указом 9 ноября 1906 г., который стал законом 14 июня 1910 г., надельные земли в связи с отменой выкупных платежей освобождались от ограничений общинного владения, а крестьяне приобретали право свободного выхода из общины с укреплением надела в личную собственность. Заявление о выходе утверждалось большинством сельского схода, а в случае непринятия решения в течение месяца, переносилось на усмотрение земского начальника, который обычно решал его в пользу заявителя. В сельских общинах, в которых не было переделов земель с момента наделения ими крестьян, члены общины автоматически объявлялись владельцами своих наделов. Для роспуска передельных общин требовалось решение не менее 2/3 голосов схода. В указе предусматривалось также право крестьянина, получившего во владение земельный надел, свести все полосы в один участок. Этот законодательный акт был призван начать разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности, что являлось первым этапом реализации нового аграрного курса.

Вторым шагом в проведении реформы стал закон 29 мая 1911 г., предусматривающийпроведение землеустройства. Поскольку само по себе объявление наделов личной собственностью не снимало проблем, касающихся раздробленности отдельных владений, чересполосицы, совместно используемых угодий, принудительного севооборота и т.п., требовалось проведение землеустроительных работ для сведения полос в один участок и решения других хозяйственных вопросов. Сам акт землеустройства теперь становился основанием для признания надела личной собственностью. В ходе землеустроительных работ проводилось разверстание на хутора и отруба общинных и подворных земель и выдел к одному месту отдельных участков из общинных земель, а также раздел земель между селениями.Отрубныминазывали отдельные участковые хозяйства, имеющие усадьбу на территории села,хуторскими– перенесшие усадьбу за пределы села, на свой земельный участок.

Государство всячески способствовало обособлению крестьянских хозяйств. Для роспуска общины теперь было достаточно решения простого большинства ее членов, а не двух третей голосов, как ранее. Основной упор был сделан на образование отдельных участковых хозяйств – отрубов и хуторов. Значительную помощь крестьянским семьям в приобретении земель оказывал Крестьянский банк, продавая в кредит земли, купленные у помещиков или принадлежавшие государству, а также выдавая ссуды для организации хозяйства под залог надельных земель. Кроме того, правительство поощряло переселение малоземельных крестьян на казенные земли в Сибирь и Среднюю Азию. Кредиты, отпускаемые переселенцам, по сравнению с 1900-1904 гг. выросли в четыре раза.

Все эти меры были направлены на буржуазную модернизацию аграрного сектора и вели к расслоению крестьянства, позволяя, с одной стороны, разорвать связь с землей беднейших крестьянских семей, а с другой, укрепляя позиции зажиточных слоев.

Вместе с тем социальные процессы в деревне по-прежнему регулировало и удерживало на определенном уровне государство. В частности, крестьяне были ограничены в своем праве распоряжаться надельной землей. По заявлению Столыпина она «не может отчуждаться лицам других сословий; не может быть заложена, кроме как в Крестьянском банке; не может быть продана за долги; не может быть завещана...». Кроме того, правительство не допускало создания крупных крестьянских хозяйств, которые могли бы конкурировать с помещичьими. Для этого были установлены временные нормы концентрации наделов в одних руках (не более 6 в одном уезде) и нормы покупок земли через Крестьянский банк (не свыше 3 наделов).

Все это тормозило проведение реформы в стране, способствовало обесцениванию крестьянских земель. Возможность изменения сословно-крестьянского характера надельной земли была предусмотрена лишь законом 29 мая 1911 г., который устанавливал, что эта земля может приобрести характер частной собственности, если к ней при выходе крестьянина из общины присоединяется земля купленная.