Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Книга Шоба по Лукину.doc
Скачиваний:
306
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
7.53 Mб
Скачать

Государства Африки Эфиопия

Эфиопия – одновременно и типичная, и уникальная страна Тропической Африки. Типичность заключается в том, что на ее территории можно найти районы, которые с точки зрения географии, характера социально-экономических структур и этнического состава населения имеют аналоги в других странах континента, и в этом смысле Эфиопию можно рассматривать как Африку в миниатюре. Уникальность Эфиопии выражена прежде всего в особенностях ее исторического развития, культуры и религии, что дает право рассматривать ее как особую «эфиопскую цивилизацию». Эфиопия – почти единственная страна в Тропической Африке, где накануне проведения аграрных реформ существовало крупное феодальное землевладение и феодально-монархическое государство. Это определило политическую и социально-экономическую направленность всех аграрных преобразований, проводившихся в стране с 1975 г., и в данном отношении Эфиопия отличается от большинства других африканских государств.

Эфиопия – страна древнейшей земледельческой культуры и государственности. Эфиопское нагорье считается прародиной кофе и многих сортов твердой пшеницы, которые и поныне являются важнейшими сельскохозяйственными культурами страны.

На протяжении многих веков страна была отгорожена от Европы и мировой торговли прочным мусульманским барьером. На севере, западе и востоке ее окружали страны, где господствовал ислам. Это обрекало страну на долгое существование в качестве изолированного «христианского острова» и предопределило движение Эфиопии по замкнутому феодальному кругу. В аграрной сфере на протяжении веков не происходило каких-либо существенных изменений ни в технике земледелия, ни в развитии сельскохозяйственных орудий, ни в формах самого хозяйствования на земле.

Становление Эфиопии в качестве централизованного феодально-абсолютистского государства закончилось к концу XIX в., когда на всей территории страны сложился тот аграрный строй, который окончательно рухнул только в результате антифеодальной революции 1974 г.

Формально верховным собственником всех земель выступал император, от своего имени наделявший землей глав феодально-аристократических кланов, крупных военачальников, церковь. В результате образовались следующие категории земель, принадлежавших различным слоям общества: коронные (собственность императорской семьи) и государственные; имения, принадлежавшие (или пожалованные) крупным, средним и мелким феодалам; церковно-монастырские. На севере страны существовала категория земель, принадлежавшая крестьянским общинам (соседско-деревенским и родосемейным), и участки, находившиеся в частной собственности отдельных семей.

Накануне революции земли распределялись следующим образом (%): земли короны и государственные – 42; феодальные – 26,5; церковно-монастырские – 17,5; частные крестьянские и общинные – 14. Таким образом, 86% земель страны находились в руках правящего феодального клана (его численность перед революцией составляла примерно 1 тыс. собственников, включая императорский двор). Основную массу сельскохозяйственного населения представляли мелкие крестьяне-арендаторы. Ставка арендной платы (в виде натуральных повинностей и дани) практически не изменялась в течение веков, составляя примерно от 1/2 до 3/4 урожая.

Особенность феодального землевладения в Эфиопии заключалась в том, что землевладельцы обычно не вели личного хозяйства, поэтому здесь не сложилось крупного плантационного хозяйства. Основными сельскохозяйственными производителями выступали мелкие крестьянские хозяйства, функционировавшие либо в системе общинного землевладения, либо в системе мелкого частного землевладения, а большинство крестьянских хозяйств арендовало землю у крупных землевладельцев-феодалов. В этом отношении тип хозяйствования на земле (мелкое семейное хозяйство) в Эфиопии мало отличался от мелких крестьянских общинных хозяйств многих стран Тропической Африки. В 1974-1975 гг. в целом по стране количество хозяйств, имевших участки площадью менее 1 га, составляло 58%, они обрабатывали 18% всей пахотной земли; имевших 1-5 га – 39%, обрабатывали 52% угодий; свыше 5 га – 4%, обрабатывали 29% сельскохозяйственной площади страны.

Тенденция к уменьшению обрабатываемой площади была связана прежде всего с фрагментацией земельных участков, когда глава семьи вынужден был выделять из состава единого угодья доли для своих взрослых сыновей. Другая причина заключалась в том, что земельные участки в пределах незначительной территории имели различные почвенные условия, и крестьянские семьи, не имея возможности обрабатывать все участки в одно и то же время, часто вынуждены были отказываться от наиболее отдаленных. В мелких и мельчайших крестьянских хозяйствах преимущественно велось натуральное, потребительское хозяйство – ради выживания на земле.

Товарное производство, связанное прежде всего с выращиванием кофе и хлопка, осуществлялось примерно на 1-2% обрабатываемых земель. Его стали создавать на государственных землях в рамках программ «зеленой революции» (хлопковые плантации в бассейне реки Аваш, кофейные – на юге и западе страны). Это было новое направление в аграрной политике 60-х – начала 70-х гг., когда предпринимались попытки «модернизировать» сельское хозяйство с помощью иностранного капитала. С этой целью был принят новый инвестиционный кодекс, гарантировавший иностранцам безопасность их вложений и предоставлявший другие льготы. В аграрной сфере был взят курс на развитие капиталистического производства.

Началось создание так называемого слоя «новых помещиков», когда землей наделяли верхушку госслужащих, военных, а также интеллектуальную элиту, которые вели хозяйство на капиталистической основе; организация крупных плантаций по выращиванию товарных культур (прежде всего хлопка, кофе, овощей). В результате в стране стала формироваться аграрная буржуазия.

Однако указанные процессы носили очаговый характер. Попытки модернизации практически не затрагивали «традиционный» сектор агросферы, где трудилась основная масса населения и в основном применялись экстенсивные методы хозяйствования: ручной труд (мотыжное и плужное земледелие на животной тяге), экстенсивное кочевое и отгонно-пастбищное скотоводство (преимущественно в восточных провинциях страны). Экстенсивные методы ведения хозяйства, низкая производительность труда, практическое отсутствие механизации и применения химических удобрений и, наконец, преобладающая система феодальных отношений не давали возможности эфиопским крестьянам увеличивать размеры своих участков и повышать производство. В результате из общей площади земли 13 млн. га, пригодной для сельского хозяйства, ежегодно обрабатывалось всего 6,5 млн. га.

Сельскохозяйственный потенциал Эфиопии обычно оценивается достаточно высоко, страна способна обеспечить себя продовольствием и производить товарные культуры на экспорт. 2/3 территории страны пригодны для сельскохозяйственного использования. Однако более 50% этой территории занимают пастбища, на которых ведется экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство (в Эфиопии насчитывается около 50 млн. голов скота – больше всего на континенте). Ирригационный потенциал страны составляет 3 млн. га, но его необходимо реализовать.

На значительной части территории страны природные условия не совсем благоприятны для развития сельского хозяйства. К неблагоприятным условиям следует отнести засушливый климат, горный рельеф, преобладание малоплодородных почв. Кроме того, экстенсивные методы ведения производства не удовлетворяют потребности быстрорастущего населения. Ежегодные темпы его роста (2,8%) опережают темпы увеличения сельскохозяйственного производства, которые в лучшие годы составляли 2,3%. Это ведет к обострению демографической проблемы (если в 1950 г. население страны составляло 16,7 млн. человек, то в 1997 г. – 56 млн. человек).

Перечисленные природные и социально-экономические факторы развития Эфиопии в XX в. резко обострили экологическую ситуацию в стране. Нарушение экологического равновесия и развитие опустынивания произошли из-за массового сведения лесов в 1935-1975 гг. главным образом на топливо и под пашню, в результате чего процесс облесения захватил огромные пространства (в начале столетия лесами было занято почти 50% территории страны, в 1975 г. – 6%). Участившиеся засухи с периодичностью 1 раз в 10 лет вызывали в стране голодные сезоны, когда от недостатка пищи погибали сотни тысяч человек. Голод в Эфиопии из чисто социальной и экономгеографической проблемы превратился в постоянно действующий политический фактор развития. Так, голод, случившийся в 1973-1974 гг., послужил мощным толчком к революционному взрыву, в результате чего рухнула старая феодально-монархическая система, господствовавшая в стране на протяжении многих веков. Тем самым был открыт путь к коренному преобразованию аграрного строя страны.

Реформирование сельского хозяйства Эфиопии, начавшееся с опубликования в 1975 г. основополагающего Закона (Декрета) об общественной собственности на землю, происходило в довольно сложной внутренней и международной обстановке. Борьба завершилась установлением в стране авторитарного правления, что во многом предопределило пути и методы аграрных преобразований, которые осуществлялись «сверху», при прямом и жестком участии государства во всех процессах.

Проведение реформы в Эфиопии совпало с соперничеством на континенте двух противоположных мировых социально-экономических и политических систем – капиталистической и социалистической. Выбор нового руководства Эфиопии в пользу «социалистической ориентации» во многом определил характер, пути и методы аграрных преобразований в стране.

Согласно Закону (Декрету) все сельскохозяйственные земли объявлялись «коллективной собственностью эфиопского народа». Декретом запрещалось любым лицам или организациям владеть землей на основе частной собственности. Пользователи земли не имели права продавать, закладывать, сдавать в аренду и передавать по наследству свои участки. Фактически в Декрете речь шла о полной национализации земли. Максимальная площадь участка, приходящаяся на одно домохозяйство, не должна была превышать 10 га. Все вопросы, связанные с распределением земли, передавались в ведение создаваемых в каждом округе и районе крестьянских ассоциаций. В соответствии с этим определялись следующие категории земельных пользователей: крестьянские ассоциации; сельские кооперативы; государственные хозяйства; государственные несельскохозяйственные предприятия и учреждения.

Согласно Декрету ликвидировались все феодальные отношения в деревне, в том числе и соответствующая аренда. Арендаторы освобождались от выплаты ренты, долгов и других феодальных повинностей. Ликвидировалась традиционная административная система.

В новых условиях функции деревенского самоуправления возлагались на крестьянские ассоциации. В 1978 г. была создана Всеэфиопская ассоциация крестьян. В начальный период аграрной реформы крестьянские ассоциации выполняли одну из важнейших функций – распределение земли в соответствии с Декретом. Это был сложный период в истории страны, характеризовавшийся явным и скрытым сопротивлением реформам класса землевладельцев. Крестьянство в основном также заняло выжидательную позицию ввиду неопределенности начинавшихся преобразований.

Поскольку крестьянские ассоциации занимали неравные площади угодий, а земля распределялась только в рамках конкретной ассоциации, постоянно возникали споры о размерах выделяемых участков. В результате распределение и перераспределение земли затянулось на многие годы. В среднем по стране площадь участков, выделенных в ходе аграрной реформы, составила 0,4-0,5 га на человека. При этом отмечался рост доли наделов площадью до 2 га, т.е. итоги распределения земли гарантировали лишь выживание мелкого крестьянского хозяйства. В Эфиопии создавалась армия мелких и мельчайших крестьянских хозяйств без права частной собственности на землю, найма рабочей силы, передачи или заклада земли. К середине 80-х гг. они составили свыше 90% всего сельского населения страны. Перед государством стояла почти невыполнимая задача технико-экономической модернизации этих хозяйств. Правительство пыталось решить ее созданием государственного сектора в сельском хозяйстве и развитием кооперативного движения.

Экономической и земельной основой государственных хозяйств стали национализированные крупные фермы и плантации бывших феодалов, на которых велось сносное современное производство. Для управления этими хозяйствами было создано Министерство государственных ферм. В первые годы реформ госфермы развивались – увеличивалась как обрабатываемая ими площадь, так и их количество. Планировалось сделать их основными поставщиками товарной сельскохозяйственной продукции (свыше 80% продукции мелких крестьянских хозяйств не поступало на рынок). В середине 80-х гг. общая земельная площадь госферм составила 250 тыс. га (4% обрабатываемых земель в стране). Затем их рост стабилизировался.

Еще одно направление аграрных преобразований – кооперирование крестьянства. Функции кооперативов по управлению земельными ресурсами во многом выполняли крестьянские ассоциации. Процесс создания производственных кооперативов предполагал несколько ступеней – от частичного объединения земли и средств производства до полного их обобществления.

На развитие кооперативов и государственных хозяйств выделялось 80-85% сельскохозяйственных машин, большая часть удобрений, химикатов и сортовых семян. Но производственная отдача кооперативов и госферм была крайне низкой, на них приходилось не более 6% всей сельскохозяйственной продукции.

Создание кооперативов сопровождалось выполнением обширной программы переселения и создания компактных деревень вместо преобладающего в стране разбросанного типа поселений (так называемая программа «виллиджизации»).

И все же эти программы, особенно «виллиджизации», больше носили политический и идеологический характер, чем экономический и социальный. Об этом свидетельствует как масштабность, так и нередко принудительный характер акций, несмотря на значительные материальные и финансовые средства, затраченные на их осуществление. Положение усугублялось отсутствием в стране земельного кадастра. Попытки его введения предпринимались еще до революции 1974 г., однако накануне аграрных реформ доля обмеренных и зафиксированных земель в стране не превышала 10%. Назревал кризис всего аграрного сектора.

В этих условиях в 1990 г. была предпринята попытка введения своего рода «новой экономической политики», заключавшейся в либерализации экономической жизни сельского населения. В законодательном порядке было признано право производителей на пользование землей, свободную реализацию своей продукции на рынке, право передачи земли по наследству, использование наемного труда, выращивание любых сельскохозяйственных культур. При этом за государством оставалось право регулировать рыночные отношения, а также определять основные параметры развития сельского хозяйства и экономики в целом. Поворот в аграрной политике, отдававший предпочтение развитию мелкого крестьянского хозяйства, не смог поправить положение, этот шаг правительства был явно запоздалым.

Правительство, проведя радикальную антифеодальную аграрную реформу, не сумело выбрать оптимальный вариант дальнейшего развития деревни и не смогло ни экономически, ни технологически преобразовать сельское хозяйство. По технической оснащенности оно осталось на уровне императорской Эфиопии.

Развитие страны после 1991 г. характеризуется сложной и одновременно неоднозначной ситуацией. Правительство, провозгласив курс на либерализацию сельскохозяйственного производства и экономики в целом, еще не создало четкой законодательной основы для этого. Новая конституция (1992) носит весьма противоречивый характер в основополагающих вопросах собственности, что может в дальнейшем блокировать принятие любых законов, связанных с землей и собственностью. А как показывает опыт аграрных преобразований в Эфиопии, противоречивость политики – основная опасность на пути любых реформ.