Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Книга Шоба по Лукину.doc
Скачиваний:
306
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
7.53 Mб
Скачать

Монастырское и церковное землевладение

Значительное количество земель в Московской Руси были монастырскими вотчинами. Они сложились постепенно из земель жалованных, т.е. подаренных, земель, отданных в виде различных вкладов (для заупокойного поминовения, для пострижения), купленных, а также захваченных и присоединенных свободных государственных земель и земель черносошных крестьян. В результате многие монастыри превратились в крупных землевладельцев. Церковь создавала государству большие затруднения в обеспечении землей служилого класса.

Московские государи в XVI в. предпринимали неоднократные попытки остановить дальнейшее земельное обогащение монастырей за счет служилого класса. К этому времени монастырское землевладение расширилось настолько, что стало подрывать поместную систему. Собор 1580 г. принял решение запретить архиереям и монастырям увеличивать каким-либо способом свои владения, покупать, брать в заклад или принимать в виде вкладов вотчины служилых людей, а земли служилых людей, ранее полученные церковью, было предписано отобрать в пользу государя. Земский собор 1619 г. постановил вернуть казенных крестьян, оказавшихся на монастырских землях, в тягло на прежние места. Однако эти предписания зачастую не выполнялись. И только соборным Уложением 1649 г. была проведена конфискация церковных (а также боярских) слобод, населенных государственными крестьянами, а передача поместных земель монастырям была полностью запрещена.

Крестьянское землевладение и землепользование

В Московском государстве XVI в. существовало всего 3 разряда землевладельцев: государь, церковные учреждения и служилые люди. К этому времени не осталось почти крестьян-собственников, сидевших на своей земле. В областях бывших вольных городов в XVI в. они постепенно зачислялись в служилые люди или смешивались с черными государственными крестьянами. Крестьянские земли чаще всего становились объектом захвата князьями и помещиками. Хотя на Руси долгое время было много свободных земель, именно заселенные земли представляли особую ценность, поскольку не требовали больших вложений труда для освоения. Параллельно с ростом феодального землевладения уменьшалось землевладение крестьян, и к концу XVI в. оно преобладало лишь в северных районах страны. Крестьяне всюду жили на чужих землях: церковных, служилых или государственных, являясь пользователями, безземельными хлебопашцами, а не собственниками земли.

Чужую землю, черную, дворцовую, поместную или вотчинную, крестьяне снимали, обычно на год, ежегодно возобновляя контракты с землевладельцем или сельским обществом, если земля была государственная.

Вплоть до XVI в. крестьяне в Московском государстве были вольными хлебопашцами, их отношения к землевладельцам определялись свободным поземельным договором, который они заключали как юридически равноправные лица. Исполнив условия контракта, крестьянин в назначенный законом срок мог уйти от землевладельца, из общины, мог даже выйти из крестьянства, записаться в посад, продаться в холопство. Таким образом, крестьянство было тогда временным вольным состоянием.

Земельные отношения и землеустройство в XVII-xixвеках

В XVI в. в Московском государстве постепенно складывались условия, готовившие крепостное право. Крестьяне снимали чужую землю, заключая договор и получая ссуду деньгами, скотом, земледельческими орудиями, семенами, у землевладельца или сельского общества. Условия этого арендного договора излагались в порядных грамотах, согласно которым крестьяне в качестве арендной платы за землю выплачивалиоброк. Беря ссуду у землевладельца, крестьяне вместо платежа процентов обязывались дополнительно работать на хозяина, чаще всего обрабатывать определенное количество барской земли – отрабатыватьбарщину.

В случае ухода крестьянин обязан был возвратить землевладельцу или сельскому обществу ссуду и выплатить определенную сумму, которая рассчитывалась по числу прожитых на этой земле лет. Разорение крестьян в результате неурожаев, падежа скота, других причин, постепенно привели к тому, что огромная масса крестьян попала в экономическую зависимость и уже не могла воспользоваться правом перехода, хотя оно и не было отменено законом.

С середины XVII в. в порядные грамоты стали вносить новое условие, согласно которому крестьяне отказывались от права прекратить принимаемые на себя обязательства и обязывались никогда не покидать землевладельцев даже при условии уплаты неустойки. Это условие придало крестьянскому поземельному договору значение личной крепости.

Крестьяне на казенных землях были связаны круговой порукой в уплате податей государству и, следовательно, заинтересованы в том, чтобы затруднить членам своей общины переход на более льготные земли.

Государственные и дворцовые крестьяне постепенно образовали замкнутый класс: ни их не выпускали на земли собственников, ни в их среду не пускали владельческих крестьян, что прикрепляло их к земле или к сельским обществам, обеспечивая уплату податей и облегчая действие круговой поруки.

Государство было заинтересовано в том, чтобы тягловые крестьяне оставались на определенных участках, обрабатывали землю и исправно платили налоги. А помещики хотели иметь бесправных крестьян, и земледельцев, и дворовых, которых можно было бы и продать, и заложить, и подарить без земли.