Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2_Реале,Антисери_Западная философия.pdf
Скачиваний:
58
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
15.65 Mб
Скачать

Францисканское движение

149

Платоновский тезис о Субстанциональности души и аристотелевский тезис одуше как формальном начале, фондируя друг друга, дают нам томистский принцип единства человека, в которомотчетливо проступает примат личности над видом. Личность, участвующая в божественном бытии, ведома судьбой к блаженству. "Регхопа ыцш&сМ к! (щоЛ е& рефсШзгтит т Ма паШга", "Личность означает то, что есть самое совершенное во всей природе".

Новое вино наполнило старые меха, античная проблематика вошла в новую перспективу веры, обретя иные очертания. Бог в греческом горизонте выступал как средство совершенства в некой порядке бытия (мышление в модусе качеств Аристотеля или благо у Платона). Христианский Бог — первый в порядке бытия, где "первый" — понятие метафизическое, и лишь потом "двигатель" как понятие физики. Греческий универсум возможен в более общем плане интеллигибельного или становления, христианский универсумначинается содня творения в порядке бытия. Целесообразность на греческийлад имманентна внутреннему порядку существ, финализм христианский трансцендентен — все идет назначеннымпутем к известной заранее цели. Все подчинено Богу: "Бог сотворил небо и землю", "Бог есть тот, кто есть".

8.БОНАВЕНТУРА ИЗ БАНЬОРЕДЖО

8.1.Францисканское движение

Как уже отмечалось, XI и XII века принеслис собойветер перемен, бурный экономический рост повлек социальные трансформации. После периода культурной изоляции латиноязычный христианский мир вступает, благодаря освоению новых торговых путей и политическойи военной экспансии, в контакт с иными философскими традициями. Этот моменткультурного подъема совпал с фазой декаданса религиозного духа, в котором проступили черты усталой вялости. Вера как подлинное основание жизни, как встарь, так и ныне, по плечу немногим подвижникам, для большинства же она лишь эмоциональный факт. Иерархическая структура церкви, к которой принадлежал клир, выглядела так: — огд.о гес1огит зеи ргаейюсЛошт (орден управителей или проповедников), орден, к которому принадлежали монахи — ог<1о соп1шеп(шт (орден воздерживающихся), и, наконец, — огЛо сопшваЮгит (орден соединителей). Все эти три страта плохо сообщались между собой, что крайне осложняло возможность религиозного обновления. Клир проявлял большую озабоченность своими отноше-

Святой Бонавентура( 1217118—1274), один из ярких представителей философской школы францисканцев.

Бонавентура

ниями с имперской властью, где даже директивы Папы были на втором плане, любовь к привилегиям плохо уживалась с евангельскими истинами. Монахи в монастырском своем бытии стремительно обогащались, злоупотребления вошли впривычку.

Реакция воспоследовала в виде движений протеста, знаменем которых был евангельский идеал нестяжания, бедности и смирения духа перед лицом тщеславия утративших чувство меры нуворишей в рясах. Впрочем, призыв к бедности и защита евангельского идеала жизни в усердии и трудах часто обретал манихейскую окраску, когда негативизм касался церковнойиерархии, которой противопоставлялась церковь примитивная. Покаяние и уподобление Христу в его крестных муках подчас были для еретиков аргументом в пользу презрения к телу и всему телесному, мирскому. Таковы были флагелланты ("бичующие"), гумилиаты ("униженные"), полагавшие, что и миряне могут проповедовать.

Ярким выразителем этих настроений стал Франциск Ассизский (1182—1226), который сумел не просто выразить народные чаяния во всей их настоятельности (жить согласно Евангелию, отказаться от роскоши, содержать себя собственнымтрудом, смиренно молиться), но и сохранить равновесие перед искушением экстремизма и нигилизма в неподчинении официальной церкви и нудном пессимизме. Францисканцы, внешне подчиняясьцеркви, не искали уединения, безопасных островов и самолюбования в святости. Исповедуя на деле предначертанное радование жизнью, они не боялись городской жизни со всей сложностью ее проблем. Если бенедиктинцы, как правило, были знатного происхождения, то францисканцы чаще представляли среднее сословие купцов и ремесленников. Буржуазия еще не оформилась в самостоятельный класс смощнойэкономическойвластью, в начавшемся восхождении она была пока "народом" перед лицом феодального дворянства. Для францисканцев были характерны высокий уровень подвижности, инициативы и страсть к путешествиям. Их называли вагантами, пилигримами, неоседланиость толкала их в качестве миссионеров на Восток. Так францисканцы принесли в христианство свежую струю активной народной жизни, сделав религиозное дыхание более свободным.

Кроме того, это был тип активности, скорее культурного плана, давший источник новым философским тенденциям, на первый взгляд, контрастировавшим с христианством. Противостоять доктринальному пессимизму, жизненнойпрограмме беспомощногонытья, отвержению тела и всего природного, было требованием времени. Не достойнее ли обосновывать восхождение к Богу, восхваляя красоту природыи величие человека? Разве тезис о единстве интеллекта не означал снижения индивидуальной ответственности, что мы находим во многих формах

152

"Дучентс?'

дуализма и фатализма манихейского типа? Голос в поддержку позитивности природы ждали, и он былуслышан.

Активность чисто пасторальногохарактера вне культуры своего времени всегда сомнительна,поменьшей мере, недостаточна. Это удалось показать Бонавентуре,заслужившему титул "второго основателя францисканского ордена".

8.2. Бонавентура: жизнь и сочинения

Джованни Фиданца, прозванный Бонавентурой (что означает

"Благое пришествие") родился в Чивите, Баньореджо, около 1217— 1218гг.

В 1236—38 гг. онучитсяв Парижском университете, а затем, уже членом францисканскогоордена, изучаеттеологиюподначалом Александра Гэльского. В1248—1252 гг. онпреподает в качестве библейского бакалавра и сентенциального бакалавра, а в 1253 становится доктором теологического факультета и начинает преподавание во францисканской школе. Выбранный 2 февраля 1257 года генералом францисканского ордена, он много путешествуетпо заданию понтификата и нуждам ордена, посещая Италию, Англию, Фландрию, Германию, Испанию. В 1267/68 годах в своей парижскойшколе он выступил на диспуте против аристотеликов-аверроистов, написав трактат "СоИайопез" ("Сопоставления"), состоящий из "Декалога", "Даров Святого Духа", "Шестоднева". Эта трилогиястала шедевром средневековой мысли. Выбранный Григорием X в кардиналыи став епископом Альбанским в 1273 году, он возглавил подготовительные работы к Вселенскому Лионскому собору 1274 года, задачей которого было соединение греческой церкви с римской, Внезапно он заболел, и 15 июля 1274 года, когда работал Собор, скончался.

Жильсон назвал его одним из самых плодовитых авторов, каких только рождала латинскаяцерковь, сбезупречным литературным вкусом. Из его 65 сочинений 45 изданы.Посвященные философско-теоло- гическим проблемам, экзегетикеи аскезе, они делятся на пять групп по десять томов. Другие егосочинения: "Нтегапшп тепйз т Веит"

("Путеводитель души к Богу"), "Ое гейисИопе аПшт аи Игео1о&ат"

("О редукции искусств к теологии"), "Сга&я ишт оттит та&.а1ег" ("Христос, единственный учитель всех").

8.3. Александр Гэльский и Бонавентура

Александр Гэльский (1185—1245) был для Бонавентуры тем же, чем был для Аквината Альберт Великий.Онстал францисканцем уже

Бонавентура

153

будучи магистром-регентом теологической кафедры в Париже. Его наиболее известная работа — "Сумма всеобщей теологии", хотя и незавершенное, но вполне оригинальное сочинение. Бонавентура воспринял от учителя тезисы экземпляризма и разумных семян, относительной независимостидуши от тела, состоящего из материи и формы, и множественностииндивидуальных форм. Душа, по мнениюАлександра, "табула раза", чистая доска, только по отношению к низшему, тому, что познается разумом. В познании внутреннегои высшегомира интеллект нуждается в божественном озарении. Ему импонируетонтологический аргумент Ансельма, акцентирующий эмоционально-во- левой элемент в познании божественного как высшего блага. В его работах мы находим ссылки на Августина, Бернарда, викторианцев, Гуго и Рихарда. Программный тезис таков: "Р1из сгеЛепЛи.т ез1 Аици&Нпо диат рНИозорНо" "Следует больше доверять Августину, чем философу" (т.е. Аристотелю). Этот выбор сам по себе показателен для францисканцев и их духовной ориентации, недаром Бонавентура назовет Александра "ра(ег е1 та&Мег поМег""наш отец и учитель".

8.4. Автономна лифилософия?

"Даже если человек и способен познавать природу и метафизику, возвышающую его до субстанций наивысших, то, достигнув этих вершин, остановится:невозможно не впасть в ошибку вне света веры, не ведая, что Бог единв Трех Лицах, всемогущ и всеблаг", — такой видит Бонавентура функцию философии. Он не против философии вообще, нопротив такой философии, которая не способна держать вертикаль от конечного к бесконечному, нить от человека к Богу, конкретизирующему нашебытие, направляющему к спасению, без чего всегда открыт противоположный путь ко злу.

Проблема, согласно Бонавентуре, не в разуме как таковом, но в понимании различиямежду христианской теологией и нехристианской философией, между разумом, ведомым верой к благословенному, и разумом, упорствующим в своей самодостаточности, отрицающим все сверхъестественное. Он сознательно следует традиции, проложенной Платоном, Августином и Ансельмом, рефлектирующей мир как систему упорядоченных символов, смысловую ткань которого соединяют Бог единый и троичный, и человек, пилигрим, очарованный Абсолютом.

Упражнения разума нужны затем, чтобы распознавать и приветствовать в мире и в нас самих зерна божественного, которые зате.м пестуются до полного созревания теологией и мистикой. "Оиаегеге Оеит" — "Искать Бога", который просветляет, проявляется и скрывается — ге1исе1 и 1а(е(, это, согласно монашеской традиции, возможно