Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2_Реале,Антисери_Западная философия.pdf
Скачиваний:
58
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
15.65 Mб
Скачать

18 Библейскоепослание

Любовь Божия к намоткрылась в том, что Бог послал в мирединородного Сына Своего,чтобы мы получили жизнь чрез Него.Втом любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.Что мы пребываем в Нем, и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего (4, 7—13).

Экзальтированный гимнлюбви-агапэ слышиммыв Первомпослании Коринфянам апостола Павла: "Если я говорю языкамичеловеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею познание всякое и всю веру, так что могу и горыпереставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и на сожжение отдам тело мое, а любви не имею, — нет мне в томникакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует,не ищетсвоего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, всепереносит. Любовь никогда неперестает, хотя и пророчества прекратятся, иязыки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем, Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, помладенчески мыслил, по-младенчески рассуждал, а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бысквозьтусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу: теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" (гл. 13).

По этому поводу Виламовиц сделал наблюдение, противопоставляя Павла Платону: "Один ничего не знал обЭросе, а другой ничего не знал об агапэ; посему один должен бы был научить другого и наоборот, однако, они будучитем, чем были, не могли того сделать". Вся последующая христианскаямысль, в самом деле, была сцементирована этой целью. Христианская агапэ могла продолжать жить и безгреческого Эроса, но Эрос безагапэ — уже нет.

2.10. Переоценка ценностей, проделанная христианством

Христианское послание означало, без сомнения,самуюрадикальную переоценку ценностей в истории человечества. Ницше говорил даже о тотальном мятеже против античных ценностей, программная формулировка которого содержится в "дискурсе горной вершины".

"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствиенебесное.

Переоценка ценностей, проделанная христианством

19

Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы,ибо они будут наречены сынамиБожиими. Блаженны изгнанные за правду, ибоих есть царство небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня, Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас" (Ев. от Матфея, 5, 3—12).

Блаженны нищиедухом, ибоваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь.

Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше как бесчестное, за Сына человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. Напротив, горе вам, богатые, ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалкаете. Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо, иботак поступали слжепророками отцы их. Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас. Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке, подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять ирубашку..." (Ев.отЛуки, 6,20—29).

Согласно этой новой шкале ценностей, необходимовернуться к простоте и чистоте младенца, ибо тот,кто был первымпозакону мира, будет последним по суду Божьему, и наоборот. "Кто больше в Царстве Небесном?" — спросилиученики Христа, читаем мы в Евангелии от Матфея. Иисус позвал к себе ребенка и сказал: "Правду вам говорю: если вы не переменитесь инестанете какдети, невойдете вцарство небесное... Икто угадает в моем именимладенца, как этот, тот узнает меня".

Смирение становится, таким образом, фундаментальной добродетелью христианства, узким путем, которым можно войти в тесные врата царства небесного. Решительно незнакомая и непонятная для греков добродетель: отречься от себя самого, принять крест дисгармониимира на себя. "Кто хочет спасти жизньсвою,да потеряет ее, нокто потеряет жизнь свою, спасется". Идеалом эллинистического мудреца было понять всюсуетность мира и внешних благ, однако, вместе с этим и высшая определенность и уверенность в самом себе прокламировалась в идеале "автаркии", самоценности, самодостаточности, способности достичь цели в одиночку, индивидуальным усилием. Это был, безусловно, благородный идеал грека, человека, неколебимо верящего

20 Библейское послание

лишь в себя и в свои силы. И все же евангельское послание провозгласило его иллюзорным, категорически отвергло его. "Без меня, моей помощи, — сказал Христос, — вы несможете ничего". Апостол Павел в своем Второмпослании Коринфянам предельно выразителен: "Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его (бедствие) от меня, но Господь сказалмне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова" (12; 8,9).

2.11. Бессмертие души у греков и воскресение из мертвых Христа

Понятием души мы обязаны грекам. Мыуже имели возможность проследить эволюцию их представлений, от Сократа (душа как сущность человека) и Платона (рациональные доказательства бессмертия души) к Плотину (душакак одна изтрех ипостасей).Ясно, что "психэ"

— одна изтеоретических фигу?) которая лучше других характеризует греческую мысль и ееметафизический идеализм. Напомним, что даже стоики, открыто проповедуя материализм, отстаивали неуничтожимость души (пусть даже только до финального космического пожара). ПослеСократагреки без колебаний указывали на душу как подлинную сущность человека и немыслили самих себя иначе как в терминах тела и души. Душа и ее бессмертная природа — осьвсей платоновско-пифа- горейской, а также аристотелевской традиции.

Библейское послание сместило проблему человека винуюплоскость. В священных текстах термин "душа" лишенгреческих акцентов: христианство не отрицает, чтои после смерти от человека остается нечто, выразительно живописуя сретение мертвых в "лоне Авраамовом". Тем не менее, ненабессмертие души уповает христианин, нона "воскресение из мертвых", что подразумевает возвращение к жизни и даже телесное.

Именно это последнее обстоятельство представляло самое серьезное препятствие для греческих философов, которые полагали абсурд-

ным, чтоплоть, источниклюбойнегативностиивсяческогозла, должна воскреснуть.

Реакция стоиков и эпикурейцев на речи Павла в афинском Ареопаге (высшем органесудебной и политической власти) была более чем красноречивой. Пока он вел речь о Боге, ему внимали, но едва он заговорил о воскресении из мертвых, его прервали. В "Деяниях Апостолов" читаем, чтозаслышав о воскресениииз мертвых, одни начали

глумиться, другиесказали:"Поповоду этих доводовпослушаем тебя в другой раз". Так Павлу пришлось покинуть собрание.

И Плотин в рамках обновленной метафизической перспективы платонизма выступил с открытой полемикойпротив такого верования: "что касается души, то во плоти она не иначе как дремлющая душа;

Новый смысл истории и жизни человека

21

истинное пробуждение ее заключено в воскресении. И это обновление в отделении от плоти, но не во плоти, ибо возродиться во плоти равнозначно было бы упасть из одного сна в другой, перейти, так сказать, из одной постели в другую, но вознестись поистине означает нечто определенное: уйти не из одной только плоти, но ото всех тел, ибо все плотское радикально противно душе, и его противоприродность проникает до самых корнейбытия. Становление, текучесть, самоопустошение не дает телесному войти снова в бытие".

В своюочередь многие христиане воспринимают теорию, изложенную в платоновском "Федоне" не как отрицающую их собственную веру, но как, напротив, проясняющую. Тематика души и воскресения из мертвых станет одной из наиболее дискутируемых там, где возникнет философская рефлексия христианских идей.

2.12. Новый смысл истории и жизни человека

Греков мало беспокоил точный смысл истории, и их способ мышления былсущественным образом неисторичным. Идея прогресса была имлибо незнакома, либо занимала в незначительной мере. Аристотель, впрочем, говорил огрядущихкатастрофах, которые приведут постепенно человечество к примитивному состоянию, затем последуют новая эволюция, высокий уровень цивилизованности вплоть до уже раз достигнутого, затем вновь катастрофа, и так до бесконечности. Всеповторится, как это было в прошлом. Ясно, что это отрицание прогресса.

В библейском послании понимание истории выражено не циклической траекторией, а прямолинейной. По истечении времен сбудутся события уже предрешенныеи необратимые, разрешающие и освобождающие смысл истории. Конец времен есть также конец, исчерпанность всего сотворенного во времени: страшный суд — это наступление Царствия Божияво всей его полноте. Такова история, идущая от сотворения к падению, от завета, временного альянса, к ожиданиюМессии, от явления Христа к последнему судному дню.

Следовательно, и человек, погруженныйв так понимаемую историю, можетлучше понять себясамого.' откуда он пришел, где находится и куда его зовет история. Он знает, что царство Бога уже вошло со Христом в мир, что Онсрединас, хотя реализоваться полностью может лишь в конце времен.

Древние греки жили в пространстве полиса и для полиса, лишь в яем представляя себя. Уничтожениеполиса сделало греческого фило- :офа индивидуалистом, отчаявшимся найти новый тип сообщества. Христианин же не принадлежитполитическому обществу, и никакому другому естественному окружению: он живет в церкви, в горизонтальном и вертикальном измерении одновременно, ибо, живя в этом мире,