Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
реферат по матем..doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
30.08.2019
Размер:
82.43 Кб
Скачать

Афоризмы и высказывания

В понятии человека заложено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а его путь к ней — бесконечным.

В том, что мы называем познанием и рассмотрением вещей, мы познаем и рассматриваем всегда только самих себя; во всем нашем сознании мы не знаем ничего, кроме нас самих и наших собственных определений.

Женщина не видит дальше любви, и ее природа не идет дальше любви.

Крепнет чувство нашего достоинства и нашей силы, когда мы говорим себе: мое существование не тщетно и не бесцельно, я — необходимое звено великой цепи, которая тянется от развития у первого человека сознания его бытия — в вечность.

Пусть покинет меня все остальное, только б не покинуло мужество.

Пусть ученый забудет, что он сделал, как только это уже сделано, и пусть думает о том, что он еще должен сделать.

Истинная цель существования человеческого рода – все же не разумное бытие, а разумное становление через свободу.

Человек может то, что он должен.

Вникни в самого себя, отврати взор от всего, что тебя окружает, и направь его внутрь себя — таково первое требование, которое ставит философия своему ученику.

Все индивиды заключаются в Едином великом Единстве чистого Духа. Пусть это будет то последнее слово, которым я вверяю себя вашей памяти; и пусть это будет именно та память обо мне, которой я себя вверяю.

Последняя высшая цель общества — полное согласие и единодушие со всеми возможными его членами. Но так как достижение этой цели, достижение назначения человека вообще предполагает достижение абсолютного совершенства, то и первое и второе равно недостижимо, пока человек не перестанет быть человеком и не станет Богом.

Философия учит нас все отыскивать в Я. Впервые через Я входит порядок и гармония в мертвую и бесформенную массу. Единственно через человека распространяется господство правил вокруг него до границ его наблюдения, и насколько он продвигает дальше это последнее, тем самым продвигаются дальше порядок и гармония.

Началом системы или  основанием человеческого знания является самосознание как творческая  деятельность, направленная на  самое себя — то, что Фихте  достаточно неясно называет «Я». «Я» не дано, а свободно порождает, утверждает себя: «Я»  первоначально полагает безусловно свое собственное бытие», —  формулировка первого основоположения. Это дало основание Фихте  утверждать, что его система — «первая система свободы». Столь же безусловным по форме, однако обусловленным по содержанию является второе основоположение: «Я»  безусловно противополагается  некоторое «не-Я», — оно гласит, что среди действий эмпирического сознания, или «Я», есть некоторое  противоположение. Однако, поскольку только «Я» полагается безусловно, то и противополагаться можно тоже только одному «Я». Противоположность «Я» — «не-Я» — возникает как предмет «Я», отличенный от  самого «Я», обладающий  противоположными характеристиками.  Возникновение «не-Я» означает одновременно изменение деятельности «Я», она становится теоретической, поскольку через противополагание обретает предмет созерцания:  деятельность эмпирического сознания с необходимостью принимает  форму предмета. Причем  «противополагание возможно лишь при условии единства сознания полагающего и противополагающего»: их  сосуществование в одном «Я»  предполагает взаимоограничение — «Я»,  определяясь через «не-Я», выступает как «интеллигенция» или  теоретический субъект, но при этом то, что ограничивает его в «не-Я», есть его собственный продукт(«без субъекта нет объекта»); в то же время «Я», будучи самоопределяющим, т. е.  практическим субъектом, определяется при этом через «не-Я» («без объекта нет субъекта»). Третье  обусловленное по форме (так как задача устанавливаемого действия задана  двумя предшествующими  положениями) основоположение  рассматривает противоположности «Я» и «не-Я» не с точки зрения их взаимоуничтожения, а с точки зрения их соединения: «Я»  противополагаю в «Я» делимому «Я» —  делимое «не-Я». Следуя логике  Фихте, необходимое объединение двух понятий возможно только в таком «Я», «сознание которого не определяется ничем внешним ему, а скорее само определяет  одним своим сознанием все».  Исследователи выделяют второй этап философской эволюции Фихте — начиная с 1800 г. и относят к  этому периоду такие работы, как «Назначение человека» (1800), «Факты сознания» (1810):  абсолютное «Я» понимается как  актуальное бытие, как реальность в противоположность  деятельности конечного «Я», являющегося лишь образом бытия. Концепция общества носит прогрессистский характер: от бессознательной  разумности через период духовного упадка к сознательной  разумности. Это еще один аспект  проявления активизма философской концепции Фихте, который он сам выразил в известном  афоризме: «Человек может то, что он должен».

Фридрих Ницше

(1844-1900)

«философия жизни»

Книги

«Так говорил Заратустра»

«По ту сторону добра и зла»

«Антихрист»

Главные идеи:

  1. Человек – недоношенное животное, главный недостаток – близость к обезьяне, главное достоинство – способность развиваться

  2. Человек – мост между обезьяной и сверхчеловеком

  3. Образ сверхчеловека (поэты, мыслители, святые)

  4. Ступени движения к сверхчеловеку: верблюд, лев, ребёнок

  5. Борьба дионисийского и апполонического начал

  6. «Бог умер»

  7. Христианство – религия слабых

  8. Воля к власти – онтологическая основа сущего

Личность

Гений, к его идеям относятся по разному, но не признавать его блестящий ум не может никто.

Родился в семье лютеранского пастора, был музыкален, дружил с Р. Вагнером, поклонник философии А. Шопенгауэра. В 24 года, будучи ещё студентом, был приглашён на должность профессора Базельского университета (беспрецедентный случай для европейских вузов). Санитар во время Франко-Прусской войны. Гражданин мира (отказавшись от прусского гражданства, не принял гражданство никакой другой страны), независимый писатель, переезжающий из города в город. Не обладал крепким здоровьем, с 18 лет испытывал сильные головные боли, а к 30 годам испытал резкое ухудшение здоровья, почти ослеп, оставил преподавание в университете. Его дальнейшая жизнь стала борьбой с болезнью, вопреки которой он писал свои произведения. С конца 1880-х годов — душевнобольной.