Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Pavlov_A_V__Ponomarenko_E_V_Sovremennye_probl.doc
Скачиваний:
58
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
1.65 Mб
Скачать

9.6.2.2. «Логика смысла».

Этой проблеме Ж.Делез посвящает свою «Логику смысла», для создания которой ему приходится пересмотреть сами основания сложившейся теории познания. Отметим, что современная субъективность, мыслящая в Делезовской «логике смысла», является, прежде всего, картезианской, характерной для европейских культур.

Опираясь на ризому как на методологический принцип, Ж.Делез создает собственную теорию знака, долженствующую доказать, что знак ничего не означает, кроме самого себя.

В общепринятой, т.н. «тернарной» теории знака утверждается, что в структуре знака есть три компонента: сам знак, предмет, который знак обозначает и смысл знака. В этой теории знак является репрезентантом предмета в культуре, или в языке, а соотношение знаков в какой-то степени соответствует соотношению вещей.

Ж.Делез в «Логике смысла» предлагает свою теорию. Ее суть такова: знак не тождественен предмету, он существует как самостоятельный предмет. Поэтому отношения знаков подчиняются не законам отношения вещей, а законам лингвистики. Знаки создают собственную реальность, или, по его терминологии, шизофренический язык (шизоязык).

Шизоязык, это – та реальность культуры, чьи значения, ценности и структуры создаются самим языком. Он не связан ни с какой реальностью, кроме той, что сам создает. Это как бы произвольная языковая игра, лежащая в основе культуры и предопределяющая ее.

В психиатрии есть понятие «рыбий язык», являющийся симптомом некоторых психических заболеваний. Больной изобретает произвольные звукосочетания и для общения с внешним миром использует именно их. Для него самого, вероятно, эти «слова» имеют значение, тем не менее, их связь с реальностью отсутствует. Шизоязык Ж.Делеза сродни рыбьему, он не обусловлен внеязыковой реальностью и его значения по отношению к реальному миру произвольны, он навязывает миру свои значения. Это как бы тот рыбий язык, относительно значений которого между пациентами одной больничной палаты достигнута договоренность.

Несмотря на явную ироничность этой идеи, не трудно убедиться в значительной правоте Ж.Делеза, достаточно только обратить внимание на многообразие языков и культур, указывающее на значительный субъективизм в их происхождении. И тем более, почитать вывески с названиями магазинов, предприятий, фирм, посмотреть на географическую карту или карту звездного неба с ее названиями, подумать над происхождением научного языка, присмотреться к символике культуры повседневности и послушать рекламу и ее т.н. «слоганы». Эти примеры всего лишь подчеркивают реалистичность делезовской иронии, особую же актуальность придает ей разговорный язык массового общения или язык массовой литературы и культуры в целом.

Для исследований в области шизоязыка Ж.Делез создает особую методологию, которую называет шизоанализом. Что такое «слово» в шизофреническом языке? – Оно существует в момент говорения. Оно совпадает с телом человека: слово, это - говорящее тело, поэтому в слове есть и интеллектуальная информация, и чувство, и даже, например, физическое недомогание. Слово есть тело. Поэтому Ж.Делез делит языковую реальность на «язык-страсть» («язык-желание») и «язык-действие», это - слова, которые сливаются с действием или страстью тела. Таким образом, язык как игра по субъективным, следовательно, произвольным правилам, обозначает хаотические взаимоотношения реальных людей, в которых творится вполне произвольная культурная реальность.

Язык ничего не говорит о глубинных смыслах. Если он не связан ни с какой реальностью, кроме своей собственной, то он выражает лишь поверхностные, случайные комбинации событий. Поэтому задачей шизоанализа является раскрытие столь же поверхностных, случайных значений, образующихся при хаотичном взаимоотношении людей.