Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Pavlov_A_V__Ponomarenko_E_V_Sovremennye_probl.doc
Скачиваний:
58
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
1.65 Mб
Скачать

1.2.6. Законы права.

Представление о законах природы и свободы позволило придать точный смысл и понятию законов права. Они, как правило, трактуются как юридические акты, принятые высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (3. – С.232) и оказываются законами общественной природы.

Выступая же внешними по отношению к индивидам волевыми регулятивными актами, законы права становятся их законами свободы.

1.3.Право и рациональность.

1.3.1. Хаотичность внерационального.

Эпоха в силу своего всеобъемлющего характера непосредственно воспринимается и осознается как цивилизация: институты, обряды, ритуалы, программы, ясно и отчетливо артикулированные и обращенные к человеку экспектации. В той мере, в какой она доступна исследованию, она видится наукой как общепринятая рациональность.

Современность же не столько рациональна, сколько разумна частным и живым человеческим разумом (7. – С.28-29, 58-60). В отличие от рациональности, разум опирается на интуицию и выступает формой проявления целостного внутреннего мира вовне, способом мышления, преодолевающим многообразие конкретных жизненных ситуаций и решающим экзистенциальную проблематику.

Идея интуиции как необходимой для познания стороны мысли появляется еще в Средние века в борьбе номинализма с реализмом. Уже в ту пору было ясно, что рациональная теория не может средствами логики определить главного – свой собственный предмет в его реальном бытии, а не в понятийном выражении. Реальное бытие предмета констатируется и постигается интуитивно, в том числе, и через органы чувств. И лишь потом, после констатации факта предметности, появляется понятие, и начинаются интеллект и логика. Интуиция понадобилась, чтобы понятия ума имели смысл и не были пустыми (15. – С.33), она ставит вопрос о том, что на самом деле обозначают слова.

После того, как в Новое время утвердилось понимание предмета естественных наук, обязательно воспринимаемого через органы чувств, и позднее, когда социальное познание рационализировало интуицию с помощью понятия рефлексии, она по сей день остается в философии и гуманитаристике. И по-прежнему интуиция выполняет задачу осмысления рациональных теорий.

Но в отличие от естествознания, исследующего всеобщую природу и от социальных наук, изучающих всеобщий социум, гуманитарная наука исследует человека, а люди – разные, различны и ситуации, в которые они попадают. Отсюда и различие между их индивидуальными разумами.

Живой человеческий разум лишь отчасти рационален, большей же частью он внерационален, то есть, интуитивен в том смысле, что обрабатывает уникальный личностный опыт и выступает моментом осознанности в реакции целостного и многогранного человека на ситуацию. Поэтому экзистенциальный диалог в действительности обозначает разумный, но принципиально не рационализируемый до конца полилог множества индивидов.

Благодаря существенной внерациональности диалога, формирующего общественную жизнь, в ней так же образуется огромная внерациональная сфера, которая воспринимается как любым отдельным человеческим разумом, так и общепринятой рациональностью в виде неизбывного хаоса.

Общественная жизнь оказывается всегда хаотичной и ставит перед людьми вечную проблему ее рационального упорядочивания. Одной из форм общественной жизни и одним из способов ее упорядочения выступает право.