Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Баглай - Конституционное право зарубежных стран...doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
4.78 Mб
Скачать

§ 3. Президент и правительство. Форма правления

337

писанные ему конституцией и действующим законодательством. По существу стало политической традицией, когда президент выступает в роли инициатора "чрезвычайного"законодатель-ства и введения чрезвычайного положения на территории всей страны или в отдельных ее частях. Многие латиноамериканские страны перманентно живут в условиях чрезвычайного положе­ния, причем по инициативе президента такое положение может продлеваться в течение длительного периода времени. Конститу­ция Чили, например, дает право президенту вводить в стране четыре вида исключительного положения, в силу действия кото­рых конституционные права и свободы граждан временно приос­танавливаются. Согласно этой Конституции причинами для объяв­ления осадного положения, особого положения, чрезвычайного положения и бедственного положения могут быть: внешняя вой­на, внутренняя война, внутренние потрясения, чрезвычайные обстоятельства и общественные бедствия, причем все указанные причины, кроме внешней войны, отнесены к причинам внутрен­него характера. Конституция закрепляет и полномочия президен­та, связанные с объявлением любого вида исключительного поло­жения. Он может приостанавливать или ограничивать личную сво­боду граждан, право на собрания, свободу информации и выражения мнений, право на труд, на объединения в ассоциации и профсоюзы, вводить цензуру на корреспонденцию и средства связи, накладывать определенные ограничения на имуществен­ные права граждан, ограничивать свободу передвижения, высы­лать граждан из страны, запрещать им въезд в страну и т. д.

В абсолютном большинстве латиноамериканских стран пре­зидент является главой правительства, возглавляя кабинет ми­нистров. Кабинет министров не носит конституционного статуса; его состав, порядок формирования, ответственность и способ фун­кционирования устанавливаются обычно на основе политической практики главой правительства — президентом. Традиционно ка­бинет министров рассматривается самим президентом и тракту­ется латиноамериканскими исследователями как сугубо рабочий орган при президенте, своеобразный аппарат "помощников" пре­зидента. Такое откровенно приниженное положение кабинета министров призвано подчеркнуть главенствующую роль самого президента в системе государственных органов. Политическая прак­тика предполагает назначение в состав кабинета министров дове­ренных лиц президента, своеобразную раздачу государственных постов для тех деятелей его партии, которые в большей мере способствовали его победе на выборах.

Президенту принадлежит руководящая роль в делах прави­тельства: он осуществляет надзор за деятельностью кабинета министров, председательствует на его заседаниях, определяет повестку дня заседания кабинета и решает все основные вопро­сы деятельности правительства. При принятии правительствен­ных решений мнение президента является определяющим. Ему

338

Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки

принадлежит право координировать деятельность министров и возглавляемых ими министерств и других исполнительных орга­нов, разрешать спорные вопросы между ними, заслушивать от­четы министров. Министры руководят своими ведомствами в со­ответствии с общей политикой правительства и конкретными ука­заниями президента. Министры, хотя это и не зафиксировано в законодательстве, обязаны беспрекословно подчиняться главе правительства, строго выполнять любые его указания. В случае несогласия с мнением президента министр либо должен отка­заться от своего мнения, либо уйти в отставку. По сути дела исполнительная власть в латиноамериканских странах полнос­тью концентрируется в руках президента, члены кабинета ми­нистров фактически не обладают никакой самостоятельностью, а сам кабинет выполняет лишь функции консультативного орга­на при президенте.

В странах Латинской Америки довольно своеобразные вза­имоотношения президента с законодательными органами власти, резко отличающиеся от аналогичных взаимоотношений в США. Суть этих взаимоотношений всегда состояла в откровенном кон­троле исполнительной власти в лице президента и правитель­ства за деятельностью национального конгресса. Прежде всего, президент в латиноамериканских странах активно воздейству­ет на законодательный процесс путем направления в конгресс специальных посланий. Это могут быть ежегодные послания кон­грессу, а также послания по отдельным вопросам внутренней и внешней политики. По сложившейся практике ежегодные посла­ния президента содержат детальную характеристику существу­ющего положения в стране, предлагаемые изменения в законо­дательстве, которые президент и правительство считают необ­ходимым рассмотреть и принять на сессии конгресса, что на деле означает обязательную программу законодательной деятельнос­ти. Помимо направления конгрессу специальных посланий в фун­кции президента может входить издание специальных законода­тельных декретов. На практике это приводит к тому, что це­лый ряд важнейших государственных актов принимается не в форме закона, проводимого через конгресс, а в форме декрета, единолично принятого президентом. Примеры законодательных актов, издаваемых президентом, многочисленны и весьма обшир­ны по сфере их применения. В Мексике, например, эта сфера простирается от порядка сбора налогов до введения в действие уголовного, гражданского и других кодексов. При этом конститу­ция разрешает президенту в особых случаях даже вводить своим декретом в действие ежегодный бюджет страны. Обширны пол­номочия президента по внесению законопроектов. В последние десятилетия проявляется тенденция ко все большему сосредото­чению законодательной инициативы в руках президента и воз­главляемого им правительства. Они являются главным источни­ком законопроектов, которые почти автоматически трансформи­