Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Баглай - Конституционное право зарубежных стран...doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
4.78 Mб
Скачать

§ 2. Формы правления в арабских странах. Монархия

353

подвергнуто обыску или изгнано... кроме как в соответствии с по­ложениями законодательства и под контролем судебных властей". На практике, однако, в случаях, касающихся ареста, содержа­ния под стражей или высылки из страны, нормы Конституции подменяются действием Государственного акта о безопасности 1974 г. Согласно этому документу любое лицо может содержаться под стражей вплоть до трех лет без суда за участие в деятельно­сти или за выступление с заявлениями, которые рассматривают­ся властями как угроза национальной гармонии и безопасности.

Несмотря на то, что Конституция предоставляет право "на выражение и распространение мнений", в действительности бах-рейнцы не свободны в выражении оппозиции к правительству в публичных выступлениях и в печати. Критика в СМИ членов пра­вящего семейства и его политики строго запрещена, то же самое касается и свободы собраний. В стране не разрешается проводить политические демонстрации и митинги. Любые несанкционирован­ные собрания с участием более пяти человек запрещены Государ­ственным актом о безопасности. Служба безопасности Бахрейна контролирует даже религиозные сборы, которые могут принять политическую направленность, и часто их запрещает.

В Кувейте действовали факторы, смягчающие социально-политическую напряженность: исключительно высокий доход на душу населения (в 1990 г. размер ВВП на душу населения соста­вил 14610 долларов США) и, соответственно, значительно более высокий, чем в других арабских (и даже европейских) странах, жизнен чый уровень. Именно это облегчило эволюцию политики правящей династии в духе либеральной "модернизации" в той мере, в какой она вообще была возможна в аравийской монархии и в какой она отвечала общим интересам феодально-родовой аристок­ратии, крупных предпринимателей и купцов, верхушки бюрокра­тии.

Согласно Конституции 1962 г. законодательная власть в Ку­вейте принадлежит Эмиру и Национальному собранию. Исполни­тельная власть — Эмиру и Совету министров. Со времени приня­тия Конституции главой правительства назначается наследный принц.

Однопалатное Национальное собрание по Конституции со­стоит из 75 депутатов (50 членов, избираемых прямым тайным голосованием сроком на 4 года, и 25 — назначаемых Эмиром). Из­бирательным правом пользуются только грамотные, урожденные кувейтцы мужского пола.

Кувейтская Конституция законодательно закрепила свободу слова, избирательное право, тайное голосование на выборах — все то, что в районе Персидского залива воспринималось в тот период (и воспринимается до сих пор) как революционные пре­образования. В условиях Кувейта, где политические партии зап­рещены, интересы различных социальных групп и слоев выра­жают и отстаивают общественно-политические организации, ко­

353

Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля

торым принадлежит важная роль в социально-политической жизни страны.

В 1962 г. был принят Закон "Об организациях и клубах обще­ственной пользы", который затем не подвергался никаким изме­нениям. Любое объединение, будь то общественное, просветитель­ское, религиозное и даже спортивное, создается в соответствии с положениями данного законодательного акта. В число "организа­ций и клубов общественной пользы" были включены и союзы про­фессионального типа, такие, как ассоциации юристов, экономис­тов, журналистов, учителей. Их деятельность способствует фор­мированию новых политических взглядов, разработке идей, касающихся основных проблем будущего развития эмирата. Ис­кусственно объединяя в одном ряду профессиональные союзы, чисто просветительские и общественно-политические организа­ции, кувейтские власти стремились ограничить сферу их деятель­ности. Правящие круги страны рассматривали эти общества как своеобразные просветительские кружки, задача которых состоит в пропаганде новых идей, которые должны, однако, гармоничес­ки сочетаться с традиционными устоями общества. Они действуют под контролем правительства, выделяющего дотации на их содер­жание и имеющего, таким образом, возможность оказывать на эти организации прямое давление. Закон 1962 г. запрещает "орга­низациям и клубам общественной пользы" вмешиваться в полити­ческую жизнь, разжигать религиозную вражду, общинные и клас­совые разногласия.

В соответствии с Конституцией в январе 1963 г. были впер­вые проведены выборы в Национальное собрание Кувейта. Эти выборы трудно назвать всеобщими: из 330 тысяч жителей право голоса было предоставлено не более чем 40 тысячам, а реально участвовало в выборах всего 11 тыс. избирателей. Однако между этим составом парламента, избранным узкой коллегией с преоб­ладанием сторонников династии, и правительством, на 2/3 обра­зованным из родственников Эмира, не прекращались конфликты по вопросам внутренней и внешней политики. Всякое выступле­ние оппозиции в парламенте, грозившее недоверием правитель­ству, вынуждало Эмира к маневру, реорганизации Кабинета и прочим мерам ослабления критики, подрывавшей традиционный авторитет правящего семейства. В 1976 и 1986 гг. Эмир своим дек­ретом распускал парламент, который был затем восстановлен толь­ко в 1992 г. В 1996 г. в Кувейте состоялись новые (восьмые по счету) парламентские выборы, однако они не повлекли за собой серьезных изменений в системе власти и в характере политичес­ких отношений в обществе, в котором ведущая роль отводится традиционным структурам.

Таким образом, хотя в конституционных монархиях арабских стран есть конституции, их действие часто приостанавливается; они устанавливают, что вся власть (законодательная, исполни­тельная, судебная) исходит от монарха, над конституцией