Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Добровольский В.И. Проблемы корпоративного права в арбитражной практике. - Волтерс Клувер, 2006 г..rtf
Скачиваний:
63
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
6.29 Mб
Скачать

6.2.5. Что такое балансовая стоимость активов и стоимость отчуждаемого имущества?

При определении балансовой стоимости активов и отчуждаемого имущества возникает вопрос, что считать балансовой стоимостью активов - стоимость, отраженную в балансе (форма 1), содержащем данные об остаточной стоимости активов, или первоначальную (восстановительную) стоимость, которая отражена в формах бухгалтерской отчетности 1 и 5?

Практика арбитражных судов идет по пути определения балансовой стоимости активов общества по последнему утвержденному балансу общества (форма 1), т.е. в расчет принимается остаточная стоимость активов.

В п. 14 постановления Пленумов ВС РФ, ВАС РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8 (в настоящее время не действует) было указано, что сумма (размер) крупной сделки определяется исходя из стоимости реально отчуждаемого или приобретаемого имущества (имущества, передаваемого в залог, вносимого в качестве вклада в уставный капитал другого общества, и т.д.) в сопоставлении с данными последнего утвержденного баланса общества.

Из п. 3 Информационного письма N 62 следует необходимость при определении балансовой стоимости активов общества на дату принятия решения о заключении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, учитывать сумму активов по последнему утвержденному балансу общества в целом, а не сумму чистых активов.

Соответственно, логичным было бы предположить, что и стоимость отчуждаемого имущества необходимо определять как остаточную, так как именно с остаточной стоимостью активов сравнивается стоимость отчуждаемого имущества.

Согласно ст. 78 Закона об АО и ст. 46 Закона об ООО в случае отчуждения или возникновения возможности отчуждения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется стоимость такого имущества, определенная по данным бухгалтерского учета, а в случае приобретения имущества - цена его приобретения.

Каких-либо разъяснений по вопросу, какие именно данные бухгалтерского учета должны приниматься за основу при определении стоимости отчуждаемого имущества, не имеется, следствием чего являются судебные решения, согласно которым стоимость отчуждаемого имущества определяется как восстановительная, а не остаточная.

Из постановлений ФАС Северо-Кавказского округа по делам N Ф08-1810/02 и Ф08-1920/02 усматривается, что в целях установления действительной стоимости отчужденного имущества необходимо принимать во внимание ту его балансовую стоимость, которая наиболее реально отражала действительную - восстановительную, что не противоречит нормативно-правовым актам Минфина России, регулирующим вопросы бухгалтерской отчетности, и смыслу Федерального закона "Об акционерных обществах". Установление специального порядка совершения крупной сделки свидетельствует о придании законом особого значения этим сделкам для производственной деятельности общества, так как касается значительного размера его имущества *(66).

Комментарий. Размер имущества должен соответствовать его остаточной стоимости и уже тогда он может оцениваться на предмет его "значительности" для общества.

Автор полагает необходимым издание ВАС РФ соответствующих разъяснений, какая все-таки стоимость должна браться за основу при определении стоимости отчуждаемого имущества (остаточная или восстановительная).

Определение балансовой стоимости активов общества дано в п. 1.2 Положения о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями ст. 17 и 18 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", утвержденного приказом МАП РФ от 13 августа 1999 г. N 276 *(67). Сумма активов юридических лиц по последнему балансу определяется из формы N 1 по ОКУД перед подачей ходатайства или уведомления (без учета убытков).

Это положение издано "в целях совершенствования контроля за экономической концентрацией, установления четко определенных параметров экономической политики для проведения различия между способствующей конкуренции и антиконкурентной экономической концентрацией, в том числе в случаях слияний и присоединений коммерческих организаций", а не касается порядка совершения обществом сделок, требующих специального одобрения.

Таким образом, можно сделать вывод, что корпоративное законодательство не содержит специального определения "балансовая стоимость активов", и соответственно, нет оснований для исключения из активов общества убытков, долгов и т.д.

Несомненно, что убытки и долги общества, включенные в балансовую стоимость активов, с которой сопоставляется балансовая стоимость отчуждаемого имущества, не способствуют объективной оценке величины сделки, ее значимости для деятельности общества. Значительная сумма убытков и долгов может перекрывать сумму сделки, однако это далеко не всегда означает, что величина сделки для общества не является значимой.

Тем не менее ФАС Уральского округа в постановлениях от 3 июня 2002 г. по делу N Ф09-1119/02ГК и от 27 декабря 2002 г. по делу N Ф09-3135/02ГК, отменяя судебные акты первых двух инстанций, указал, что активы общества подлежат исчислению в соответствии с приказом МАП РФ от 13 августа 1999 г. N 276, а также приказом Министерства финансов РФ N 71 и ФКЦБ РФ N 149 от 5 августа 1996 г. "О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ" (в настоящее время утратил силу), в соответствии с которыми убытки, указанные в форме N 1 по ОКУД, не являются активами общества и подлежат исключению из общей суммы актива баланса.

Согласно ст. 35 Закона об АО Минфин России и ФСФР России наделены полномочиями по определению порядка расчета стоимости чистых активов общества.

Тем не менее законодатель, говоря о балансовой стоимости активов применительно к сделкам (ст. 78) не указал на то, что исследованию подлежат именно чистые активы. От результатов сравнения суммы чистых активов с уставным капиталом общества, а также величиной минимального уставного капитала, установленной законом, зависит необходимость уменьшения уставного капитала общества и ликвидация такого общества соответственно, а от результатов сравнения указанной категории с уставным капиталом и резервным фондом акционерного общества зависит право общества объявлять и выплачивать дивиденды (п. 3 ст. 102 ГК РФ).

Как уже указывалось выше, мало того, что в балансовую стоимость активов включаются убытки, в нее входят также и долги общества.

В Информационном письме ФКЦБ РФ от 16 октября 2001 г. N ИК-07/7003 "О балансовой стоимости активов хозяйственного общества" *(68) говорится следующее: так как в соответствии со ст. 35 Закона об АО Минфин России и ФКЦБ России наделены полномочиями в части определения порядка расчета стоимости чистых активов общества, то согласно Правилам расчета чистых активов, установленным в совместном приказе от 5 августа 1996 г. Минфина России N 71 и ФКЦБ России N 149 "О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ" *(69), непокрытые убытки прошлых лет и текущего года при расчете чистых активов общества не учитываются в составе активов.

Вместе с тем, исходя из смысла ст. 78 Закона об АО, при классификации сделок в качестве крупных балансовая стоимость активов общества не может признаваться тождественной стоимости чистых активов общества, поскольку стоимость чистых активов является самостоятельным показателем, используемым, в частности, при определении права общества на выплату дивидендов. При этом под балансовой стоимостью активов общества в целях признания сделки в качестве крупной следует понимать валюту баланса общества, т.е. сумму оборотных и внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса общества.

Президиум ВАС РФ в п. 3 Информационного письма N 62 пояснил, что в ст. 78 Закона об АО устанавливаются критерии определения крупных сделок исходя из соотношения суммы сделки и балансовой стоимости активов общества в целом, в том числе и суммы его долгов (невыполненных обязательств), а не стоимости чистых активов общества.

Так, ВАС РФ указал на следующее.

"Арбитражный суд рассмотрел дело по иску прокурора о признании недействительной сделки, связанной с внесением открытым акционерным обществом - учредителем вклада в уставный капитал создаваемого нового хозяйственного общества, в связи с тем, что решение о ее совершении было принято с нарушением требований статьи 79 Закона об акционерных обществах.

Арбитражный суд в удовлетворении иска отказал, не признав указанную сделку (с учетом суммы вклада) крупной.

В кассационной жалобе истец просил решение отменить, а иск удовлетворить, считая, что суд сделал неправильный вывод, не признав сделку крупной, поскольку при определении балансовой стоимости активов общества и сопоставлении с нею суммы сделки не исключил из стоимости активов сумму долгов (обязательств) общества.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев жалобу, оставил решение суда первой инстанции без изменения, мотивировав отказ в ее удовлетворении статьей 78 Закона об акционерных обществах, устанавливающей критерии определения крупных сделок исходя из соотношения суммы сделки и балансовой стоимости активов общества в целом, а не стоимости чистых активов. Поэтому суд при вынесении решения обоснованно не исключил из общей стоимости активов часть, которая составляла сумму его долгов (невыполненных обязательств)".

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сумма долгов общества включается в общую стоимость активов, которая сопоставляется со стоимостью имущества при совершении сделки.

Представляется, что требование законодателя о получении одобрения совета директоров или общего собрания на совершение крупной сделки было направлено прежде всего на то, чтобы общество не брало на себя обязательств и не отчуждало имущества, стоимость которого существенна для деятельности общества и имеет принципиальное значение для его участников.

Размер долгов общества представляет собой средства, которые общества в любом случае должно отдать, и данные средства не могут обеспечивать финансовую устойчивость общества. Тем не менее ВАС РФ указал на необходимость их включения в сумму, с которой сопоставляется стоимость имущества по крупной сделке.

К чему это может привести на практике, легко убедиться на следующем примере.

Генеральный директор общества, действуя недобросовестно, не в интересах акционеров, решает совершить крупную сделку и продать дружественной ему структуре здание, принадлежащее обществу. Для того, чтобы избежать необходимости получать одобрение сделки у совета директоров или общего собрания, генеральный директор искусственно увеличивает балансовую стоимость активов общества, заключая несколько договоров займа (кредита) с дружественными ему структурами на условиях возврата кредита сразу после совершения задуманной им сделки.

В налоговый орган сдается баланс общества, согласно которому стоимость здания составляет менее 25% от балансовой стоимости активов общества (с учетом полученных кредитов). После совершения сделки на основании данных такого баланса кредиты возвращаются. При этом требования ст. 78, 79 Закона об АО о необходимости одобрения крупной сделки не нарушено, так как она таковой не являлась.

Рекомендации, изложенные в Информационном письме ВАС РФ N 62, свидетельствуют о том, что судам надлежит руководствоваться именно остаточной стоимостью активов общества, указанной в форме N 1 по ОКУД на последнюю отчетную дату.

К сожалению, рекомендации, изложенные в указанном Информационном письме, не носят для судов обязательный к исполнению характер. Представляется, что соответствующие разъяснения на уровне постановления Пленума ВАС РФ являются крайне необходимыми, чтобы исключить противоречивую судебную практику по данному вопросу. При этом было бы разумным исключить из расчета балансовой стоимости активов убытки и долги общества.

Подводя итог вопросу о балансовой стоимости, можно сделать вывод, что для соблюдения порядка одобрения крупной сделки необходимо сравнивать:

- стоимость активов организации, определенную по данным бухгалтерского баланса (формы N 1 по ОКУД) на последнюю отчетную дату перед совершением сделки, складывающуюся из суммы разделов I "Внеоборотные активы" и II "Оборотные активы" бухгалтерского баланса;

- стоимость имущества, отчуждаемого (приобретаемого) по сделке, определенную в случае отчуждения имущества по данным бухгалтерского учета (инвентарным карточкам) в размере остаточной балансовой стоимости имущества, в случае приобретения - по цене приобретения, указанной в соответствующем договоре.

Соседние файлы в предмете Гражданское право