Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
т.9. РАП4525.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
3.47 Mб
Скачать

Соломин

Тут опять у Тургенева есть попытка построить в усадьбе, на земле и под властью разумного дворянина новое общество. В этом плане характерно сопоставление Сипягина и Калломейцева. Выбор Марианны определен не столько страстью, сколько соображениями разума. Любовь девушки оказывается благоразумной. Тургенев дает это отношение как критерий и для читателя. Читатель тоже сопереживает Марианне и через нее меняет отношение к треугольнику Соломин – Нежданов – Калломейцев.

Марианна считает, что это отношение к Соломину, как носителю некой правды, должны испытывать все присутствующие, все его знающие. Это чувство правды – новое основание общности русских людей. Тургенев полагает, что даже самые изолгавшиеся русские стремятся к правде и ничего так не жаждут, как правду. Однако у людей, которые не способны на любовь-жертву, возникает защита против правды и людей правды. Они воспринимают таких как добрых, безусловно добрых, но не желают идти за ними, т. е. становиться такими же. Тем более, если при этом им приходится чем-то жертвовать. Они обижаются на необходимость жертвы.

Итак, есть люди игры и свет, которые жертвовать ничем не могут, есть люди нови, которые готовы на жертвы; первые не способны развиваться, все больше становятся чужаками, вторые же развиваются и уже, по сути, становятся хозяевами России. Между ними большинство, которое пока не решило, куда оно пойдет. За это большинство и будет происходить борьба. Получается, что социальный вопрос, по Тургеневу, решается приобщением большинства к правде, а не в социальных и революционных бунтах. Эта позиция Тургенева очень близка к славянофильской. В том смысле, что славянофилы принимали, что в народе, в русской культуре заложено иное просвещение, противоположное просвещению Запада. Просвещение Запада дает хищников, купцов, коммерческие отношения. Просвещение русское дает правду и людей нови.

Важно понять, что дворянство, как первый слой, уже не участвует в борьбе, оно уже сыграло свою роль – такова позиция Тургенева в «Нови», однако оно может принять участие в новом движении. Это новое движение идет в обход дворянских гнезд. Противником нового движения, которое по сути своей социалистическое, является купеческое или хищническое отношение к делу. Купцы представляют собой иное новое, которое не может быть. Купеческое будущее России не может быть для всех, ибо при западном варианте общества только меньшинство обладает богатством, которое к тому же всех портит, тут позиция Тургенева однозначна. Но Россия хищнически скупается купцами. Такие же предприятия, которые создает Соломин и ему подобные люди, составляют меньшинство. Но они приспособлены для всех.

Итак, новое отношение должно строиться не на уважении и стремлении к деньгам, власти, но к правде. Тургенев считает это стремление и уважение правды для русских качеством всеобщим. Поэтому вызревание людей правды – сущность нового, что появляется в России.

Это новое может быть сопоставлено с тем, что уже проектировалось в «Отцах и детях». «Новь», безусловно, развитие этого проекта. Тургенев теперь отказывается от усадьбы как основания утопии, он эту утопию помещает в душу русского человека, в соборность. Хотя интенция утопии во внутреннем ее механизме остается примерно той же и только проявляется четче, уже обособленно от дворянского быта.

Это сравнение утопии дворянского типа и утопии нового типа персонифицировано в противопоставлении Маркелова и Соломина. Нежданов оказывается между ними обоими, он не попадает ни в одну, он, в сущности, оказывается городским жителем, который стремится к правде, но которому правда не дана. Такое персонифицированное противопоставление расставляет по местам поклонников Марианны, раскрывает истинное положение Нежданова.