Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мороз. Актуальные проблемы патофизиологии.doc
Скачиваний:
227
Добавлен:
09.02.2016
Размер:
10.12 Mб
Скачать

4.1.4. Характерные свойства опухолей

Злокачественные опухоли характеризуются катаплазией, метаплазией, дисплазией, инвазивным и деструктивным рос­том, метастазированием.

Катаплазия (анаплазия) — появление слабодифференциро-ванных или недифференцированных клеток, похожих на эмбри­ональные (приставка «ката» обозначает движение вниз, сниже­ние уровня дифференцировки). Опухоль может утрачивать час­тично или полностью тканеспецифические признаки. Этот про­цесс протекает хаотично и нередко приводит к образованию атипичных клеток, не имеющих аналогов в нормальных тканях.

Метаплазия (от латинского metaplasis — преображение)— стойкое изменение морфофизиологических свойств клеток (ткани), сопровождающееся превращением их в клетки (ткань) другого типа (например, клетки соединительной ткани начинают образовывать кость в неподходящем месте).

Дисплазия (от латинского dis — нарушение, расстройство и plasis — форма, образование) — нарушение в опухолевом очаге характерной для данной ткани структуры, ее атипия (по свое­му строению, расположению и взаимоотношениям клеточных элементов опухоль резко отличается от исходной нормальной ткани).

Инвазивный и деструктивный рост, метастазирование.

Злокачественные опухоли растут, инфильтрируя (прорастая) окружающие ткани и вызывая их деструкцию. Они часто дают метастазы (вторичные очаги в отдаленных тканях и органах), что во многих случаях означает финальную стадию процесса.

Метастазирование — многоэтапный процесс, в ходе кото­рого отбирается и выживает небольшая субпопуляция метаста­тических клеток, предсуществующих в «родительской» опухо­ли. Опухоли обладают весьма гетерогенным метастатическим потенциалом. Конечный результат определяется как свойства­ми самих опухолевых клеток, так и условиями внутренней среды организма — теория «семян» и «почвы» [Paget J., 1889]. Клинически значимые метастазы появляются после много­этапного отбора опухолевых клеток, причем каждый из этапов влияет на скорость процесса в целом. Схематически этот про­цесс можно представить следующим образом.

Первичный очаг — новообразование сосудов — прорастание в сосуды (лимфатические, капиллярные, венозные) — образова­ние эмболов (многоклеточных агрегатов, включающих лимфо­циты и тромбоциты) — транспорт в отдаленные ткани и органы — задержка в капиллярах — прикрепление — экстра-вазация (выход из сосудов) — адаптация к микроокруже­нию — пролиферация — формирование метастаза — мета­стазирование метастазов.

Исключительно важную роль в росте опухоли (как первич­ного очага, так и его метастазов) играет ангиогенез. Опухоли диаметром 1—2 мм получают все необходимое посредством диффузии, однако их дальнейший рост зависит от кровоснабже­ния и, следовательно, от новообразования сосудов. Опухоль способна продуцировать стимулирующие ангиогенез факторы, которые обусловливают врастание сосудов в опухолевый очаг путем миграции в него эндотелиальных клеток из прилегающей соединительной ткани и их размножения. Как и в физиологиче­ских условиях (заживление раны), активность ангиогенеза в опу­холи определяется балансом регуляторов, позитивных (ангиоге-нин, фактор роста гепатоцитов, трансформирующие ростовые факторы аир, фактор некроза опухолей, простагландины Е, и Е2, интерлейкин-8 и др.) и негативных (ангиостатин, ингибитор хрящевой ткани, гепариназа, интерфероны аир, тромбоспон-дин, тканевый ингибитор металлопротеиназ и др.).

Прекращение по тем или иным причинам врастания сосу­дов в опухоль может на время остановить ее рост и перевести в «дремлющее» состояние. Более того, поскольку пролиферация эндотелиальных клеток и связанное с этим новообразование сосудов, как правило, отстают от роста самой опухоли, в ее центре часто обнаруживают участки некротического распада. В изменившихся условиях (при улучшении кровоснабжения) оставшиеся в живых раковые клетки могут дать начало реци­диву опухоли даже спустя несколько лет после ее удаления.

В то же время опухоль может продуцировать факторы, бло­кирующие новообразование сосудов. Именно этим объясня­ются те нередкие случаи, когда после хирургического удале­ния основного очага начинается бурный рост «дремавших» до того метастазов. При этом в организме сдвигается баланс про-и антиангиогенных факторов в пользу первых; в частности, падает концентрация циркулирующего в крови ангиостатина (фрагмента плазминогена размером 38 кДа), продуцируемого многими неоплазмами.

Формирование метастаза — событие в принципе маловеро­ятное. В крови онкологических больных, не имеющих мета­стазов, часто обнаруживают циркулирующие опухолевые клет­ки. Их подавляющее большинство в кровеносном русле разру­шается естественными киллерами и макрофагами, тогда как очень малая часть (менее 0,05 %) выживает благодаря естест­венному отбору на резистентность к природным «киллерам» и на способность подавлять их функцию. Сохранившие жизне­способность клетки задерживаются в узких сосудах того орга­на, к которому имеют тропность (многие опухоли проявляют тенденцию к преимущественному метастазированию в опреде­ленные ткани: например, аденокарцинома молочной железы метастазирует в кости и головной мозг, а нейробластома — в печень и надпочечники).