Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мороз. Актуальные проблемы патофизиологии.doc
Скачиваний:
225
Добавлен:
09.02.2016
Размер:
10.12 Mб
Скачать

5.2. Эмоциональный стресс и связанные с ним патологические состояния

5.2.1. Особенности эмоциональных стрессоров и эмоциональной стресс-реакции

В «Словаре физиологических терминов»* эмоциональный стресс применительно к человеку определяется следующим образом: «Стресс эмоциональный (синоним — стресс психи­ческий, психологический, психофизиологический; психичес­кая, нервно-психическая, эмоциональная напряженность) — понятие, отражающее разновидность общей системной реак­ции (стресс-синдрома) индивида с характерными объективно регистрируемыми симптомами на воздействие внутренних или внешних факторов информационной природы. Определение «эмоциональный» выделяет особую роль эмоций в генезе стресса. Термином «эмоциональный стресс» стали именовать понятие тревоги, конфликта, эмоционального расстройства, переживания угрозы безопасности, неудачи, досады и т.д. — такие эмоциональные состояния, которые развиваются у чело­века, когда он сталкивается с реальными психологически труд­ными ситуациями либо считает их психологически трудными или неразрешимыми».

* Словарь физиологических терминов. М: Наука, 1987. — С. 364.

249


Исследование реакции на эмоциональные стрессоры ука­зывает как на общность физиологических изменений, возни­кающих при действии физических и психических стрессоров, так и на важные различия в механизмах формирования этих изменений. Цель эмоционального стресса, как и физическо­го, — адаптировать организм к действию стрессора. Вместе с тем если при действии физических стрессоров стресс-реакция возникает в ответ на непосредственное влияние стрессора и физический стресс можно рассматривать на основе классичес­кой «рефлекторной» концепции Г.Селье, т.е. как реакцию ор­ганизма на холод, гипоксию, инфекцию и т.п., то в случае дей­

ствия эмоциональных стрессоров стресс-реакция опосредуется через сложные психические процессы. Эти процессы включают оценку воздействующего фактора и сопоставление его с предыдущим опытом. Таким образом, если физический фак­тор, как правило, есть «стрессор для всех», то психический фактор может являться стрессором для одного индивидуума и быть полностью индифферентным для другого [Соколо­ва Е.Б., Березин Ф.Б., Барлас Т.В., 1996].

Психический фактор приобретает характер стрессора, если в результате индивидуальной психологической оценки («перера­ботки») возникает ощущение угрозы или иная сильная эмоция). При этом большинство авторов уделяют главное внимание не­гативным эмоциям, и это оправдано, так как именно отрица­тельные эмоциональные стрессы чреваты патологическими последствиями; они способствуют возникновению патологи­ческих состояний, а также ухудшению уже имеющейся пато­логии. Однако дело здесь не только в знаке информации или события, которые воздействуют на человека. Даже положи­тельные ситуации, такие как успешное поступление в вуз, вступление в брак, новая желанная работа и т.п., могут стать тяжелым эмоциональным стрессором, так как они связаны с разрушением привычных стереотипов, с возможной несостоя­тельностью, с требованиями новых усилий и т.д. [Lazarus R.S., 1993]. Иными словами, даже положительные желанные ситуа­ции могут при определенных условиях вызывать отрицатель­ные эмоции. Здесь опять-таки решающую роль играет индиви­дуальное отношение к этим ситуациям.

Вместе с тем К. В.Судаков подчеркивает двоякую роль от­рицательных эмоций. По его мнению, отрицательная эмоция, или отрицательный эмоциональный стресс, играет ключевую роль как в успешной адаптации к условиям жизни, так и в раз­витии патологических состояний [Судаков К.В., 1998]. Автор пишет: «Отрицательные эмоции мобилизуют организм на удовлетворение ведущих биологических и социальных потреб­ностей, на избегание повреждающих воздействий. В нормаль­ных условиях жизнедеятельности отрицательные эмоции, как правило, кратковременны, эпизодичны и при достижении по­лезных для субъекта результатов завершаются положительны­ми эмоциями. Отрицательные эмоции усиливаются во всех случаях, когда субъекты при наличии у них жизненных по­требностей не имеют возможности достичь социально или биологически значимых потребных результатов» [Суда­ков К.В., 1998].

Итак, ощущение угрозы, страха и другие отрицательные эмоции возникают при действии данного фактора в том слу­чае, если психологическая оценка обнаруживает очевидное несоответствие между требованиями действующего фактора и потребностями данного индивидуума, его физическими и пси­

хологическими ресурсами, которые необходимы для удовле­творения этих потребностей. Иными словами, фактор стано­вится стрессором, если возникает «коноЬликт» между требова­ниями фактора, с одной стороны, и возможностями и потреб­ностями индивидуума — с другой.

«Ситуации, — пишет К.В.Судаков (1998), — в которых субъекты при наличии у них выраженных биологических или социальных потребностей длительно или остро ограничива­ются (кем-то или чем-то) в их удовлетворении, получили на­звание конфликтных ситуаций». Согласно хрестоматийной классификации мотивационно-эмоциональных конфликтов, предложенной К.Левиным и дополненной Н.Миллером [Котов А.В., 1999], конфликты бывают эндогенные и экзоген­ные. Эндогенные возникают как следствие избыточных моти­ваций, избыточных эмоций, неразрешимых проблем принятия решения в ситуациях: «приближение — приближение» («бури­данов осел»), «избегание — избегание» («Сцилла — Харибда»), «приближение — избегание» (гоголевский персонаж Коробоч­ка, т.е. «и хочется, и колется») и т.п. Экзогенные конфликты возникают как проявление фрустрации при наличии непре­одолимых физических или биологических препятствий на пути достижения цели, а также при наличии дефицита време­ни (цейтнот), информации и ресурсов среды для удовлетворе­ния важных биологических потребностей.

Именно эти конфликтные ситуации приводят к эмоцио­нальному стрессу. В качестве упрощенного примера можно привести ситуацию на экзамене. Студенту попался билет, ответ на вопросы которого он не знает, а результаты экзамена очень важны для дальнейшей судьбы студента. Налицо вари­ант экзогенной конфликтной ситуации: «требования» экзаме­на превышают возможности студента. Результат — острый от­рицательный эмоциональный стресс.

Важно подчеркнуть, что возникновение конфликтной си­туации всегда субъективно, так как оценка фактора зависит от неповторимого индивидуального опыта и психического стату­са индивидуума. Именно субъективное отношение к фактору представляет собой важный психологический механизм и опреде­ляет индивидуальную значимость стрессора [Соколова Е.Б., Бе-резин Ф.Б., Барлас Т.В., 1996]. Это обстоятельство определяет тот важный факт, что эмоциональная стресс-реакция может возникать и развиваться не только в ответ на реальные ситуа­ции, но и на гипотетические, надуманные ситуации, не свя­занные, казалось бы, непосредственно с конкретной средой. Психическими стрессорами могут быть мучительные воспоми­нания, множество негативно окрашенных сообщений, в част­ности доставляемых средствами массовой информации. Таким образом, многие события, информация при определенных ус­ловиях могут приобретать значение эмоционального стрессо­

pa, но вместе с тем ни одна ситуация не вызывает стресс-реак­цию у всех без исключения индивидуумов. Важность индиви­дуальной значимости фактора как стрессора уменьшается при чрезвычайных экстремальных ситуациях, природных или ан­тропогенных катастрофах, войнах и т.п. Однако даже в этих условиях, когда ситуация является стрессовой практически для всех индивидуумов, оказавшихся в «зоне» ее действия, стресс-реакция не будет одинаковой у всех [Tennen Н. et al., 1991].

Таким образом, будет ли данный фактор среды для челове­ка эмоциональным стрессором или нет, определяется, во-пер­вых, индивидуальным опытом этого человека (или историей жизни) и, во-вторых, его психическим статусом (личностными особенностями). Если первый показатель более понятен и со­стоит в том, что фактор оценивается на основе индивидуаль­ного жизненного опыта, то второй — является более сложным и малоизученным, хотя именно от него главным образом зави­сят выраженность ответной эмоциональной стресс-реакции, а также устойчивость организма к стрессорным повреждениям. Этот второй показатель, т.е. психический статус индивидуума, в значительной мере определяется генетически обусловлен­ным исходным состоянием стресс-системы и ее реактивности при действии эмоционального стрессора. В последующих раз­делах об этом будет говориться подробнее.

Следует отдельно выделить такой стрессорный фактор, как действие ионизирующей радиации. Ионизирующая ра­диация как фактор информационной природы, обозначаю­щий угрозу безопасности человека, может быть причиной эмоционального стресса. Из факторов нерадиационной при­роды именно эмоциональное напряжение наиболее законо­мерно может сопровождать действие ионизирующего излуче­ния на организм.

У части населения, пострадавшего от аварии на Черно­быльской АЭС, и у ликвидаторов этой аварии, облученных в диапазоне малых доз, были отмечены (по данным психологи­ческих, психофизиологических и эндокринологических об­следований) явления хронического эмоционального стресса и как его следствие — соматические нарушения [Мороз Б.Б., Дешевой Ю.Б., 1999]. У этих лиц развитие эмоционального напряжения было связано со страхом перед последствиями действия ионизирующей радиации и с изменением социаль­ных условий жизни. При этом состояние здоровья лиц, кото­рые испытывали психологический стресс в связи с возмож­ностью облучения и(или) подвергались действию на орга­низм ионизирующей радиации в малых дозах, определялось прежде всего ролью стрессорных повреждений. Так, в период с 1987 по 1993 г. заболевания органов кровообращения у лик­видаторов аварии на Чернобыльской АЭС постепенно нарас­

тали, и в 1993 г. их показатель превышал общероссийский в 4,3 раза, а показатель заболеваемости органов пищеварения было в 3,7 раза выше, чем у населения России [Мороз Б.Б., Дешевой Ю.Б., 1999].