Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мороз. Актуальные проблемы патофизиологии.doc
Скачиваний:
227
Добавлен:
09.02.2016
Размер:
10.12 Mб
Скачать

IЯзвенное поражение желудка

Пояснение в тексте.

и р-адреноблокатора пропранолола стрессорные язвы желудка не возникали [Анохина И.П., 1975]. Таким образом, очевидно, что резистентность к стрессорному язвообразованию в значи­тельной степени определяется реактивностью адренергическо­го звена стресс-системы к стрессорному воздействию.

Снижение кровотока, ишемия и последующее язвообразо-вание в желудке при стрессе тем больше, чем меньше продук­ция кортикостероидов; введение кортикостерона предупреж­дало этот ишемический эффект стресса [Филаретова Л.П., 1995]. Данными обстоятельствами, очевидно, определяется и различная резистентность к стрессорному язвообразованию у животных разных генетических линий, отличающихся, как те­перь выяснилось, неодинаковой базальной активностью и ре­активностью адренергического и кортико-адреналового [Sudakov К.В. et al., 1995; Пшенникова М.Г. и др., 1996] зве­ньев стресс-системы. Действительно, показано [Пшенникова М.Г. и др., 1999, 2000], что эмоциональное стрессорное воз­действие, вызывающее у крыс линии Вистар четкие язвенные поражения желудка, вовсе не влияет на крыс линии Август или вызывает у них ничтожное поражение такого рода. Анализ этого факта показывает, что у крыс Август базальная концент­рация катехоламинов (КА) в крови в среднем в 2,6 раза боль­ше, чем у Вистар. Однако при действии эмоционального стрессора интенсивность стресс-реакции, оцениваемая по приросту концентрации КА в крови, у крыс Август примерно

в 2 раза меньше, чем у крыс Вистар. Сходные данные получе­ны для кортикостерона. Оказалось, что базальное содержание этого гормона в крови у крыс Август больше, чем у Вистар, а прирост при стресс-реакции у них существенно меньше, чем у Вистар [Sudakov К.В. et al., 1995; Пшенникова М.Г. и др., 1996]. У крыс Август стрессорное увеличение содержания в крови маркера повреждений клеточных мембран креатинфос-фокиназы существенно меньше, чем у крыс Вистар, при одном и том же стрессорном воздействии [Пшенникова М.Г. и др., 1996]. Таким образом, высокая устойчивость ЖКТ у крыс Август к язвенным поражениям при эмоциональном стрессе может быть связана с меньшей интенсивностью стресс-реак­ции, меньшей активацией адренергической системы и соот­ветственно с меньшей степенью вазоконстрикторного дейст­вия катехоламинов и меньшей ишемией желудка. Важную роль в реализации стрессорного язвообразования в желудке, очевидно, играет состояние стресс-лимитирующих систем. Так, иммобилизационный стресс, вызывающий язвообразова-ние, сопровождается снижением содержания ГАМК в гипота­ламусе, а предварительное введение аналогов ГАМК перед стрессорным воздействием предупреждало не только сниже­ние содержания ГАМК в гипоталамусе, но и активацию СРО и язвообразование в желудке [Бульон В.В., 1995].

Установлено, что у крыс Вистар, более предрасположен­ных к стрессорным язвенным поражениям желудка, продук­ция NO, как базальная [Микоян В.Д. и др., 1996; Пшенникова М.Г. и др., 2000], так и после теплового стресса [Микоян В.Д. и др., 1996], существенно меньше, чем у крыс линии Август. Как указывалось выше, было обнаружено, что при стрессе уменьшается продукция NO в желудке, и это, очевидно, явля­ется ключевым звеном патогенеза адренергических ишемичес­ких язвенных поражений желудка. Таким образом, причиной низкой устойчивости крыс линии Вистар к таким поражениям по сравнению с крысами линии Август может быть врожден­ный относительный дефицит продукции NO.

Нарушения функции желудочно-кишечного тракта. Эмоци­ональный стресс, хронический или сильный однократный, может вызывать нарушения моторной и секреторной функции ЖКТ. Среди больных с хроническими болями в ЖКТ обнару­жено большое число женщин, перенесших тяжелый стресс, связанный с насилием. Насилие и посттравматические стрес­сорные расстройства, как будет показано далее, сопровожда­ются хронической активацией и возможным истощением ги-поталамо-гипофизарно-адреналовой оси в такой же степени, как у больных с меланхолической депрессией [De Bellis M.D. et al., 1994]. Поэтому можно полагать, что причиной такой па­тологии ЖКТ является хроническая активация определенных компонентов стресс-системы. Действительно, в эксперименте

показано, что при стрессе задерживается освобождение желуд­ка, снижается его эвакуаторная функция на фоне увеличенной моторной активности кишечника [Monnikes Н. et al., 1994]. Как показал анализ, это непосредственно связано с актива­цией стресс-системы: микроинъекции КРГ в паравентрику-лярное ядро гипоталамуса у крыс вызывает реакцию ЖКТ, по­добную реакции на эмоциональный стресс: ингибируется эва­куаторная моторика желудка, стимулируется моторика кишеч­ника и экскреция фекалий. Этот эффект при стрессе исчезает после интратекального введения в мозг антагонистов КРГ [Monnikes Н. et al., 1994]. Такие селективные ответы ЖКТ на повышение уровня КРГ в гипоталамусе, т.е. стаз желудка и увеличенная моторика кишечника, реализуются за счет одно­временного торможения n.vagus и стимуляции сакральной парасимпатической системы, которые вызываются КРГ и ак­тивацией НА-нейронов синего пятна соответственно. Пока­зано, что данное действие КРГ опосредуется интерлейкином 1-Р (ILl-p), выброс которого всегда сопровождает стресс-реак­цию. Таким образом, стрессорные нарушения моторики ЖКТ имеют вполне четкую основу в виде увеличенной секреции КРГ, основного медиатора центрального звена стресс-систе­мы, и активации синего пятна (см. схему 5.10). По мнению ис­следователей, КРГ является скрытым звеном связи между симптомами хронических болей в ЖКТ у людей и наличием у них в анамнезе перенесенной эмоциональной травмы [Dross-man D.A., 1994]. КРГ также, возможно, вовлечен в вызывае­мую стрессом гипермоторику кишечника у больных с синдро­мом раздражения кишечника.

Хронической активацией гипоталамо-гипофизарно-адре-наловой оси и/или НА-системы синего пятна можно, по-ви­димому, объяснить также снижение болевых порогов висце­ральной чувствительности у больных с функциональными рас­стройствами ЖКТ, что происходит за счет истощения вызы­ваемой опиоидными пептидами стресс-аналгезии. Следует иметь в виду также связанные с хроническими эмоциональны­ми стрессами синдромы атипических болей в грудной клетке, характерные для рефлюкса, язвенной болезни ЖКТ, желчно­каменной болезни. Как выяснилось при тщательном обследо­вании, у этих людей таких заболеваний не было. Причина ука­занных синдромов, по-видимому, также имеет центральное происхождение.

Как было отмечено выше, стресс-система получает инфор­мацию от «думающего» и «эмоционального» мозга через амиг-далу, гиппокамп и мезокортико-лимбйческую систему. Как известно, лимбическая система участвует в регуляции вегета­тивных функций и в том числе функции ЖКТ. В эксперимен­тах было установлено, что наблюдаемое при эмоциональном стрессе угнетение моторики желудка и секреции желудочного

сока воспроизводимо путем электростимуляции ядер амигда­лы, вентрального и дорсального гиппокампа и перегородки. Электростимуляция амигдалы и дорсального гиппокампа при­водит как к изменению химического состава желудочного сока (торможению выделения соляной кислоты), так и к полному угнетению желудочной секреции, вызываемой условным раз­дражителем секреции. Таким образом, формирующееся на уровне центрального звена стресс-системы угнетение функ­ции желудка при действии эмоциональных стрессов (см. схему S.10) находится под непосредственным влиянием надгипота-ламических структур лимбической системы. Иными словами, стресс-система регулирует функцию ЖКТ под «руководством» лимбической системы, которая «передает» стресс-системе ин­формацию о действии эмоционального стрессора (см. схему 5.2).

Таким образом, при диагностике и коррекции язвенных поражений ЖКТ и нарушений его функции, несомненно, сле­дует уточнить наличие в анамнезе стрессорного компонента и оценить активность звеньев стресс-системы и стресс-лимити­рующих систем.