Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
139_7e66b10019bc7a8.docx
Скачиваний:
126
Добавлен:
10.12.2018
Размер:
1.73 Mб
Скачать

1 Чемберлин э Теория монополистической конкуренции м , 1996 с 41

141

Если учесть и такой фактор, как число покупателей, то основные конку­ рентные ситуации можно представить так (табл. б): /

Таблица 6

Производители (продавцы)

Потребители (покупатели)

Много

Несколько

Один |

Много

Конкуренция

Олигополия

Монопсолия

Несколько

Олигополия

Двухсторонняя олигополия

Ограниченная монопсолия

Один

Монополия

Ограниченная монополия

Двухсторонняя монополия

Рассмотренная теоретическая классификация основных разновидностей конкурентных отношений может быть дополнена другими постоянно встре­чающимися на практике формами соперничества отдельных субъектов рынка Сюда относятся внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция, борьба сре­ди самих крупных корпораций (олигополии) и внутри этих корпораций между их участниками, конкуренция между представителями большого бизнеса и аутсайдерами (независимыми предприятиями), между фирмами-произво­дителями и фирмами-потребителями, между хозяйственными единицами, вы­пускающими взаимозаменяемую продукцию (блага-субституты) и, наконец. борьба между всеми агентами предложения за долю общественной покупа­тельной способности, называемая часто борьбой за кошелек потребителя.

Естественно, что конкуренция, реализуемая через соответствующие функ­ции и проявляющаяся в определенных формах, обнаруживается на поверхно­сти рыночных отношений в конкретных средствах (методах и инструментах) ее ведения. Многообразие этих средств прошло длительный исторический путь развития, на котором встречались (да и продолжают порой встречаться) такие чисто насильственные, а нередко и уголовно наказуемые методы, как лишение сырья, трудовых ресурсов и кредита, подвоза и сбыта, объявление бойкота, давление на конкурентов с помощью отдельных коррумпированных звеньев государственного аппарата, тайная скупка патентов на новую технику и технологию, приобретение земли, на которой расположены предприятия-конкуренты, экономический шпионаж, шантаж и гангстеризм.

Однако тенденциозная концентрация внимания исключительно на по­добном неблаговидном арсенале орудий конкурентной борьбы (в официаль­ных документах они называются сегодня методами «недобросовестной» конкуренции) могла бы привести к однозначной оценке конкуренции в каче­стве явно несправедливого и требующего скорейшей ликвидации атрибута экономической жизни общества. Отсюда возникает потребность кратко ос­тановиться на проблеме нравственной стороны конкурентных отношений. С этической точки зрения механизм конкуренции и сегодня заставляет желать лучшего. И все же при этом нельзя забывать, что конкуренция активно спо­собствует творческой свободе поведения и предприимчивому образу мыш­ления и действий человека в одной из решающих сфер его общественного бытия — в сфере экономического созидания.

142

\Уместно вспомнить, как в конце прошлого века английский экономист А. Маршалл, признанный основоположник теории рыночного ценообразова-ния,*рассуждал о двух типах конкуренции — созидательной и разрушитель­ной, считая, что «даже созидательная конкуренция менее благотворна, чем идеально альтруистическое сотрудничество». «Термин «конкуренция»,— писал он, — отдает слишком большим привкусом зла, он стал подразумевать известную долю эгоизма и безразличия к благополучию других людей... Со­временная эпоха, несомненно, породила новые возможности для обмана в торговле. Прогресс знаний открыл новые способы производства подделок, позволил изобрести много новых разновидностей фальсификаций... Воз­можности для мошенничества теперь, безусловно, более многочисленны, чем прежде, однако нет оснований считать, что люди используют большую долю таких возможностей, нежели раньше. Напротив, современные методы торговли включают в себя вошедшие в привычку принципы доверия, с од­ной стороны, а с другой — способность противостоять искушению обманы­вать, способность, не свойственную отсталым народам... Когда нам удается проникнуть во внутреннюю жизнь густонаселенных стран, живущих уже в наше время в примитивных условиях, мы обнаруживаем больше нужды, больше корысти, больше жестокости, чем можно было заметить на расстоя­нии... Не следует поэтому клеймить силы, создавшие современную цивили­зацию, названием, которое предполагает зло... Если конкуренции противо­поставляется активное сотрудничество в бескорыстной деятельности на всеобщее благо, тогда даже лучшие формы конкуренции являются относи­тельно дурными, а ее самые жестокие и низкие формы попросту омерзи­тельными. В мире, где все люди были бы совершенно добродетельны, кон­куренции не было бы места... Но если трезво подходить к делу, то более чем 1лупо игнорировать несовершенства, все еще свойственные человеческой натуре... Экономист не должен порицать конкуренцию вообще, без всякого анализа; он обязан придерживаться нейтральной позиции в отношении лю­бого ее проявления, пока не убедится в том, что ограничение конкуренции, учитывая реальные свойства человеческой натуры, не окажется на практике более антиобщественным, чем сама конкуренция»1. К сказанному еще мож­но присовокупить небезынтересный афоризм другого оригинального иссле­дователя конкуренции, лауреата Нобелевской премии, австрийского эконо­миста Ф. Хайека: «Рыночную систему (а равно и систему конкуренции. — Б Л.) так же нелепо называть несправедливой, как и солнечную систему»2.

И снова возвращаясь от этики конкуренции на ее сугубо экономические «круги», следует заметить, что среди ключевых инструментов современной (и добросовестной) конкурентной борьбы на передний план закономерно выдвигаются не столько сами цены реализуемой продукции (хотя и чисто ценовая конкуренция во многих случаях сулит немало выгод потребителю),

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]