Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
139_7e66b10019bc7a8.docx
Скачиваний:
126
Добавлен:
10.12.2018
Размер:
1.73 Mб
Скачать

1 По некоторым сведениям, еще в 1919 г. Митчерлих использовал производственную функцию для анализа зависимости «удобрения - урожайность» в сельскохозяйственном производстве.

336

\ Для описания макроэкономической системы Р. Солоу использует не­сколько уравнений. Его разработки предоставили более широкие возможно­сти для анализа тенденций развития макроэкономических систем, дали тол­чок для разработки многочисленных моделей подобного типа. В целом неоклассические модели экономического роста, опираясь на аппарат произ­водственных функций, определяют систему количественных характеристик для оценки воздействия факторов производства на экономический рост.

В отличие от неоклассиков, исходящих в своих исследованиях из по­сылки, что ценовой механизм рыночной экономики обеспечивает равенст­во спроса и предложения ресурсов, сбережений и инвестиций, реального и потенциально возможного уровней выпуска продукции, неокейнсианское направление в моделях экономического роста базируется на противопо­ложной посылке, в результате чего экономический рост рассматривается как неустойчивое явление. Поэтому важную роль в обеспечении роста должно играть формирование спроса на инвестиции. К числу моделей не-окейнсианского типа относят модели Р. Харрода, Е. Домара, Н. Калдора, Э. Хансена и др.

Так, концепция английского ученого Р. Харрода в полном виде изложена в его работе «К теории экономической динамики», основные идеи которой были разработаны им в конце 30-х и в 40-е годы Р. Харрод сформулировал ряд уравнений динамики, каждое из которых отражает особенности эконо­мического роста. При этом им выделяется: а) «гарантированный» темп рос­та, т.е. такой, который создает условия равенства сбережений и инвестиций, определяя траекторию устойчивого экономического роста; б) «естествен­ный» темп роста, соответствующий темпу роста населения и производитель­ности труда, т.е. он совпадает с потенциальными возможностями производ­ства.

«Гарантированный» темп роста, как правило, не совпадает с «естествен­ным». Отклонения порождают в экономике длительные тенденции в форме стагнации или инфляции. Поэтому, чтобы поддерживать устойчивый рост, необходимо государственное вмешательство для регулирования эффектив­ного спроса.

Известна также модель Е. Домара. Она, в отличие от модели Р. Харрода, учитывает двойственную роль инвестиций, которые не только создают до­ход, выступая важным фактором, влияющим на объем совокупного спроса, но и приводят к увеличению производственных мощностей, а следовательно, и к возрастанию рыночного предложения. Исходя, из такого подхода, основ­ную задачу теории экономического роста Е. Домар усматривает в том, чтобы определить объем инвестиций, необходимый для такого роста доходов, а значит и платежеспособного спроса, который покрыл бы прирост предложе­ния товаров, вызванный ростом производственных мощностей. По его мне­нию, могут быть найдены такие темпы экономического роста, которые обес­печивали бы равенство прироста доходов и прироста продукции, следова­тельно, равенство совокупного спроса и совокупного предложения в процес­се экономического роста.

337

В учебной литературе указанные две модели нередко рассматриваются в «объединенном» виде, как модель «Харрода — Домара». /

Уравнение Харрода — Домара для определения темпов роста выглядят так:

Tp = S/C,

где Тр— темп экономического роста; S -отношение чистых сбережений (инвестиций) к совокупному доходу (S / НД); С — коэффициент капитало­емкости (К/НД). Большая величина S (норма накопления) позволяет полу­чить высокий темп роста. Чем ниже коэффициент капиталоемкости продук­ции С, тем больше будет получено продукции. Следовательно, темп роста прямо пропорционален S норме накопления и обратно пропорционален С — коэффициенту капиталоемкости продукции.

Посткейнсианское направление привело к возникновению еще одной разновидности моделей, в которых важнейшим фактором роста, в сущест­венной мере определяющим накопление капитала, выступает процесс рас­пределения национального дохода. В этом плане известна модель Н. Калдо-ра, которая в дальнейшем была развита Л. Пазинетти.1

Выделяют целый класс моделей оптимального роста, основная цель разра­ботки которых состоит в определении и изучении свойств оптимальной траек­тории развития, в частности максимально возможного темпа роста экономики в рамках имеющихся ограничений по факторам производства. При этом ис­пользуется понятие магистрали как особой (среди оптимальных) траектории, на которой достигается максимальный средний темп роста экономики.

С начала 80-х годов нынешнего столетия появляются модели экономиче­ского роста, в основе которых — стремление к реализации проблемы «каче­ства жизни» взамен отказа от экономического роста. Эти модели исходили от американских обществоведов и были реакцией на высокие темпы эконо­мического роста большинства стран мира после Второй мировой войны и нарушение равновесия между природой и человеком.

Для стран, достигших достаточно высокого уровня развития, связь «больше — лучше» теряет смысл. Насыщение первичных потребностей не­избежно требует социально-экономической переориентации развития. Ос­новной целью развития при этом становится его социальная направленность, повышение качества жизни общества, что во все большей степени в настоя­щее время определяет «параметры» воспроизводственного процесса макро­экономических систем, усложняя его оценочные показатели. На смену «объ­емным» характеристикам приходит анализ изменения «качества жизни» посредством определения целого ряда показателей, отражающих различные аспекты этого сложного явления (в том числе продолжительность жизни, уровень образования, обеспеченность жильем и т.д.).

Отражением интересов авторов моделей «качества жизни» были первые доклады Римского клуба (модели «Нулевого роста» и «Органического рос-

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]