Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Bogolepov_uchebnik_istorii_rimskogo_prava.doc
Скачиваний:
116
Добавлен:
09.06.2015
Размер:
3.91 Mб
Скачать

Второй период (первая половина республики)

§ 41. Обзор содержания

§ 41. Обзор содержания.В настоящем отделе будет рассмотрено, как постепенно сложилось римское республиканское устройство. Чтобы учащийся мог получить более отчетливое представление, с одной стороны, об историческом ходе событий, влиявших на республиканское устройство, а с другой, о результатах, к которым привел этот исторический процесс, все изложение будет разделено на исторический и систематический очерк центральных органов государственного устройства. Но так как Рим в течение настоящего периода постепенно распространил свое господство на всю Италию, вступая в весьма разнообразные отношения со своими соседями, то в дополнение будет дан краткий очерк местного устройства (Италии).

Государственное право

Исторический очерк политических событий

§§ 42-44. Первые республиканские учреждения. Магистратура

§ 42. Консулы. Rex sacrorum. Уничтожение царской власти вызвало наибольшие изменения, конечно, в той области, на которую простиралась эта власть. Вместо царя учреждена была должность двух чиновников, которые первоначально назывались praetores, a впоследствии consules. За исключением некоторых религиозных отправлений, власть консулов была так же велика, как и царская. Но она ограничивалась двумя обстоятельствами: во-первых, консулы выбирались только на один год; во-вторых, каждый из них имел совершенно такую же власть, как и его коллега, а потому мероприятия одного могли быть парализованы протестом (intercessio) другого. Консулы избирались в народном собрании, причем само собой разумелось, что занимать эту должность могут только патриции*(114).

Вместе с учреждением консулов установлена была особая религиозная должность - Rex sacrificulus, или R. sacrorum. Эта должность предназначалась только для некоторых чисто религиозных действий, которые прежде совершал царь (необходимые при государственном управлении ауспиции не были ему предоставлены; их совершали консулы). Занимавший эту должность не мог в то же время занимать никакой военной или политической магистратуры. С той же целью - отнять у этой должности всякое политическое значение - Rex sacrificulus был подчинен Верховному Понтифу (Pontifici Maximo), которому принадлежало право его избрания. Должность эта пожизненная*(115).

В этих первых республиканских учреждениях для нас неясно, какой потребностью тогдашней жизни вызваны двойственность консульской магистратуры и должность сакрального царя. Что касается первой, то наиболее вероятным представляется следующее объяснение ее. Согласно основной черте своего характера (см. § 4и5о римской энергии) древние римляне всякую должность облекали возможной полнотой власти. Их характеру была противна та боязливость, которая, из опасения злоупотреблений властью, урезывает ее и тем самым нередко лишает должностное лицо возможности исполнить свое назначение. Предупреждать злоупотребления властью римляне стремились другими средствами. В рассматриваемом случае таким средством избрана была двойственность (или, точнее, коллегиальность) магистратуры: широкой власти консула они противопоставили такую же власть его коллеги, надеясь, что обе власти не будут мешать, а только поправлять друг друга. Такая оригинальная и смелая конструкция высшей магистратуры могла прийти в голову римлянам и оправдалась на практике (в первой половине республики), только благодаря другой вышеуказанной черте римского народа - строгой чистоте нравов, которая подчиняла личные страсти благу отечества.

Весьма возможно, что на мысль о коллегиальности, как о средстве против злоупотреблений властью, навели римлян их собственные древние учреждения, из которых многие носили двойственный характер (см. введение, § 4).

Учреждение должности сакрального царя с большой вероятностью объясняют религиозными воззрениями, которые не дозволяли поручать известные богослужебные действия магистратам, назначаемым на срок.

§ 43. Leges Valeriae Poplicolae.Только что описанная власть консулов вскоре подверглась ограничениям. Виновником их предание называет Публия Валерия, который, будто бы за старания на пользу народа, был назван Poplicola, или Publicola. Изданные по его инициативе законы были названы по его имени Leges Valeriae Poplicolae. Время издания точно неизвестно; но, во всяком случае, в первые годы республики.

Самый важный из Валериевых законов был Lex de provocatione. Он постановлял, что консул, приговоривший римского гражданина к смертной казни или телесному наказанию, не мог привести приговор в исполнение, если осужденный апеллировал к народному собранию*(116). Впрочем, провокация имела силу только в пределах города Рима и на расстоянии одной мили от него, и в последнем случае только тогда, когда консул не командовал войском. Вне города полководец, которым в то время мог быть только консул, имел прежнюю неограниченную власть*(117). Следует заметить, что закон о провокации не имел т.н. санкции, т.е. не было указано, какому наказанию подвергался магистрат, если он нарушил его. По словам Ливия (10, 9), в законе было только сказано, что нарушение его будет считаться improbe factum.

Цель этого закона очевидна: он ограничивал судебную власть консула. Но кроме этой прямой цели, он привел еще к другому результату. Усматривая в провокации унижение своего авторитета, консулы перестали сами судить дела, подлежавшие провокации. Они поручали суд квесторам, которые только для формы произносили приговор, а затем, так как на него всегда была провокация, являлись перед народным собранием для защиты его*(118). Таким образом возникло право квесторов творить уголовный суд и выступать обвинителями по уголовным делам в народном собрании.

Другой закон того же Валерия постановил, чтобы непосредственное заведование государственной казной из рук консулов было передано двум квесторам, quaestores aerarii*(119), у которых с тех пор были ключи от казначейской кладовой. Были ли эти quaestores aerarii те же самые чиновники, которые при царях заведовали уголовным следствием (т.е. quaestores parricidii, см.§ 16), или это были две разные должности, для данного времени мы этого решить не можем.

Этот закон был новым ограничением консульской власти, ибо консул не мог уже так свободно распоряжаться казной.

§ 44. Диктатор. Вскоре после введения первых республиканских учреждений (по словам Цицерона, около десяти лет спустя) установлена была еще новая магистратура - dictator*(120). Отличительные черты ее следующие: власть диктатора так же полна, как и царская; она не ограничена провокацией*(121). Консулы действуют при нем только по его предписаниям, а не на основании собственной власти, которая при диктатуре теряет силу. Как царь мог назначить начальника всадников (tribunus celeram), так и диктатор имел то же право; при нем этот военачальник назывался magister equitum*(122). Но диктаторская власть, в отличие от царской, была срочной: диктатор должен был сложить с себя звание по окончании дела, на которое был назначен, и, во всяком случае, по истечении 6 месяцев*(123), хотя нужно заметить, что в римском государственном праве не было установлено законных средств, чтобы принудить его к этому. Назначался диктатор одним из консулов, который руководился при этом указаниями сената; но выбору в народном собрании диктатор не подвергался*(124).

Сведения о появлении диктатуры настолько скудны, что нам очень трудно сказать что-либо достоверное о том, какой потребностью вызвано это учреждение. Судя по тому, что диктаторы обыкновенно назначались или во время серьезной опасности от внешнего врага, или во время внутренних смут, например, когда патриции хотели силой сломить упорство плебеев, можно предполагать, что недостаток внутренней сплоченности в римском обществе побуждал патрициев стремиться к достижению последней путем временного сосредоточения всей власти в руках одного. Расчет при этом был тот, что диктатор, пользуясь неограниченной властью, успеет на время механически сплотить все общественные силы для устранения грозящей опасности.