Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Bogolepov_uchebnik_istorii_rimskogo_prava.doc
Скачиваний:
116
Добавлен:
09.06.2015
Размер:
3.91 Mб
Скачать

§ 129. Семейное право

§ 129. Понятие и содержание семейного права. Семейное право в объективном смысле есть совокупность правил, определяющих взаимные отношения членов семьи. В субъективном смысле семейное право означает власть одного члена семьи над другим; в древнейшем римском праве семейные права имел только домовладыка (paterfamilias) по отношению ко всем членам семьи и лишь в некоторых отношениях опекун и попечитель (tutor et curator). Семейные права (в субъективном смысле) суть права личные, ибо непосредственным объектом их является лицо. Но они отличаются от обязательственных прав, которые суть тоже личные, тем, что они дают власть широкую и неопределенную, простирающуюся на все лицо, на все его действия, тогда как обязательственные права дают власть только на известные, определенные действия должника.

Содержание семейного права во 2-м периоде будет видно из нижеследующего. Семья, familia, в древнейшем римском праве означала все, что было подчинено домовладыке (см. § 35). Первоначально власть этого последнего была однородна, простиралась ли она на свободных членов семьи, на рабов или на вещи, и, вероятно, имела одно только название - manus. Но постепенно в ней произошла дифференциация, обозначались разные виды ее, смотря по свойству объектов. Во 2-м периоде этот процесс выделения видов является уже законченным. Поэтому в отделе семейного права мы должны прежде всего изложить виды власти домовладыки: manus mariti, patria potestas, dominica potestas (над рабами) и mancipium. Власть над вещами была уже рассмотрена нами в двух предыдущих отделах вещного и обязательственного права. Затем, после смерти домовладыки среди его подвластных могли оказаться такие лица, которые не могли пользоваться своей самостоятельностью по разным причинам: по возрасту, полу, душевной болезни. Для охраны их интересов уже древнейшее право создало особые личные власти, которые назывались опекой и попечительством, tutela et сига. Наконец, связь между членами семьи, установлявшаяся или вследствие единства происхождения, или вследствие нахождения под одной и той же властью, продолжала оказывать свое влияние и после того, как члены выходили из этого тесного союза. Вследствие сохранения этой связи образовывался более широкий, родственный союз. Мы должны будем рассмотреть виды римского родства.

Мы начнем наше изложение с института mancipium, знакомство с которым необходимо для лучшего понимания прочих институтов семейного права, хотя сам по себе он составлял последнее звено в семейных отношениях.

§ 130. Mancipium

§ 130. Mancipium - было такое зависимое положение, в которое попадал римский гражданин вследствие того, что домовладыка посредством манципации передавал его во власть другого домовладыки*(403). За неимением более подходящего русского термина, мы передаем mancipium словом "кабала".

Из этого определения видно, что установлялась кабала посредством манципации.

Потребность жизни, вызвавшая образование этого института, была та же, которая вызвала и рабство: нужда в чужих услугах. В наше время эта потребность удовлетворяется благодаря совершенству юридической техники, таким образом, что поступающий в частную службу продолжает считаться юридически вполне свободным человеком, так как его отношение к хозяину конструируется в форме договора найма, т.е. как отношение обязательственное. Но в древнейшее время человек еще не додумался до такой конструкции. Зависимость служащего от хозяина он мог представить себе только в форме полного подчинения одного другому. И в древнейшем римском праве эта зависимость конструировалась или в форме рабства, или в форме несколько смягченной - mancipium. Ввиду этой потребности в чужих услугах неограниченность власти главы семьи представляла для него большое искушение: он мог торговать рабочей силой своих домочадцев. Таким образом, источник образования института кабалы заключался в совместном действии трех причин: потребности в чужих услугах, неограниченности власти домохозяина и несовершенстве древней юридической техники.

Цель, с которой домовладыка манципировал своих подвластных, была первоначально двоякая: или извлечь выгоду посредством продажи подвластного, следовательно, за известное вознаграждение*(404), или избежать ущерба посредством похае datio, выдачи головой подвластного, совершившего delictum privatum, за который домовладыке пришлось бы иначе расплачиваться (сравн.§ 126)*(405). С течением времени mancipium стали употреблять dicis gratia, т.е. формы ради, для достижения целей, посторонних этому институту, как это будет видно в отделе об отеческой и мужней власти (mancipatio fiduciae causa).

Чтобы определить юридическое положение кабальных, мы рассмотрим его с личной и имущественной стороны. В личном отношении: 1) подвластный вследствие манципации подвергался capitus deminutio minima*(406), следовательно, выходил из своей прежней семьи, терял свой прежний status familiae (§ 87). Но он не вступал в число свободных членов семьи своего кабального господина; у этого последнего он был servi loco, т.е. в положении, похожем на рабское*(407). 2) Кабальный сохранял правоспособность свободного человека и римского гражданина (status libertatis и civitatis), следовательно, и политическую правоспособность*(408). Но сомнительно, чтобы он мог беспрепятственно осуществлять эти свои права; его дееспособность по необходимости была значительно ограничена широкими правами господина на его личность, как это будет видно из следующего пункта и в особенности из имущественного положения кабального. 3) Вероятно, господин имел право наказывать кабального. Это необходимо допустить и a priori, так как иначе у господина не было бы средств принуждать кабального к работе. Это же косвенно подтверждается и тем фактом, что господину не дозволялось оскорбительное обращение с кабальным, под опасением подвергнуться ответственности по иску об обиде (actio injuriarum)*(409): едва ли судья признал бы оскорбительным поступком наказание, как меру принуждения кабального к работе и соблюдению домашнего порядка. В имущественном отношении кабальный был совершенно бесправен: он не мог иметь ничего своего; все, что он приобретал, становилось ipso jure достоянием его господина; например, если он стипулировал у кого-либо известную сумму денег, иск из стипуляции принадлежал его господину; если он был назначен кем-либо наследником и, по приказанию господина, принял наследство, это последнее переходило к его господину*(410).

Прекращалась кабала так же, как и рабство, т.е. посредством manumissio. О различных способах манумиссии (vindicta, testamento, censu) будет сказано в отделе о рабстве*(411). В некоторых случаях освобождение кабального совершалось против воли господина. Так, если подвластный сделался кабальным вследствие продажи, то с наступлением нового ценза он заносился в списки свободных*(412); если же он был манципирован ex noxali causa, то как скоро своей работой он выплатил весь причиненный им убыток, господин его мог быть принужден (разумеется, магистратом) к отпущению его на волю*(413). Само собой разумеется, что отданные в кабалу только для формы, dicis gratia, оставались в ней лишь столько, сколько было нужно для целей сделки, и если бы в этом случае господин вздумал удерживать кабального, т.е. злоупотребить своим формальным правом, то он был бы принужден к манумиссии административной властью (coercitio). Кабальный господин после манумиссии получал относительно бывшего кабального права патрона, т.е. в известных случаях он мог быть его опекуном и имел наследственные права на его имущество, о чем будет сказано в своем месте.