Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR.doc
Скачиваний:
315
Добавлен:
05.02.2016
Размер:
7.67 Mб
Скачать

Приоритет - пароль

В традициях русской политической жизни подобные пароли всегда были призваны служить как бы основной смысловой доминантой личности политика, программой его деятельности, свернутой до лаконичного девиза: "Сталин - это Ленин сегодня", "железный Феликс" (о Ф.Дзержинском), "Наш Никита Сергеевич" (о Н.С.Хрущеве), когорта "верных ленинцев" (Л.Брежнев, М.Черненко, М.Суслов и т.д.), "плачущий премьер" (о Н.Рыжкове), "железный Путин ".

Это и аббревиатура Е. Б. Н., постоянно использовавшаяся по от­ношению к Ельцину в оппозиционной печати в период его президент­ства. А.Лебедь - обладатель целого букета цветистых паролей: от "приднестровского сокола " и "солдафона с амбициями" до "русский де Голлъ " и "нашроссийский Пиночет ", на лицо ужасный, добрый из­нутри.

В политической борьбе данный прием часто является способом соз­дания стереотипа с негативной иронической окраской. Не всегда он

обращен к конкретной личности. Объектом может быть и партия или предвыборный блок. Г.Зюганов в предвыборной кампании 1995 года язвительно трактовал девиз НДР "Наш дом - Россия "как самодовольную претензию - "Их дом - Россия ". С.Доренко в кампании 1999 года упрямо настаивал, что название блока "Отечество - Вся Россия "следует читать как "Отечество - минус вся Россия ". По сути - это способы создания нужных стереотипов.

Вираж воспоминаний

Данный прием основан на каком-либо неоспоримом историческом факте, обосновывающем нелепость сегодняшнего обвинения в чем-либо. Предположим, что, готовясь отбить обвинения Запада по поводу войны в Чечне, Б.Ельцин имел не два (спокойный и резкий), а три варианта своего выступления на саммите ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999-го, когда все упиралось именно в этот вопрос.

Предположим, что он сказал бы примерно следующее: "Сегодня Вы настойчиво пытаетесь обосновать определенный и единственный взгляд на трагические события в Чечне. Но история учит нас мудрости и широте взгляда на проблему. Мне очень хочется верить, что война в Чечне - это последняя война XX века. С точно такими надеждами ровно сто лет назад, в 1899 году, мир обсуждал англо-бурскую войну в Южной А фрике. В прессе звучали те же слова: "наемники", "лагерябеженцев", "цензура", "гуманность", "пленные"... Кстати, среди последних тогда оказался и поручик У. Черчилль, в немалой степени благодаря которому в дальнейшем, во время его блестящей политической карьеры, были выиграны две последующие мировые войны и начата "холодная "против СССР...". Интересно, что бы ответил на это бри­танский премьер, один из идеологов недавней военной операции НАТО в Косово. Но он почему-то в Стамбул тогда не приехал. Да и для Б.Ельцина подобная стилистика была бы не очень органична.

Двойники

В российской избирательной практике о депутатах-двойниках впервые заговорили во время выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербур­га. Двойники использовались командой пиарщиков губернатора Яковлева против его основных противников - партии "Яблоко" и "Блока Юрия Бол­дырева".

Смысл этого приема состоит в том, что в избирательном округе регист­рируется однофамилец противника. Желательно с теми же самыми ини-

циалами. За определенное вознаграждение (700-1000 долларов в месяц на период кампании) двойники-однофамильцы соглашались на "участие" в избирательной процедуре. По правилам все фамилии кандидатов расположены по алфавиту. В выборной горячке и суете многие избиратели, не до конца разобравшись, ставят отметки не в ту графу. В результате происходит искусственное распыление голосов.

В Санкт-Петербурге пикантность ситуации заключалась в том, что сам Ю.Болдырев в выборах не участвовал. Расчет был на то, что увидев в списке знакомую фамилию, избиратель примет ее за лидера блока и поставит галочку рядом со знакомой фамилией. Впрочем, эффективность этого приема весьма сомнительна.