Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Mashkin_N_A_-_Istoria_drevnego_Rima_Klassika_i.pdf
Скачиваний:
214
Добавлен:
19.12.2016
Размер:
24.87 Mб
Скачать
Роль натурального
хозяйства

дирам (duces или comites rei militaris), которые находились в подчинении у начальников войска (magistri militum).

Хотя сенат и не играл никакой политической роли в жизни Империи, сенаторское сословие оставалось высшим. К нему причислялось высшее чиновничество. Соответственно своему положению в государстве сена­ торы назывались clarissimi, clarissimi et spectabiles, clarissimi et iIIustres.

Внешне поздняя Империя представляется строго централизованным всесильным государством с развитым бюрократическим аппаратом, на­ следственными сословиями, несущими определенные государственные повинности, государством, управлявшимся строгими законами, кото­ рые определяли место и обязанности каждого. Население неподвижно. Origo MeCTO приписки) приковало основную массу жителей к месту ро­

ждения, где они должны нести свои повинности. Государство являлось олицетворение «справедливости», заставляя низших (humiliores) рабо­ тать и нести повинности, охраняя их от произвола сильных и знатных

(honestiores).

Однако эта картина, которая рисуется нам при знакомстве с офици­ альными документами, во многом не соответствует действительности. Повторение одних и тех же законов, усиление наказаний за одни и те же проступки говорят о том, что законодатели не рассчитывали на беспреко­ словное подчинение их распоряжениям.

2. СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ

РеформыДиоклетиана и Константина могли лишь задержать, но не приостановить тот упадок, который начался еще в III в. И имел своей при­ чиной кризис. рабовладельческого хозяйства.

Этот упадок выразился прежде всего в значительном сокращении денежного обращения и резком возрастании сборов налогов и выплат из казны в натуральной форме. В за­

падной историографии появились работы, отрицающие натурально-хо­ зяйственную основу экономики поздней Империиl. Действительно, ряд фактов говорит о сохранении, хотя и в меньших, чем раньше, размерах торговли в приморских центрах. В Александрии, Карфагене, малоазий-

1 Таковы, например, работы: Dopsch AlJ.. Wirtschaftliche uпd soziale Gruпdlаgеп der еuгор!iisсhеп Кultuгепtwiсkluпg., 1-П. 1923;Mickwitz О. Geld und Wirtschaft im r6mischen

Reich des viеrtеп Jаhгhuпdеrts п. Chr., 1932. Наиболее последовательно проведено это по­ ложение Миквицем, по его мнению, натуральные налоги были вызваны лишь расстрой­ ством денежного обращения, были временной мерой практиковавшейся и в новое время (он приводит В пример Швецию начала ХУIII в.), в основе же своей хозяйство оставалось в IV-V вв. денежным.

607

ских городах, так же как и в крупных городах Галлии, торговля продолжа­ ла играть значительную роль в экономической жизни, потребность в деньгах была еще настолько велика в поздней Империи, что владельцы поместий стремились заменять натуральные оброки денежными взноса­ ми. Понадобилось даже особое императорское распоряжение 365 г., ко­ торое запрещало владельцам требовать с колонов деньги вместо «про­ дуктов земли» 1. Но эти факты не могут опровергнуть то положение, что общей тенденцией экономической жизни была все увеличивающаяся на­ турализация хозяйства Средиземноморского мира.

Снабжение городов, армии, оплата за службу были построены глав­ ным образом на натурально-хозяйственных основах. Обмен суживался, а в отдельных случаях и прекращался. Внешняя торговля переставала иг­ рать ту роль, какую она играла в конце 1 и во 11 в.

Натурализация хозяйства нашла свое выражение в упадке городов, особенно на Западе. Они утратили свое прежнее значение, в то же время увеличивалась роль крупного поместья, производившего почти все, что необходимо было для жизненных потребностей его владельцев и обита­ телей. Земля с сидевшими на ней людьми приобрела большую ценность.

Крупная земельная собственность в послед­ Рост крупной земельной ний век Империи достигла неслыханных до собственности того размеров. Находилась она главным образом в руках императора и представителей сенаторского сословия. Лишенные политической власти и целиком зави­

севшие от милости императора, сенаторы тем не менее играли громадную роль в социальной жизни Империи, сохранив свои привилегии.

Сенаторское сословие состояло из членов сенаторских фамилий, сохранившихся еще от времен ранней Империи, из тех, кто вьщвинулся в годы междоусобных войн III в., нако­ нец, из тех, кому сенаторское звание было пожаловано императорами в. О настроении этого слоя населения можно судить на основании произведений некоторых писателей и V вв. (Симмаха, Сидония Аполлинария и пр.).

Вопросы общеполитические мало волновали представителей высшего сословия. Сре­ ди них сохранилось еще преклонение перед славным прошлым Рима, но преклонение это выражалось лишь в том, что свое происхождение они связывали с той или иной знаменитой римской фамилией. Вместе с тем печать сервилизма лежала на аристократии поздней Им­ перии. Сенаторыдобивались милости императора, стремились занимать те или иные долж­ ности, чтобы иметь громкий титул. По этим мотивам некоторые переходили даже на сторону узурпаторов. Многие сенаторы предпочитали жить в виллах. Наступление варваров и вос­ стания угнетенных заставляли возводить укрепления, окружать виллы стенами. Магнаты имели вооруженные отряды так называемых букцелляриев и свои тюрьмы. В городах сена­ торы появлялись редко. Они приезжал!! туда окруженные челядью в праздники, ДJlЯ того чтобы присутствовать на торжественном богослужении, на выборах епископа и пр. Безгра­ ничное расширение владений составляло одну из целей их жизни. Про сенатора Петрония

1 Cod. Just., XI, 48, 5.

608

Положение колонов
Патронат, или

Проба Аммиан Марцеллин говорит, что он владел поместьями почти во всех областях рим­ cKoгo мира 1 . Писатель Симмах имел дом в Капуе, три дома в Риме, три виллы в окрестно­ стях Рима, двенадцать вилл в различных областях Италии, земли в Сицилии и Мавретании. В биографии святой Мелании, принамежавшей к сенаторскому роду, говорится, что до по­ ступления в монастырь она месте со своим мужем владела латифундиями в Сицилии, Гал­ JlИИ, Испании, Британии, ПРОКОНСУJlЬСКОЙ Африке, Нумидии, Мавретании и в других провин­ циях («ргоси! iп reliquis геgiопiЬus», - замечает биограф). На размеры этих владений указы­ BaeT хотя бы тот факт, что поместья Мелании около африканского города Тагасты по населе­ нию и по площади были больше самого города. Эти владения переходили по наследству, со­ ставлялись в результате выгодных браков, покупались, жаловались императором, очень час­ то захватывались насильственно и, наконец, продавались их прежними владельцами.

Старинный римский институт - патронат, патроциний или патроциний - приобрел в это время иное значение. Под патроциний (покрови­

тельство) могущественных людей стекались те, кто был угнетаем чинов­ никами, городскими властями и менее влиятельными владельцами. Очень часто средние и мелкие владельцы и даже целые деревни переда­ вали магнатам в собственность свои владения и получали их на правах nрек;арuя2. Отдавшийся под покровительство магната переходил как бы под его власть, что было безопаснее, чем оставаться на свободе. Священ­ ник V в. Сальвиан писал: «Они отдаются под защиту и под покровительство магнатов и как бы переходят под их власть и в по;щанство к ним»3. Отношение императоров к крупным земельным магнатам было двоякое: с одной стороны, они расширяли их права над сидевшими на их земле ко­ лонами, с другой стороны, опасаясь чрезмерного роста влияния крупных земельных магнатов, запрещали принимать под свое покровительство свободных людей, издавали распоряжения против частных вооруженных отрядов и против частных тюрем.

Конституция Константина 332 г. о колонах получила подтверждение в ряде законодательных актов его преемников. Jus census

(право, связанное с податным обложением), а также jus originis (право, заимствованное из практики эллинистических государств и привязы­ вающее человека к месту его рождения) позволяли законодателям рас­ сматривать колона как раба земли (servus ipsius terrae), хотя в то же са­ мое время колон признавался свободным человеком (ingenuus). В зако­ нах упоминались колоны различных категорий (inquilini, adscriptitii,

1 Аmm. Маге., ХХVП, п.

2 Так называJlОСЬ в римском праве ПОJlьзование до востребования; в результате отме­ ченного здесь соглашения тот, кто становился юридически собственником земли, мог в лю­

бое время получить ее обратно от своего прекариста.

3 Salvianus. Dе guЬегпаtiопе Dei, У. 8.

39 - 5853

609

Позднеримский город:
куриалы и ремесленники

originarii, tributarii), в зависимости от происхождения, состояния данного человека, приписки его к данному месту жительства, занесения его в ка­ дacTp. Но на действительном положении колона это отражалось мало: поскольку увеличивалась ответственность владельца поместья за те по­ винности, которые должны были нести колоны в пользу государства, по­ стольку росла и его власть над ними.

Эдикт Аркадия и Гонория 396 г. запрещал колонам выступать в суде против землевладельцев. Имущество колонов в этом эдикте называлось ресиНит, и за владельцем имения признавалось право свободно им рас­ поряжаться.

Конституция императора Анастасия (500 г.) устанавливала, что вся­

кий, кто обрабатывал землю в течение 30 лет, становился колоном дан­ ного имения, а в одном из эдиктов Юстиниана мы читаем: «В самом деле, в чем заключается различие между колоном и рабом, если оба они нахо­ дятся во власти господина и господин может и раба отпустить наI волю вместе с пекулием и колона освободить от своеиu власти с землеюu > .

Вместе с тем законодательные памятники подчеркивали, что колоны не должны продаваться без земли; эта же мера распространялась и на ра­ бoB' поселенных на землю (так называ мые servi casati), положение ко­ торых поэтому немногим отличалось от положения колонов.

Государство усиливало власть землевладельцев над колонами, но в то же время оно стремилось ограничить роль и значение патроциниев. Те, кто принимал под свою защиту свободных людей, сначала облагались штрафом, а по более поздним распоряжениям им грозила конфискация всего имущества.

Говоря о громадной роли крупного землевладения, должно отметить, что и средние землевладельцы продолжали играть большую роль. Наи­ большее значение имели те из них, которые получали землю за службу. Они пользовались поддержкой государства, гарантировавшего им права по отношению к колонам и защищавшего их от посягательств крупных магнатов. К средним землевладельцам принадлежали и представители высшего сословия муниципального населения куриаЛbl.

I(yриалы были ответственны за правильное поступление налогов, за городское хозяйство и тем самым nрикреnлеНbt к курии. Обязанность куриала из почетной становилась тяго­

стной. Бегство из курий было обычным явлением, которое не могло быть приостановлено суровыми императорскими распоряжениями. Обедне­

ние и упадок высшего слоя муниципального населения вызывались, од-

'1

] Cod. Just., XI, 48, 21.

610

нако, не столько строгими указами, сколько упадком городов, преоБJIада­ нием деревни над городом, характерным для времен поздней Империи.

Отсутствие интереса к муниципальной жизни приводит к усилению ВJIИЯНИЯ и значения городских кураторов, полновластно распоряжавших­ ся в муниципиях. Произвол и притеснение сильных людей (potentiores) вызывают вмешательство правительства, которое не находит ничего иного, кроме учреждения новой должности. Сначала для городов Илли­ рии (364 г.), а затем (365 г.) для других областей учреждается должность дефензора, т. е. защитника города (defensor civitatis), который официаль­ но должен был защищать плебеев от «высокомерия чиновников» И знат­ ных лиц; он разбирал всякого рода жалобы, следил за порядком. Перво­ начально дефензоров назначало правительство, а затем выбор их предос­ тавлен был городским жителям. Но те же законодательные документы говорят, что к VI в. дефензоры потеряли значение, а во многих городах они совсем не выбирались.

Особые распоряжения давали право контроля. епископам, но и эти мероприятия не имели значения.

Все городские сословия были прикреплены к городу и должны были выполнять определенные повинности. Ниже куриалов стояли плебеи, люди низшие - humiliores, которые в наказание за те или иные преступ­ ления могли подвергаться пыткам, телесным наказаниям, ссылаться на рудники. Сравнительно небольшой слой составляли купцы, объединен­ ные в особые корпорации, за ними следовали ремесленники, подавляю­ щее большинство которых было прикреплено к своим коллегиям. Целая армия судовладельцев, пекарей заботилась о снабжении Рима и Кон­ стантинополя; различные мастеровые, объединенные в коллегии, рабо­ тали на армию. Ремесленники были прикреплены к своим профессиям, которые переходили по наследству. В тех случаях, когда мать, а не отец, была занята в какой-нибудь профессии, ее профессию наследовал сын; ремесленники не могли выдавать своих дочерей на сторону, не за членов той же коллегии. Если кто-нибудь женился на дочери человека, принад­ лежавшего к определенной корпорации, и если сам он был членом другой коллегии, он становился членом той корпорации, к какой принадлежал отец новобрачной.

Данных о количестве рабов в то время и об Рабbl основных источниках рабства имеется мало.

Несомненно, что рабство сохраняло свое значение и в эпоху поздней Империи. Поскольку пленные большей ча­ СТl;>Ю не продавались, как прежде, с аукциона, а расселялись по провин­ циям на положении колонов, рабы становились дороже, их меньше ВЫВО­ дилось на рынок. Система вывода рабов на пекулий нашла широкое рас­ пространение. В сельском хозяйстве положение рабов, посаженных на

39*

611

Роль епископов

землю, сближалось с колонами. Закон запрещал их продавать без земли. Правительство оказывало покровительство рабам, продолжая в этом от­ ношении те принципы, какими руководствовалось законодательство о рабах II в. Император Константин окончательно отнял у господ право казнить своих рабов; кроме того, было запрещено путем продажи отде­ лять детей рабов от их родителей, брата от сестры, жену от мужа. Законо­ дательство признало законным отпуск на волю рабов в церкви в присут­ ствии епископа и верующих, если же господин был духовным лицом, он мог отпускать на волю своих рабов, заявив об этом в церкви или своим друзьям на смертном одре.

3.ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕЕ РОЛЬ

ВСОЦИAJIЬНОЙ ЖИЗНИ ИМПЕРИИ

Церковь после признания ее государством стала мощной социальной силой. Государство признало христианство не только равноправной, но и единственной истинной религией, обязательной для всего населения. Язычникам, еретикам и отступникам грозили суровые наказания.

Но старые религии еще оставались. Особен- Последняя борьба но много их приверженцев было среди сена-

ристианства

с

чеством

торской аристократии и среди крестьянства.

х

 

ЯЗbl

 

 

 

 

Начиная с 381 г., со времен Грациана и Фео­

досия, было издано много строгих распоряжений против язычников. Чи­ новничество неохотно выполняло эти распоряжения правительства и смотрело сквозь пальцы на то, что где-нибудь в глухих местах поклоня­ лись старым богам.

Религиозные вопросы в жизни людей IV и особенно V в. играли боль­ шую роль. Примеры Юлиана, а позднее императора Евгения показыва­ ют, что язычество имело еще много сторонников, тайных и явных. В IV и V вв. не потеряли своего значения и восточные культы, особенно религия Митры оставалась еще опасным конкурентом христианства.

Независимо от правительственной санкции и строгих законов христианство стало господствующей религией. По сравнению с III в. число христиан и количество христианских

общин увеличилось; в каждом городе был епископ. Особое значение при­

обрели епископы крупных центров. Официальная церковь поддерживала и освящала порядки Империи. У императоров мы находим вполне опре­

деленные теократические тенденции. Однако превратить епископов в tfи­ новников Империи не удалось. В отдельных случаях церковные иерархи протестуют против тех или иных поступков императоров.

612

По преданию, Амвросий Медиоланский наложил на Феодосия Великого эпитимию (церковное наказание) за суровую расправу его во время беспорядков в Фессалониках. Ио­ анн Златоуст своими проповеДЯми в Константинополе вызвал недовольство жены импера­ тора Аркадия Евдоксии и кончил свою жизнь в ссылке.

В 325 г. на соборе в Никее епископы Рима и Александрии стали именоваться патриар­ хами и папами, а епископ Антиохии - патриархом.

Официальная церковь была далека от суро­ Борьба внутри церкви. вой жизни и евангельской бедности. Церков­ Монашество ное имущество, полученное по вкладам, завещаниям и иными путями, разрасталось.

Церкви принадлежали земли, на которых сидели колоны. Известная часть доходов шла на благотворительность, но большая часть церковных средств тратилась на содержание многочисленного духовенства. Церковь защищала интересы господствующих классов, но наряду с официальной «богатой» церковью существовала оппозиционная «бедная» церковь, которая выступала с теми или иными отвлеченными богословскими по­ ложениями или правилами дисциплины, отличными от принятых В гос­ подствующей церкви, и тем самым выражала протест той части верую­ щих, которая была недовольна ростом церковного имущества и защитой интересо)3 господствующих классов. Наиболее радикальным течением было движение агонистиков. Но и в лоне самой церкви появилось аске­

тическое течение, импонировавшее тем группам христиан, которые были недовольны ростом церковного богатства и вмешательством духовенства в светские дела. Это аскетическое течение нашло свое выражение в мо­ нашестве, появившемся в конце III и в IV в.

Аскетизм присущ был в известной мере всему христианству с самого момента возник­ новения новой религии, крайними же проповедниками его были представители некоторых

гностических сект еще во II в. Особые объединения, ставившие своей целью обособление от общества, от «мира» возникли В конце IIIи IV в. Появились они В Египте, где издавна су­ ществовало отшельничество при храмах Сераписа. Египетские отшельники и были пред­ шественниками христианских монахов (от греческого m6nos - один, одинокий). Основа­ телями монашества считаются Антоний и ПахомиЙ. Антоний удалился в пустыню и жил там одиноко несколько лет, ему последовали многие. Пахомий основал общежительную форму монашества. Монахи селились в кельях в пустыне по два-три человека, были подчинены на­ чaльHиKaM-игyMeHaM и обязаны были проводить время в труде (обрабатывать землю, пле­ сти циновки, делать лодки и т. д.). Пища была простой: хлеб, вода, зелень; одежда - гру­ бая и неприхотливая, постели не полагалось. Они вели уединенный образ жизни, сходились

только для богослужений или в случае крайней необходимости.

Почти одновременно появилось монашество в Сирии и Палестине. Первоначально мо­ нахи были независимы от церковной иерархии, но потом они были подчинены епископу. Монашество получило широкое распространение. Представители господствующей церкви стремились использовать монашество в борьбе против ересей, в борьбе с язычниками и т. д. Особенно широко практиковалось это в Египте. Епископ Кирилл Александрийский не раз устраивал настоящие нападения монахов на его религиозных противников. Монашество распространилось по всему Востоку. Споры по вероисповедным вопросам вследствие

613

Соседние файлы в предмете История