Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бобровский. Основы музыкальной формы.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
11.6 Mб
Скачать

Связь и взаимодействие видов композиционного ритма

Рассмотрение и сравнение пяти видов композицион­ного ритма позволяет установить их основные принципы, связь и форму взаимодействия между ними.

В четном ритме слитность а и b способствует лако­низму и большей простоте развития. Парность создает условия для воплощения свойств многих процессов и яв­лений. Музыка издавна использует принцип парного со­поставления: запев — припев, песня — танец; темпов: медленно — быстро. Эти противопоставления искони при­сущи народной музыке. Четный ритм формы квадратен и отвечает глубочайшим нормам музыкального мышления, но сам по себе он не богат возможностями драматурги­ческой активности. Посредством его одного очень трудно создать интенсивное сквозное развитие.

Нечетный репризный ритм использует специфически музыкальный фактор объединения — репризу, в резуль­тате чего его звено замкнуто, но одновременно благода­ря композиционному тяготению способно к более интен­сивному драматургическому развитию. В репризе воз­можны различные трансформации; грань между b1и а2 гибка и не мешает включению середины и репризы в единый процесс развития.

Таким образом, оба типа ритма естественно допол­няют друг друга, что способствует их взаимопроникно­вению.

Так, например, репризная двухчастная форма, буду­чи проявлением нечетности, вместе с тем двухчастна (то есть четная). Это создает органически присущее ей един­ство противоположностей. При малых и средних мас­штабах этой формы мы одновременно воспринимаем и репризность нечетного ритма, и единство четного.

Повторение частей усиливает влияние четности. Это же повторение в простой трехчастной форме привносит «четность» в ее нечетный ритм 16.

Благодаря частичному смешению признаков четного и нечетного ритмов простая репризная двухчастная и

_____________________________________________

16 Э. Праут не случайно в своем учебнике такую форму имену­ет двухчастной.

100

простая трехчастная формы легко переходят друг в дру­га, что и дало основание ввести термин «простая реприз­ная форма»17.

Иной тип взаимодействия двух видов ритма возника­ет при образовании различных вариантов обеих форм. Преимущество темы крайних разделов трехчастной фор­мы перед темой середины может быть ослаблено посред­ством включения в коду материала b (средней части). Итоговый результат сочетает особенности нечетного ритма как своей основы и четного как «ком­пенсирующего» дополнения (оно усиливает значение вто­рой темы). Однако в роли b может выступить и момент развития. Поэтому в трехчастных композициях столь распространена кода на материале средней части (отра­жение середины). При четном тональном соотношении DТ возникают элементы сонатности, повышающие ранг соответствующих форм.

Обратное воздействие нечетного репризного ритма на четный происходит в коде двухчастной формы, использу­ющей материал первой темы (в коде-репризе). При­мер— этюд Шопена ор. 25 № 1. По окончании простой безрепризной двухчастной однотемной формы следует кода на материале тематического ядра, внося этим эле­мент нечетного ритма18. Такие репризные дополнения (или коды) возникают при напряженном развитии либо из стремления подчеркнуть значение начального тезиса, либо в результате инерции движения, неполной его ис­черпанности в пределах основной формы (это типично для прелюдий Скрябина).

Особенно ярко проявляется описанный процесс в со­натной форме с развитой кодой, создавая синтез обоих видов ритма (схема: a1b1a2b2). Грань между b1 и а2 остается в пределах закономерностей нечетного ритма, а завершение а2b2в пределах четного.

Драматургическое развитие способно значительно из­менить композиционный ритм, органически присущий данной форме.

_________________________________________________

17 Мазель Л. Строение музыкальных произведений, с. 187.

18 Первая часть — такты 1—16, вторая часть—такты 17—36. Кода — затакт в такте 36 и далее до конца.

101

В первой части Шестой симфонии Чайковского Дра­матургия уничтожает нечетный ритм сонатной формы и заменяет его двухфазным четным. Схема процесса:

a1

b1

a2

b2

г. п.

п. п.

разработка + г. п. репризы

п.п. репри­зы + кода

Это преобразование создало новую композиционную форму, названия которой не существует. В ней соверша­ется подлинное художественное чудо — четность, квад­ратность формы, точная равнодлительность ее четырех разделов, полная гармоническая завершенность сочета­ются с острой конфликтностью, предельно напряженным драматургическим развитием, достигающим катастро­фической кульминации. Диалектическое единство проти­воположностей не только художественно плодотворно — оно одна из причин того, что это произведение принад­лежит к числу рубежных, определяющих собой движе­ние музыки на десятилетия вперед.

Триадный ритм благодаря драматургической целена­правленности внутренне наиболее содержателен, богат. Влияние его на два разобранных вида ритма приводит к существенным результатам.

При сквозном развитии реприза может совмещать возврат начального тезиса с его обновлением и синтезом по отношению к первым двум этапам развития. При соотношении: синтез может быть воплощен в коде. При соотношении: он может возникнуть и в самой репризе. Гибкость возникающих бифункциональных разделов композиционной формы приводит на практике к неисчерпаемому многообразию вариантов. Несколько примеров пояснят эту мысль.

При совмещении репризы с продолжающейся разра­боткой задача создания синтеза (последнего звена три­адного ритма) возлагается на коду (пример — первая часть Седьмой симфонии Шостаковича). Тогда образу­ется развитее, сочетающее нечетный и триадный ритмы по схеме:

102

Этапы нечетного ритма

a1

эксп.

b1

эпизод на- шествия

разр.

a2

реприза кода

Этапы триадного ритма

а тезис

b1 b2

антитезис

с

синтез

В первой части Четвертой симфонии Шумана в со­натной форме отсутствует реприза, взамен следует син­тетическая кода-реприза. В ее экспозиции нет темати­ческого контраста. Возникает триадный ритм, редкий для формы как целого:

Экспозиция

Разработка

Кода

Тема А (г. п.) и ее развитие

Продолжение этого развития

Двойной синтез:

тема А + тема С, подчиненные жанру темы В (маршу)

Эпизоды

В — марш и

С — песня

Тезис

Рассредоточенные элементы антитезиса

Синтез

Триадный ритм на уровне формы в целом сочетается с моноритмом на уровне части формы — непрерывным варьированием начальной темы. Одна из конструктив­ных идей данного произведения — преодоление репризы.

При интенсивном драматургическом развитии, свя­занном с трехкомпонентным (нечетным) ритмом, воз­можна ситуация, при которой момент завершения, не вызывая к жизни новой темы, не является и репризой; он представляет собой изложение обобщенного темати­ческого материала, либо использующего обороты глав­ной темы, либо создающего новые, но по образному характеру близкие ей. В этих случаях завершение фазы посредством коды, репризы-коды или коды-репризы при­вносит в репризный ритм свойства триадного. Послед­ние действуют тем сильней, чем значительней темати­ческий материал коды отличается от начального. Дан­ная ситуация, возникающая преимущественно в роман­тической музыке XIX века, осуществляется в каждом отдельном случае по-своему. Но при этом все же инди­видуальность творческого решения становится типичным явлением, требующим соответствующего понятия и тер­мина. Такое сочетание репризного и триадного видов ритма можно определить как трехкомпонентный (нечетный) синтетический ритм.

103

Переход от норм нечетного репризного ритма к нор­мам триадного в целом — существенная тенденция му­зыки XX века. Например, реприза как таковая исчезает в сонатных частях симфоний Онеггера.

Для симфоний Онеггера типично проникновение разработочнос­ти во все разделы сонатной формы. Например, в первой части «Ли­тургической симфонии» (Третьей) и в финале Пятой симфонии внедрение разработочности превращает сонатную форму в непре­рывное разработочное развертывание. На его фоне возникают, как эпизоды в разработке, темы бывших главной и побочной партий. В итоге и реприза — лишь особо организованный этап той же раз­работки. В этих условиях завершение естественно осуществляется методом перемены в последний раз — появлением принципиально нового тематизма, который своим складом, жанром резко контрасти­рует предшествующему развитию.

Сонатная форма у Шостаковича подчиняется драма­тургической триаде «созерцание — действие — осмысле­ние», что значительно влияет на репризную нечетность ритма: первый член триады («созерцание») проецирует­ся на экспозицию, второй («действие») — на разработку и сжатую главную партию репризы, а третий («осмысле­ние») создает из второй половины репризы и коды один большой раздел — коду в широком смысле слова («дра­матургическую коду»). В результате нечетный реприз­ный ритм в значительной мере подчиняется триадному, что приводит к модификации сонатной формы.

Множественный ритм, воплощаясь в цикле, тяготеет, как было отмечено, к укрупнению звеньев, проявляет черты четного и триадного ритмов. В тех случаях, когда соната состоит из двух или трех частей, один из этих ви­дов ритма доминирует. Драматургия в циклической форме играет ведущую роль, и множественный компози­ционный ритм перерастает в драматургический ритм с определенными функциями частей. В пределе возможно сочетание в симфонии или сонате нескольких видов

ритма.

Художественная суть моноритма заключается в под­черкивании объективного начала — повторения а неиз­бежны, неотвратимы. Но моноритм влечет и к бесконеч­ности, внутренней бесконфликтности. Это преодолева­ется посредством включения элемента нечетного рит­ма — создания ладового контраста в центре формы. Ин­дивидуализированное завершение вносит элементы три­адного ритма.

104