Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бобровский. Основы музыкальной формы.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
11.6 Mб
Скачать
  1. Функции отдельных разделов сонатной экспозиции (в творчестве Бетховена)

Функции главной партии

Главная партия — зона i на уровне экспозиции, пер­вое «действующее лицо» в сонатной форме. Ее функции таковы:

1. Тема-импульс — толчок для дальнейшего разви­тия. Ей свойственна высокая степень интонационно-вы­разительной концентрированности, нередко интенсивное внутритематическое развитие, внутритематический кон­траст. Для темы главной партии типичны неполная внутренняя завершенность, тенденция к продолжению развития. «Образно говоря, исходная тема сонаты дол­жна обладать „волей к развитию", в ней должна быть конденсирована энергия большой силы напряжения», — пишет Б. Асафьев11.

2. Тема, определяющая собой характер всей сонат­ной части, а во многих случаях и всего цикла.

__________________________________

10 Понятие «динамическое сопряжение», введенное Ю. Тюлиным («Музыкальная форма» под ред. Ю. Тюлина, с. 251—252), близко сформулированным принципам.

11Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс, с, 121.

167

3. Тема образно-устойчивая, определенная, не допу­скающая существования другой темы той же функции.

В первых частях сонатно-симфонических циклов Бетховена все три функции выражены очень отчетливо. Особенно многозначна первая функция, ее проявление можно продемонстрировать на примерах.

Бетховен. Семнадцатая соната, первая часть.

Главная партия — замкнутый период с вторгающейся каденцией в связующую партию. Перечислим факторы внутренней неуравно­вешенности, влекущие к дальнейшему движению и реализующие тезис о «воле к развитию». В теме три контрастирующих элемента. Их двукратное сопоставление требует изживания контраста в рам­ках всей сонатной формы. Как показывает анализ, все моменты тематического развития Allegro — производные от элементов глав­ной партии.

Этот основной фактор внутренней незавершенности выражен в ее внешних формах: отсутствие завершающего целостного оборота во втором предложении, неуравновешенное соотношение кадансовых гармоний (71/2 тактов — К64 и 1/2 такта — D7), вторгающаяся ка­денция12.

Бетховен. Пятая симфония, первая часть.

Тема главной партии — неконтрастная, но звучание «эпиграфа» в начале каждого предложения создает все же некоторый ясно ощу­тимый контраст, усиленный эффектом динамического взрыва в объединяющем четырехтакте первого предложения. Введение «эпи­графа» во втором предложении образует частичный контраст боль­шей силы (благодаря появлению гармонии S после D). Однако внут­ритематическое развитие во втором предложении не только более интенсивно, но и порождает новый тип интонаций, готовящих тему побочной партии.

В ходе исторического развития функции главной партии значительно менялись, каждая эпоха, каждый крупный мастер вносили свои варианты. Так, у Шубер­та появляются певучие темы главных партий, в которых значительно ослабляется начальная энергия импульса, что приводит в ряде случаев к относительно большей завершенности этого раздела формы. Кроме того, важ­но место сонатной формы в цикле. В финале, где, как правило, яснее выражены завершающие центростреми­тельные тенденции, на функции главной партии влияют функции рефрена рондо. Это ведет к ослаблению пер­вой функции, к появлению более завершенных тем в двухчастной форме.

_____________________________________

12 В кадансовом завершении главной партии первой части Девя­той симфонии Бетховена D7 отсутствует, и К64 непосредственно разрешается в тонику.

168

Функций связующей партии

Связующая партия — первый, начальный этап зоны т на уровне экспозиции. Этим обусловлены ее струк­турная неустойчивость и функциональная многознач­ность. Из пяти функций связующей партии лишь од­на — первая — обязательна и неизбежна. Остальные возможны, но не обязательны. Функции эти таковы:

1. Функция тональной подготовки побочной партии (обязательная). Согласно ей связующая партия состо­ит из трех этапов: пребывание в главной тональности, модуляция и предыкт.

2. Функция тематической подготовки побочной пар­тии (весьма возможная). Проявляется, как правило, тогда, когда в пределах главной партии интонационный состав побочной совершенно не подготовлен.

3. Функция начального этапа разработки (возмож­ная). Проявляется в тех случаях и в тех границах, в которых материалом связующей партии служит тема­тизм главной, подвергающийся разработочным методам развития (Бетховен. Семнадцатая соната, первая часть, такты 21—40).

4. Функция прослаивающего (оттеняющего) нетема­тического контраста (возможная) 13. Проявляется чаще всего при жанровой и образной близости главной и по­бочной партии (Моцарт. Соната F-dur, К. 332, первая часть от такта 23), но возможна и при их контрасте (Бетховен. Третья соната, первая часть, с такта 21).

В учебнике С. Скребкова говорится о «пути образо­вания контраста в связующей партии». «Даже ярко контрастирующая тема связующей партии всегда в том или ином отношении оказывается промежуточным зве­ном между темами главной и побочной партии»14.

Л. Мазель пишет: «...У Гайдна, Моцарта и Бетхове­на начало связующей партии нередко контрастирует с главной партией...»15.

____________________________________

13 С точки зрения И. Рыжкина, это «дополняющее сопоставле­ние внутренне близких образов» (см.: Рыжкин И. Образная композиция музыкального произведения.— В кн.: Интонация и му­зыкальный образ, с. 191).

14 Скребков С. Анализ музыкальных произведении, с. 157. 160.

15 Мазель Л. Строение музыкальных произведений, с. 333.

169

Однако надо ясно отличать оттеняющий контраст нетематического порядка от возникновения собственно тем в пределах связующей партии.

5. Функция тематической разрядки (возможная). На смену индивидуализированному тематизму главной партии приходят более общие формы движения, созда­вая также контрастное начало. Поэтому обе функции близки друг другу.

Но если в связующей партии происходит обычно или разработка тематизма главной, или переход к общим формам движения, то это не исключает возможности появления тем. В этом выражается принцип совмеще­ния функций, ведущий к добавочному тематическому импульсу на уровне экспозиции.

Самостоятельные темы связующей партии возни­кают на трех ее этапах: в дополнении к главной партии (тема дополнения), после начавшейся модуляции (про­межуточная тема) и на предыкте (предыктовая тема). Тема дополнения бывает завершена, композиционно устойчива. Пример — первая часть квартета Бетховена ор. 59 № 1:

10

Промежуточная тема может быть или не завершена (первая часть фортепианной сонаты c-moll Моцарта, К. 457, такты 23—30), или тонально подвижна (как в первой части Седьмой сонаты Бетховена, от такта 23).

Для промежуточной темы типична композиционная неустойчивость.

Предыктовая тема чаще всего опирается на доми­нантовую гармонию, приобретающую оттенок перемен­ной тоникальности, в силу чего она не имеет полной завершенности. Пример — первая часть Второй симфо­нии Бетховена:

170

11

Функции побочной партии

Побочная партия — добавочный тематический им­пульс зоны т на уровне экспозиции, обладающий об­разной самостоятельностью, структурной завершенно­стью. Это второе «действующее лицо» сонатной формы. Функции ее темы таковы:

1. Тема, возникающая в результате предшествующе­го ей развития. Благодаря этому побочная партия несет на себе те или иные следы воздействия тем, прозвучав­ших до нее.

2. Тема, драматургически противопоставляемая теме главной партии.

3. Тема образно-неустойчивая, склонная к постепен­ным или внезапным переломам в своем развитии.

4. Тема, допускающая существование других тем этой же функции.

Побочная партия в силу основного противоречия сонатной формы особенно взрывчата, она обладает не­исчерпаемыми возможностями для образования всякого рода очагов неустойчивости. Однако центробежные тен­денции в ней, в классических по стилистической направ­ленности образцах, обычно уравновешиваются центро­стремительными, ведущими к ее устойчивому заверше­нию. Лишь в более поздние эпохи разработочная зона

171

внутри побочной партии перерастает в общую разра­ботку.

Описанные закономерности modus vivendi побочной партии родились в условиях действенности сонатного allegro венских классиков. В ином жанрово-стилисти­ческом контексте, в музыке повествовательного харак­тера на принцип переключения функций действует его антагонист — принцип отключения функций, и побоч­ная партия может начаться так, как будто это незави­симый, самостоятельный раздел (сонатная форма у Грига).

Выяснение «баланса» во взаимодействии этих двух противоположных функциональных принципов играет большую роль в функциональном анализе. Это имеет отношение не только к сонатной, но и к другим фор­мам.

Функции заключительной партии

Заключительная партия — зона t на уровне экспо­зиции. Накопившиеся в пределах последней центробеж­ные тенденции требуют противовеса — появления раздела с господством центростремительных тенденций. Кроме того, та или иная форма противопоставления главной и побочной партий (от минимального образного отличия до антагонистического контраста) требует подведения итога на уровне экспозиции.

Функции заключительной партии таковы:

1. Функция торможения возникших в экспозиции процессов развития. Это проявляется: а) в ладогармо­ническом отношении — в использовании утверждающих тонику кадансирующих оборотов; б) в метрическом от­ношении — в появлении подчеркивающих метрическую опору, сильную долю, активных (ямбических) стоп16: в) в ритмическом отношении — в возникновении более крупных длительностей, более простых, четких ритми­ческих рисунков.

__________________________________

18 Эта идея, принадлежащая В. Цуккерману, отражена в книге: Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведе­ний, с. 161.

172

2. Функция тематического обобщения. Она заклю­чается в простейших случаях в использовании фигур общих форм движения, в более сложных случаях — во введении, кроме того, и новой темы. Последняя либо синтезирует интонации главной и побочной партий (первая часть «Крейцеровой сонаты» Бетховена), либо при их сходстве бывает малоконтрастной; она замыкает движение по принципу перемены в последний раз (что нередко наблюдается в первых частях симфоний Гай­дна).

Наконец, завершение может сочетаться с функцией тематической репризы — с реминисценцией тематизма главной партии. Это ведет к появлению элементов рон­дообразности — тема главной партии становится и на­чальным, и завершающим моментом. Поэтому этот прием чаще всего встречается в финалах сонатных цик­лов (Первая соната Бетховена).

Заключительная партия противостоит главной и по­бочной партиям, это принципиально новый, обобщаю­щий раздел экспозиции. Лишь изредка, в более ранних и простых образцах, заключительная партия является только завершающим разделом внутри побочной пар­тии.

Однако позднее, в конце XIX века, заключительная партия в некоторых случаях исчезает и на ее месте возникает завершающий раздел побочной партии (Чай­ковский. «Ромео и Джульетта»; первая часть Шестой симфонии), что усиливает воздействие антагонистиче­ского контраста двух тем и способствует расколу экс­позиции на две сферы17.

Хотя по отношению к предшествовавшим моментам развития заключительная партия и создает этап гос­подства центростремительных сил, но утверждение не­главной (в типическом случае — доминантовой) то­нальности делает его лишь относительно устойчивым. Замыкая движение экспозиции, заключительная пар­тия, по словам Б. Асафьева, «неизбежно и интенсивно вызывает продолжение движения»18. В другом месте Б. Асафьев особенно ясно подчеркивает эту тональную

________________________________

17 См.: Мазель Л. Строение музыкальных произведений, с. 347.

18 Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс, с. 121.

173

неустойчивость: «...В отношении к основной тональной сфере заключительная партия звучит контрастно, как „гребень", перевал или крайняя ступень неустойчивости и настойчиво вызывает последующее движение»19.