Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
инвестиции рус.doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
1.44 Mб
Скачать

3. Организационные формы рисковых капиталовложений

В рамках практической деятельности выработаны и получили развитие несколько основных форм осуществления рисковых капиталовложений:

1. Простейшая из них – непосредственная передача средств от инвестора к создателям мелкой инновационной фирмы. Более сложные формы порождают ряд дополнительных звеньев, которые появляются для снижения степени риска и разделения между инвесторами возможных убытков в случае неудачных капиталовложений.

2. В большинстве случаев инвесторы идут на кооперацию, образуя совместный венчурный фонд, от имени которого осуществляются рисковые капиталовложения. Этот фонд имеет статус с ограниченной ответственностью, то есть его участники несут риск убытков и получают прибыль пропорционально первоначально вложенному капиталу. Управление этими фондами осуществляется обычно профессиональными управляющими, которые получают специальное вознаграждение по итогам деятельности фонда.

3. Широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой нашли специализированные венчурные фирмы, которые берут на себя управление одним или несколькими фондами венчурного капитала. После реализации программы рисковых капиталовложений полученный доход делится так, что на долю венчурной фирмы приходится 20-30% всей прибыли, даже если ее первоначальный финансовый взнос в венчурных доход составил только 1% всех капиталовложений.

4. Наряду с независимыми венчурными фондами, например в США, рисковый капитал предоставляют также инвестиционные компании мелкого бизнеса, которые финансируют некрупные фирмы, занятые в сфере услуг или в розничной торговле. На долю наукоемких фирм приходиться лишь незначительная часть их капиталовложений.

5. Особое место в системе рисковых капиталовложений занимают крупнейшие промышленные корпорации. Их интерес к деятельности мелких инновационных фирм продиктован, прежде всего, стратегией собственного развития в условиях современного НТП (боязнь отстать от конкурентов, нарушить соотношение сил на рынке, отстать в новых направлениях НТП). Кроме того, для них это выступает возможным путем осуществления диверсификации производства. Крупные компании также могут себе позволить отложить до поры до времени организацию аналогичных исследований и разработок в собственных лабораториях.

Обычно выделяют 3 организационные формы, которые преимущественно используются крупными корпорациями при осуществлении рисковых капиталовложений:

1). Участие в качестве партнера с ограниченной ответственностью в фондах, учреждаемых и управляемых профессионалами венчурного бизнеса. Эта форма не требует больших капиталовложений и особых навыков в управлении венчурными операциями, позволяет получить доступ к нововведениям 10-15 мелких инновационных фирм, быть в курсе проектов, которые по разным причинам отвергаются управляющими венчурных доходов; позволяет больше познакомиться с деловыми качествами отдельных управляющих, ученых, изобретателей и т.д.. Недостаток такого участия – ограниченный, пассивный характер осуществления рисковых капиталовложений.

Такие корпорации не имеют возможности пользоваться исключительным правом на достижения НИОКР финансируемых мелких фирм. Поэтому корпорации стали чаще использовать вторую организационную форму рисковых капиталовложений.

2). Дочерняя венчурная фирма, доход которой образуется за счет средств корпорации. Ее управляющие – это служащие корпорации или квалифицированные специалисты в области рисковых капиталовложений и работающие по найму. В остальном, эти фирмы мало отличаются от партнерств. Особенности деятельности такой фирмы – это тщательное согласование ее инвестиционной политики со стратегией развития корпорации.

3). Прямое финансирование деятельности мелких инновационных фирм. Эта форма сопряжена с большим риском, так как здесь исключаются механизмы разделения убытков в случае неудачной организации нововведений, но в случае успеха – вся прибыль идет инвестору.

6. Частное инвестирование (состоятельные граждане). Они самостоятельно вкладывают свои средства в рискованные предпринимательские проекты. Их целью является не только получение прибыли, но и стремление помочь близким или знакомым, начинающим собственное дело.

Организационная структура типичного венчурного института выглядит следующим образом.

Он может быть образован либо как самостоятельная компания, либо существовать в качестве незарегистрированного образования как ограниченное партнерство (нечто вроде «полного» или «коммандитного» товарищества, соответственно российской юридической терминологии).

В некоторых странах под термином «фонд» понимают скорее ассоциацию партнеров, а не компанию, как таковую. Директора и управленческий персонал фонда могут быть наняты как самим фондом, так и отдельной «управляющей компанией» или управляющим, оказывающим свои услуги фонду. Управляющая компания, как правило, имеет право на ежегодную компенсацию, обычно составляющую до 2,5% от первоначальных обязательств инвесторов. Кроме того, управляющая компания или частные лица, сотрудники управленческого штата, равно как и генеральный партнер, могут рассчитывать на процент от прибыли фонда, обычно достигающий 20%. Чаще всего этот процент не выплачивается до тех пор, пока инвесторам не будут полностью возмещены суммы их инвестиций в фонд и, кроме того, заранее оговоренный доход на их инвестиции.

В случае создания ограниченного партнерства основатели фонда и инвесторы являются партнерами с ограниченной ответственностью. Генеральный партнер в этом случае отвечает за управление фондом или осуществляет функции контроля за работой управляющего. Ограниченное партнерство свободно от налогообложения. Это означает, что оно не является объектом налогообложения, а его участники должны платить все те же налоги, какие бы они заплатили, если бы, принадлежащий им доход или прибыль поступали непосредственно от тех компаний, куда они самостоятельно вкладывали свои средства.

Создание новых венчурных фондов, несмотря на значительный опыт деятельности венчурного капитала, продолжает оставаться достаточно сложной проблемой для всего мира, прежде всего – вследствие несовершенства национальных законодательств как новых, так и развитых рынков капитала.

В некоторых странах Европы, в частности в Великобритании, Нидерландах, Франции и других, национальные законодательства достаточно приспособлены для создания и функционирования венчурных структур. В других, инвесторам приходиться использовать зарубежные юридические структуры.

И, тем не менее, практически повсеместно принята практика – регистрация как фондов, так и управляющих компаний в оффшорных зонах. Это позволяет максимально упростить процедуру оформления и помогает избегать сложных вопросов, связанных с двойным налогообложением доходов и прибыли.

Российское законодательство не содержит нормативных актов, прямо регулирующих деятельность венчурных фондов и компаний. Все, действующие на территории России и работающие извне, фонды Европейского банка Реконструкции и Развития и Фонды долевого участия в малом предпринимательстве постоянно в своей работе сталкиваются с разнообразными проблемами, как на федеральном, так и на местных уровнях.