Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Беккер Логопедия.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
1.86 Mб
Скачать

Voigt хорошо отразил это в своем историческом обзоре.

Первым обществепным логопедическим учреждением в Герма­нии был основанный в 1778 г. в Лейпциге Институт Курфюрста Саксонского для немых и других отягощенных речевым недугом лиц. Это учреждение было основано по инициативе его первого директора Heinicke.

Находясь под влиянием работы Herder «О происхождении языка», Heinicke выступал за обучение глухих устной речи, его деятельность носила явные черты просветительства в Германии и выражала идеи и стремления национального воспитания того вре­мени.

Особенно благоприятные условия ;сля развития логопедии сло­жились в конце XIX столетия. По мере того как развитие естест­венных наук влияло на производственные процессы и развитие промышленности, все более повышались требования к подготовке рабочей силы и особенно подрастающей смены кадровых рабочих, В 1871 — 1900 гг. капитализм в Гермапии достигает' наивысшего развития, с концентрацией промышленности растут большие горо­да. Постоянно увеличиваются профессиональные группы учите­лей, пасторов, служащих органов управления и деловых людей,, для которых особенно важно владение правильной речью. Изуча­ются вопросы влияния речевых нарушений на пригодность к воен­ной службе. Все общественное развитие определяет исправление-нарушений речи как общественную потребность. В связи с этим своевременным оказалось положение A. Gutzmann, директора Берлинской школы глухонемых: «Воспитание устной речи -— это> национальная задача образования совершенно особого значе­ния».

Успехи естественных наук обеспечивали прогресс не только техники и промышленности, но и развивающейся логопедии. Для примера можно привести исследования Helmholtz в области физиологии слуха и анализа звука, открытие Dax (отца и сына;

1836 г.) зависимости нарушений речи и поражения коры голов­ного мозга, подтвержденное позднее клинической работой Вгоса "(1861). В 1874 г. Wernice дополнил эти данные описанием сенсор­ной афазии. Под влиянием последних научных открытий терапевт Kussmaul издает в 1881 г. основополагающий труд «Нарушения речи», который с клинической точки зрения оказался решающи^ для Н. Hutzmann (старшего) в выборе направления исследова­ний. Такое же большое значение для педагогики нарушений речи имела работа A. Hutzmann «Заикание и его надежное устранение методически разработанным и проверенным на практике спосо­бом» (1879), а также его практическая работа сурдопедагога и логопеда.

Таким образом, с защитой диссертации Н. Hutzmann (1905) в Берлинском университете логопедия стала учебным предметом, что явилось выражением реального и плодотворного сотрудниче­ства медицины и педагогики в лице сына и отца Hutzmann; осо­бую роль сыграла широта и универсальность научных взглядов Н. Hutzmann. Педагоги и врачи вместе организовывали и осуще­ствляли практическую помощь лицам с нарушениями речи, в раз­личных местах открывались курсы для заикающихся. Однако широкая общественная логопедическая помощь стала возможной только после того, как в 1889 г. государственный министр Прус--сии рекомендовал всем королевским правительствам организовать лечебные курсы. Это начинание было активно поддержано в изда­ваемых А. и Н. Hutzmann «Медико-педагогических месячниках по общей логопедии» (1891 —1912). В этом издании сообщалось, что уже в 1891 г. было подготовлено для нужд логопедии 115 пе­дагогов.

Вместе с этими курсами на рубеже столетия возникли первые -логопедические классы для заикающихся, впоследствии развив­шиеся в речевые школы. По данным Hansen, в 1928 г. в Германии речевые школы существовали в 4 городах, логопедические клас­сы — в 14, логопедические курсы —в 95 местах.

Первым учреждением по изучению нарушепий голоса был от­дел при Поликлиническом институте внутренних болезней, откры­тый в 1907 г. Н. Hutzmann. К этой университетской амбулатории присоединилась лаборатория экспериментальной фонетики. Руко­водство амбулаторией после смерти Н. Hutzmann в 1924 г. перешло к его сыну, лабораторию с 1926 г. возглавлял Wethlo. Один из учеников Н. Hutzmann Nadoleczny помог развивающейся науке найти свое место при Мюнхенском университете; позднее ■отделения логопедии были открыты при других университетах.

На развитие логопедии в Германии большое влияпие оказала деятельность австрийского врача Froschels, ученика Ur-bantschitsch и австрийского педагога Karl Cornelius Rothe, рабо­тавших в Вене после первой мировой войны. Так называемая бер­линская школа была строго физиологического направления в ■противоположность венской школе, ориентированной на глубинную психологию. Тем не менее такая противоположность стимул лировала развитие логопедии.

После поражения германского империализма во второй миро­вой войне КПГ, а позднее Социалистическая Единая Партия Гер­мании открыли перед немецким народом повую перспективу создания социалистического общества. В области народного обра­зования это отразилось в демократической школьной реформе» в демократизации немецкой школы. Народное образование строи­лось на принципах единства, государственности и отделения от церкви. Немецкое центральное управление по народному образо^ ванию обращало особое внимание на детей и подростков с психо­физическими нарушениями. Наряду с массовыми стали работать и специальные школы.

При вновь основанном педагогическом факультете университета имени Гумбольдта в Берлине по инициативе проф. Dahlmann в 1947 г. было открыто отделение специальных школ. Таким обра­зом, впервые в пемецкой истории была осуществлена академиче­ская подготовка учителей для специальных школ всех типов, в. том числе сурдопедагогов и логопедов.

С организацией этого отделения были созданы условия для систематической научно-исследовательской работы и научного обоснования практики специальной педагогики.

Единственным фониатрическим и логопедическим отделением вначале была амбулатория для лиц с нарушениями голоса и речи при университете имени Гумбольдта в Берлине, работавшая под руководством A. Hutzmann в тесном контакте с фониатрической лабораторией, руководимой Wetlilos, позднее присоединенной к Институту специальных школ.

Образование в 1949 г. Германской Демократической Республи­ки дало мощный стимул решению первостепенных задач народ­ного образования — соответствовать повышающимся требованиям обучения и воспитания путем дальнейшей демократизации содер­жания обучения и совершенствования его форм.

В 1951 г. Министерством народпого образования по согласова­нию с Министерством здравоохранения было издано постановле­ние об обучении и воспитании аномальных детей. В это же время отдел специальных школ, реорганизованный в институт, разрабо­тал научные критерии для определения психофизических педо-статков и аномальности и провел большие статистические иссле­дования по выявлению детей, нуждающихся в специальном обу­чении. Среди детей в возрасте 6—14 лет, нуждающихся в специ­альном обучении, было выявлено 0,075% детей с нарушениями речи, 0,06% глухих и 0,15% слабослышащих. Все больше органи­зуется речевых школ. Поиски более эффективного обучения лиц. с нарушениями слуха завершились централизацией профессио­нального обучения и созданием профессиональных школ для глу­хих. В это же время начинают раздельное обучение глухих и сла­бослышащих.

После того как рабочий класс в ГДР стал признанной ведущей политической силой и претворились в жизнь основные элементы социалистической экономики, 2-я Конференция СЕПГ отмети­ла в своих решениях в 1952 г. установление основ социа­лизма.

Развитие материально-технической производственной базы, включая действенную систему руководства, было тесно связано с повышением научного уровня обучения в школах города и де­ревни и созданием широкой системы профобразования, а также повышения квалификации трудящихся.

Основным звеном в последовательном повышении образова­тельного уровня школ стало политехническое обучение и созда­ние десятилетней общеобразовательной политехнической средней школы. Кроме того, уделялось внимание улучшению подготовки м повышению квалификации учителей.

Существующие и вновь создаваемые речевые школы должны были решать не только узкоспециальные задачи, но и задачи, связанные с все возрастающими требованиями к обучению и вос­питанию в массовых школах. Выдвинутое в 1921 г. положение Carrie: «...обучение здесь является терапией, а терапия — обуче­нием» не могло выполняться в старых организационных формах и старыми методами. Противоречие между терапевтическими за­дачами и требованиями учебной программы все более увеличива­лось. В поисках выхода из этого положения R. Becker исходила из преимущества раннего выявления и воспитания аномальных детей и предложила систематически обследовать детей дошколь­ного возраста для выявления всех речевых нарушений. Было обнаружено, что около 10% детей дошкольного возраста нуждают­ся в логопедической помощи. Для детей с тяжелыми нарушениями создавали логопедические детские сады, к 1952 г. их было толь­ко 4, а к 1963 г. число их возросло до 28. Успешной организации логопедических детских садов в ГДР во многом способствовал •богатый опыт проф. Н. А. Власовой (Москва).

Для ■ преодоления исторически сложившегося культурного от­ставания сельского населения от городского и пресечения шарла­танства в области исправления речевых нарушений в 1954 г. было принято постановление о подготовке логопедов и речевых терапев­тов, работающих вне школы. Эти специалисты привлекались к раннему выявлению детей с нарушениями речи.

Чем успешнее работали логопедические детские сады и амбу­латории, тем проблематичнее складывалась ситуация в логопеди­ческих школах, в которые все чаще попадали дети, нуждающиеся -в длительной специализированной помощи (как правило, это бы­ли заикающиеся дети). Все более выявлялась необходимость тес­ной связи воспитания, обучения и терапии, и среди представите­лей этого новаторского направления следует назвать Weuffen и -Leben. Эффективно способствовал обмену опытом основанный в 1956 г. журнал «Die Sonderschule».

' I

В 1955 г. К.-P. Becker на основании проведенных исследова­ний убедительно показал возможности преодоления противоречий между терапевтическими задачами и требованиями школьной программы.

Б 1958/59 учебном году срок подготовки учителей специаль­ных школ был увеличен до 2 лет, что позволило значительно по­высить квалификацию логопедов.

После победы социалистических производственных отношений в ГДР VI съезд СЕПГ в январе 1963 г. принял программу развер­нутого построения социализма. Эта программа требовала качест­венно нового образования, что было отражено в законе о единой социалистической системе образования, принятом 25 февраля 1965 г. В § 1 записано: «Целью единой социалистической систе­мы образования является высокий уровень образования всего па­рода, формирование всесторонне и гармонично развитых людей, которые сознательно участвуют в обгцествепной жизни, преобра­зовании природы и живут полной и счастливой жизнью». В этом законе записаны основные принципы социалистической системы образования, относящиеся ко всей структуре системы, начиная с дошкольных учреждений и включая все виды общеобразова­тельных и профессиональных учреждений, а также учреждений по повышению квалификации. Одним из важнейших принципов является тесная связь обучения и воспитания с жизнью, произ­водственной деятельностью, а также взаимодействие государствен­ных, общественных организаций и семьи.

Основные положения этого же закона определяют и мероприя­тия по комплексной реабилитации лиц с психофизическими нару­шениями, соответствующей гуманному характеру социалистиче­ского общества. В качестве дополиепия к общим принципам социалистического образования и воспитания в специальном обу­чении, воспитании и реабилитационной педагогике следует отме­тить принцип раннего выявления, а также неразрывную снязь медико-педагогических воздействий. Эти ведущие принципы по­зволили в тесном'сотрудничестве ученых и практических работ­ников достигнуть существенных успехов в логопедии. В Лейпциге логопеды под руководством Zschocke поддержали предложение К.-P. Becker объединить различные логопедические учреждения определенной территории для наиболее целесообразной их дея­тельности. Была разработана модель логопедического центра. Эти комплексные исследования существенно повысили эффективность реабилитационных мероприятий для лиц с нарушениями речи.

На этом основании под руководством сектора специальных школ Министерства народного образования была реорганизована вся логопедическая помощь, что также нашло отражение в поло­жениях закона.

Значительным событием явилось открытие логопедического-санатория в Тальгейме, где плодотворным сотрудничеством вра­чей и логопедов под руководством К.-P. Becker, Daskalov, Nesor a

Stange были созданы благоприятные условия для комплексной эффективной реабилитации детей с тяжелыми формами заикан^ Благодаря этой работе мы можем констатировать, что впервые практике немецкой логопедии в ГДР заикание перестало бы одной из главных проблем.

Однако другие, не менее важные проблемы еще ждут разреш ния. Во-первых, это коррекция нарушений чтения и письма у д тей. Работы R. Becker позволили ей предложить эффективш методы по устранению нарушений чтения и письма у детей, настоящее время эти методы все более совершенствуются.

Тщательное обследование детей дошкольного возраста позв лило обнаружить определенные нарушения, которые ранее тра товались как следствие умственной отсталости, хотя их кор1| были в глубоком речевом недоразвитии.

На основе теоретических положений реабилитационной пед гогики, а также опыта диагностики глубокого речевого недора вития Hetze в ЧССР разработала методы логопедической дифф ренциальной диагностики на ранних этапах жизни ребенка.

Kirschbach, исследуя детей и учащихся общеобразовательнь школ, установил, что причиной некоторых нарушений голо<| является неправильная осанка, и Seifert разработала логопе/|;ич ские методики по устранению указанных нарушений.

Увеличение числа травматических повреждений мозга став! перед логопедией задачу более детального изучения афазий.

Со времепи провозглашения закона о единой социалистически системе образования развернулось широкое обсуждение проект закопа о социалистической семье. Часть 3 законоположения по; черкивает огромное значение воспитания ребепка в семье род]| телями, что считается высоким гражданским долгом и оказывае большое влияние на развитие подрастающего поколения. Сем* все более активно привлекается к систематическому и целенапра:^ ленному воспитанию и обучению аномальных детей, что име( особое значение для раннего воспитания.

Огромным общественно-политическим событием в ГДР бь VIII съезд СЕПГ. Основная задача партии — все для блага и сч; стья человека — была поставлена в центр всей общественной до тельпости с точным определением экономических, политических культурных условий для решения поставленных задач на данно этапе развития.

Из решений съезда вытекает дальнейшее совершенствовали содержания единой социалистической системы образования, чт полностью относится и к системе логопедических учрежденш Перед органами здравоохранения поставлены задачи все болынег расширения помощи лицам с психофизическими недостатками.

Конкретное решение научно-практических задач логопеди способствует созданию в детских садах и школах оптимальны условий для всестороннего и гармоничного развития личности, обес] печивая каждому подростку здоровые условия жизни, развитиявоспитания, а каждому гражданину — возможность участия в об­щественной жизни.

Одной из перспективных задач логопедии являются научное обоснование ранней диагностики, выявление и воспитание детей ■с различными по глубине и качеству нарушениями речи, эффек­тивная помощь практическим работникам. С этим тесно связаны раннее выявление умственной отсталости и разработка действен­ных реабилитационных мероприятий.