Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кейсы по ГРЭ.docx
Скачиваний:
53
Добавлен:
13.05.2015
Размер:
1.55 Mб
Скачать

Учебная ситуация 15‑108 «Помощники и наставники» для российских банков

Ольга Адаменко , опубликовано в «Бизнес-журнале Онлайн», 08 Февраля 2007 года.

Центральный Банк принял решение о введении института кураторства. Эта мера призвана улучшить качество надзора за деятельностью коммерческих банков. Теперь рабочая информация всех кредитных организаций будет постоянно открыта для представителей Банка России.

Такая система в экспериментальном порядке функционирует уже два года, но сейчас планируется закрепить ее законодательно. По словам Алексея Симановского, директора департамента банковского регулирования и надзора Банка России, все необходимые для этого документы будут готовы через два–три месяца.

Банковские кураторы существуют в России уже с 1996 года, тогда был создан специальный орган — ОПЕРУ-2 (операционное управление по надзору за крупнейшими банками). Эта структура контролировала 14 банков. Но после кризиса 1998 года большинство банков обанкротилось, и ОПЕРУ-2 было объединено с московским главком ЦБ. В 2002 году кураторы были назначены только в два российских банка (Промстройбанк и «Глобэкс»). Они следили за регулярной отчетностью и формировали запросы. А сейчас ЦБ хочет сделать эту практику всеобъемлющей и закрепить законодательно. К тому же планируется изменить полномочия кураторов: они будут чаще общаться с руководством банка, их специализация усовершенствуется, а все действия и зоны ответственности будут жестко регламентированы.

По мнению Алексея Симановского, введение института кураторства вовсе не означает, что проверки ЦБ неэффективны. По идее кураторы должны просто помогать банкам решать возникающие проблемы, они станут посредниками между кредитной организацией и Банком России.

Сотрудничество с новым институтом будет добровольным, то есть проверяющие начнут работать только в тех банках, которые согласятся на это. В их полномочия не войдет принятие никаких решений — они лишь будут давать оценку деятельности банка и предоставлять ее в надзорный орган. Как сказал Анатолий Аксаков, глава Ассоциации региональных банков России, куратор — это прежде всего помощник и наставник банка, а не надзиратель.

Чтобы уменьшить риск коррупции, куратор не будет работать в одном банке больше трех лет. Дополнительного набора сотрудников не планируется — проверяющих из штата ЦБ готовят уже несколько лет, и теперь они готовы приступить к новой работе.

Мнения участников банковского рыка на этот счет разделились. Юрий Голаев, руководитель Службы внутреннего контроля КБ «Юниаструм Банк», считает, что давать оценку эффективности нового института рано, пока не готов нормативный документ, регламентирующий весь перечень вопросов, связанных с вводом кураторов. В то же время, очевидно, что банкам придется вносить коррективы в свою нормативную базу в связи с появлением нового субъекта отношений. Коммерческие банки, конечно, заинтересованы в развитии взаимовыгодного сотрудничества с ЦБ. И если кураторы действительно будут лишь помогать банкам предупреждать риски и развивать партнерство с надзорным органом, то положительный результат не заставит себя ждать. «С другой стороны, — отмечает Юрий Голаев, — банковское сообщество неоднозначно по своей природе, целям и задачам. И отдельные банки, прежде всего небольшие, ведущие достаточно рискованный бизнес, станут перед выбором: быть или не быть, то есть уйти с рынка цивилизованно, используя механизмы слияний и поглощений, или ждать, когда им в этом помогут, используя другие, более жесткие способы».

По мнению Николая Сидорова, председателя правления Абсолют Банка, введение института кураторства положительно повлияет на оперативность и упрощение процессов взаимодействия ЦБ и кредитной организации. «Со своей стороны наш банк готов предоставить куратору всю необходимую ему информацию в соответствии с действующим законодательством», — заявил он.

Но есть и другие мнения. Наталья Борзова, заместитель генерального директора по работе с кредитными организациями компании «ФинЭкспертиза», считает, что введение института кураторства в том виде, в котором сейчас предлагается, - это вмешательство в частный бизнес, то есть непродуманная, если не попросту вредная мера. Центральный банк и сейчас имеет возможность получать всю необходимую информацию — это и регулярная отчетность, и ответы по запросам, и инспекционные проверки. Но внедрять своего человека в данном случае неприемлемо, полагает Борзова. Негативной стороной этого решения является возможная субъективность суждений, «человеческий фактор». «Куратор будет оценивать деятельность банка и предоставлять информацию коллегиальному органу, — рассуждает эксперт. — Но порой взгляды на приемлемость той или иной банковской операции у проверяющих и банкиров совсем не совпадают. Кто будет принимать окончательное решение, проводить операцию или нет?»