Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кейсы по ГРЭ.docx
Скачиваний:
53
Добавлен:
13.05.2015
Размер:
1.55 Mб
Скачать

Учебная ситуация 7‑46 Не хочу «осваивать» средства

Наталья Ульянова , опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №6 от 07 Июня 2011 года.

В ИНТЕРВЬЮ «БИЗНЕС-ЖУРНАЛУ» НОВЫЙ ГЛАВА ДЕПАРТАМЕНТА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ГОРОДА МОСКВЫ АЛЕКСЕЙ КОМИССАРОВ ИЗЛАГАЕТ СВОЮ ПРОГРАММУ ДЕЙСТВИЙ.

— Каковы первые выводы?

— Выводов много. Одна из главных проблем заключается в том, что московские предприниматели не знают о мерах поддержки, которые им адресованы. Это подтверждается различными опросами. Например, в начале года «ОПОРА России» провела свой анализ ситуации. В результате выяснилось, что только 3-5% собственников столичных фирм знают, какие меры поддержки предпринимательства в городе существуют! Соответственно, одна из главных задач нашего департамента — широко распространять эту информацию. Распространять с учетом еще одной важной особенности: даже те немногие, кто знает об имеющихся инструментах, — не верят, что к ним можно получить доступ!

Почему это происходит? О недостаточной информированности предпринимателей я уже упомянул. Но есть и другая причина — сложность процедур, предшествующих получению помощи. Над всеми этими вопросами мы и намерены работать. В частности, планируем упростить процедуры, сделать их более прозрачными, понятными и простыми. Кроме того, за счет обратной связи постараемся сделать так, чтобы люди поверили: конструктивное взаимодействие с правительством Москвы возможно.

— Неужели основные проблемы предпринимателей связаны только с недостаточной информированностью и процедурной сложностью?

— Разумеется, нет! Проблем куда больше. Это вопросы и аренды, и доступа к кредитным ресурсам, и пресловутые административные барьеры. Всем этим, естественно, будем заниматься. А начинать, по-моему, следует именно с коммуникаций. Ведь существуют достаточно неплохие инструменты поддержки предпринимателей. Такие, например, как гарантийный фонд, который позволяет молодым компаниям при кредитовании решить задачу залогового обеспечения благодаря поручительству города. Но информация о таких возможностях рассеивается по пути к бизнесменам. Например, субсидиями на компенсацию процентной ставки по кредитам в прошлом году воспользовались всего 18 компаний. Для Москвы это ничто. По сути — ноль. При том, что деньги и ресурсы для помощи предпринимателям были…

— Деньги не были освоены…

— Вообще, я ориентируюсь не на чиновничий подход «освоения денег», а на инструменты, которые действительно могли бы помочь предпринимателям. И очень рад, что в момент, когда руководство формулировало стоящие передо мной задачи, речи об «освоении средств» не было. Только — об эффективных мерах поддержки.

— Недавно мэр Москвы сообщил, что 75% средств, выделенных на поддержку малого и среднего бизнеса в прошлом году, были неправильно потрачены...

— Да, в начале этого года Контрольно-счетная палата провела проверку, и она показала: 75% средств, выделенных на поддержку малого и среднего бизнеса, ушло на оплату работ так называемым организациям инфраструктуры. Помимо этого, 10% было выделено организациям по государственным контрактам, 15% дошло напрямую до предпринимателей в виде субсидий. Вряд ли можно утверждать, что все эти 75% были потрачены неэффективно. Я познакомился со многими организациями из довольно большого списка, и могу сказать, что встретил много профессиональных и честных людей, которые многое сделали и делают для поддержки предпринимательства в Москве. Но очевидно, что имеется достаточно большой резерв для улучшения ситуации.

— Что намерен для этого делать департамент в нынешнем году?

— Недавно мы приняли поправки к «Программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 годы». Внесенные корректировки охватывают уже 2011 год. Деятельность нашего департамента можно разделить на две части. Первая связана с созданием общей благоприятной среды для ведения бизнеса в Москве. Вторая — адресная поддержка приоритетных направлений бизнеса. Программой предусмотрены комплексные меры поддержки – это и обучение, и консультации, и информационная поддержка, и пропаганда предпринимательства. Существенная часть программы посвящена финансовой поддержке. Так, появилось 11 видов субсидий, которые будут предоставляться предпринимателям. На нашем сайте есть табличка, где все достаточно четко прописано: для каких целевых групп они предназначены, на каких условиях их можно получить, размер выделяемых средств. Мы надеемся, что все эти меры помогут развиваться приоритетным направлениям бизнеса.

— Каковы они?

— В первую очередь это инновации и производство. То есть — направления, которые больше всего нуждаются в поддержке города. Таким компаниям сложнее всего привлечь финансирование, они работают с более длительными сроками окупаемости проектов. Наконец, это и наиболее интересные, с точки зрения развития города, ниши. Подобные предприятия создают высокотехнологичные рабочие места, привлекают высококачественных специалистов, позитивно влияют на общую производительность труда. Поэтому, в первую очередь, поддержка будет оказана им. Но мы также будем поддерживать сферу услуг, особенно в области образования и здравоохранения, и другие направления бизнеса.

— Деньги на это есть?

— Всего на программу в 2011 году выделяется 2,3 млрд рублей. Из них 760 млн рублей будет направлено на пополнение уже упомянутого гарантийного фонда. Это одна из самых эффективных мер поддержки малых предприятий, которая существует уже несколько лет и хорошо себя зарекомендовала. Фонд позволяет предоставлять банкам гарантии при получении кредитов субъектами малого предпринимательства. Ведь одна из самых больших проблем при кредитовании молодой компании — это отсутствие залога или поручительства. Таким гарантом и выступает правительство Москвы.

Кроме того, предполагается увеличить количество субсидий на компенсацию процентной ставки по приоритетным направлениям бизнеса. Компаниям, которые прошли комиссию, мы будем компенсировать две трети ставки рефинансирования ЦБ. Существуют также субсидии «для начинающих» — до 500 тысяч рублей. Главное условие их получения — не менее 50% денежных ресурсов проекта должно привлекаться из частных средств.

Самые крупные субсидии рассчитаны на поддержку инновационных компаний. Такие предприятия смогут рассчитывать на сумму до 5 млн рублей. Есть и другие субсидии: на участие в выставочной деятельности, экспорт, подключение к энергосетям и так далее…

— Можно упростить процедуры?

— Вместо того чтобы проходить две комиссии, окружную и городскую, как было прежде, — предприниматель должен будет пройти только городскую комиссию. Причем комиссия будет сформирована по иному принципу. Так, если раньше ее представляли чиновники, то сейчас больше половины ее состава – представители общественных организаций.

Мы хотим сделать так, чтобы работа комиссии была максимально открытой, и все желающие могли бы видеть — кому и на каких условиях предоставляются субсидии, и планируем транслировать ее заседания через Интернет. Кроме того, сокращается количество документов, которые необходимо собрать предпринимателю для получения субсидии. Одновременно будем ориентировать территориальные центры на создание максимально комфортных условий для подачи документов, чтобы избежать участия в этих вопросах посреднических структур. А через некоторое время планируем организовать подачу заявок через Интернет. Процедуры должны быть просты, прозрачны и бесплатны для бизнесменов.

— Насколько выполнима задача?

— Думаю, она не самая сложная. При наличии воли и желания.

— Какова грань между помощью и поощрением «предпринимательского инфантилизма»?

— Грань действительно очень тонкая. Но у правительства Москвы есть четкое понимание, что поддерживать нужно только те предприятия, которые без такой помощи либо не выживут, либо не станут затевать проект, интересный для развития города.

Конечно же, просто раздавать субсидии направо и налево неэффективно. Да это и не нужно ни городу, ни бизнесу. А вот помочь тем, кто нуждается в такой помощи, — очень важно. В частности, у нас предусмотрены субсидии, которые покрывают первый платеж по лизингу для закупки оборудования. Город в этом случае заинтересован, чтобы предприятия Москвы покупали современное оборудование. Такого рода субсидии направлены на поощрение модернизации, которая напрямую связана с производительностью труда и общей эффективностью бизнеса.

— Поддерживать предпринимателей можно двумя способами — предоставляя им необходимые ресурсы и устраняя барьеры. Что, на ваш взгляд, важнее?

— Помощь в устранении барьеров важнее. Это проблема всех деловых людей. А предприятий в сфере малого бизнеса в Москве — почти 390 тысяч, включая индивидуальных предпринимателей. Чтобы учесть интересы всего делового сообщества, мы планируем совместно с правительством Москвы плотнее работать с федеральными властями. Ведь большинство таких «барьеров» — государственного уровня (хотя и московских, если честно, тоже хватает).

Будем общаться с налоговой инспекцией, органами контроля и статистики, чтобы сокращать объем избыточных согласований и бумаг. Хотел бы заметить, что в прошлом и позапрошлом году уже произошло довольно масштабное сокращение количества проверок — в качестве временной антикризисной меры. Если сможем удержать ситуацию на этом уровне, будет замечательно!

На самом деле сокращение барьеров происходит по многим направлениям. В этом смысле у Сергея Семеновича Собянина очень правильный и жесткий подход: по всем направлениям сократить количество разного рода надуманных ограничений. К примеру, сейчас департамент экономической политики и развития вместе с департаментом строительства занимаются упорядочением списка согласований при производстве строительных работ и проектировании. Те, кто сталкивался с этим вопросом, знают, какое безумное количество подписей нужно собрать сейчас. Последовательность и способы добывания их, наверное, не известны в точности ни одному человеку. Надеюсь, мы увидим здесь довольно радикальные изменения в лучшую сторону уже в этом году.

— Есть ли у вашего департамента шансы влиять на госорганы?

— Если честно, мне пока сложно оценить степень нашего влияния. Мы взаимодействуем со многими департаментами, формулируем законодательные инициативы, в случае ущемления прав предпринимателей направляем запросы в прокуратуру. Безусловно, какое-то влияние оказывать можем. И, более того, должны.

— Торговля — наиболее распространенный формат малого бизнеса. Что происходит в этом сегменте?

— Я могу говорить об этом, скорее, со стороны, поскольку вопросами мелкой розницы занимается департамент торговли и услуг. Но, как мне кажется, самый тяжелый период у розничной торговли позади.

Так случилось, что в Москве долгое время существовали свои, неформальные правила функционирования розничной торговли. Желание нового руководства столицы отказаться от закулисных «договоренностей» и привести их к формату четких и понятных правил, конечно же, не могло не вызвать кое у кого недовольства. Но сейчас многие предприниматели уже поняли: это вовсе не конец их бизнеса. Сегодня разрабатываются схемы размещения объектов торговли, принято решение о проведении ярмарок выходного дня с бесплатным участием в них всех желающих продать свою продукцию. К сожалению, есть случаи, когда кто-то пострадал незаслуженно. Все частные ситуации сегодня тщательно разбираются. Надеюсь, в ближайшее время все нормализуется. Наш департамент подключается к вопросам, когда идет речь о незаконном ущемлении прав предпринимателей.

— Помогаете пострадавшим?

— Направляем обращения в прокуратуру, обсуждаем возможности выделения дополнительных помещений.

— Какие возможности появятся у предпринимателей в части использования городской недвижимости?

— Это еще один больной вопрос! Существует федеральный закон, позволяющий субъектам малого предпринимательства, арендующим помещения у города, выкупать их без конкурса. Однако в Москве он был заблокирован в течение долгого времени. Теперь принято решение: закон начнет работать. Увеличена также максимальная площадь помещений, выкупаемых в соответствии с этим законом, до трехсот метров (было — сто метров).

Сейчас департамент имущества совместно с нашим департаментом начинает инвентаризацию помещений. Нам ведь нужно понять, кто их занимает (и действительно ли это субъекты малого предпринимательства), а также оценить количество претендентов на их приобретение.

Стоит отметить, что здесь есть много сложностей. Одна из них в том, что город по-прежнему дает льготную ставку аренды (на сегодня она составляет 1 800 рублей за 1 квадратный метр в год). А когда речь идет о выкупе, ставка будет рассчитана независимой оценочной экспертизой. Таким образом, по логике вещей, предпринимателю выгоднее платить невысокую арендную ставку, чем выкупать помещение по рыночной цене. Посмотрим, как этот процесс пойдет.

— Каковы ресурсы вашего департамента?

— Ресурсы можно разделить на финансовые, человеческие и «политические».

Денег на реализацию программы у нас достаточно. В этом году сумма, выделенная на поддержку малого и среднего предпринимательства, выросла на 300 миллионов рублей. Что касается «политического» ресурса, то и мэр Москвы, и правительство понимают, какую роль играет малый бизнес для города, и как важна поддержка, особенно для высокотехнологичных компаний. Ну а кадров, наверное, не хватает любой организации. Грамотные, честные и толковые люди нужны всегда. Особенно это касается органов власти.

— Предполагаются ли какие-то изменения внутри департамента?

— Когда пришел сюда работать, не хотелось рубить с плеча, так что я не проводил резких кадровых изменений. За два месяца мне удалось разобраться, что делает каждое подразделение, а также оценить сильные и слабые стороны всей структуры. Сейчас мы начали реструктуризацию департамента. Уверен, что к нам придут новые, эффективные люди, при этом важно сохранить опытных и профессиональных сотрудников.

— Вы будете ориентироваться на людей, которые, как и вы, представляют деловые круги?

— На самом деле людей из бизнеса очень сложно приглашать на государственную службу. Слишком неоднозначный имидж у госчиновника. Кроме того, так уж сложилось, что в российском менталитете причастность к органам власти воспринимается как доступ к неким «дополнительным возможностям». В итоге, когда объясняю, что никаких «дополнительных возможностей» здесь не будет, многие люди сами отказываются. Во-вторых, работа в госструктурах подразумевает гораздо больший объем различных бюрократических процедур, чем в бизнесе, и это отпугивает активных людей с предпринимательским духом. В общем, действительно непросто. Но будем работать в двух направлениях – и профессионалов привлекать, и создавать менее «забюрократизированную» систему работы.

— Как в целом оцениваете московское деловое сообщество?

— К сожалению, большинства предпринимателей до сих пор «не видно и не слышно». Хотелось бы большей активности с их стороны, информации об их деятельности. Сложность состоит и в том, что в СМИ, на телевидении и в кино уже давно «прописался» отрицательный, шаблонный, но при этом существенно искаженный образ предпринимателя. А ведь на самом деле предприниматели делают много хорошего. Создают рабочие места, создают что-то новое, двигают наше общество вперед. Это смелые люди, которые умеют рисковать. Они тратят деньги, энергию и силы — для созидания. И заслуживают более позитивного к себе отношения.

Большая задача — в том числе и нашего департамента — пропаганда предпринимательства, поиск новых героев. Ведь мы очень мало знаем о представителях бизнеса, особенно малого. В основном, все рассказывают об «олигархах».

При этом я отдаю себе отчет, что должно возникнуть взаимное движение. Если предприниматели поверят, что московская власть поворачивается к ним лицом, — надеюсь, между администрацией и бизнесом начнется более содержательный диалог.

— Насколько велик вес департамента в глазах правительства Москвы?

— Я не знаю, в чем можно измерить этот вес. У меня есть прямой руководитель, заместитель мэра по вопросам экономической политики Андрей Владимирович Шаронов. Мы с ним регулярно общаемся. Андрей Владимирович прекрасно понимает, что сделать Москву инвестиционно привлекательным городом, да и просто улучшить жизнь в Москве, без предпринимательского сообщества невозможно. Периодически встречаемся с мэром. Как я уже говорил, Сергей Семенович Собянин поддерживает любые меры, связанные с улучшением жизни предпринимателей в Москве. Это касается и упрощения различных процедур, и адресных мер поддержки.

— Каковы ваши планы, связанные с поддержкой инноваторов?

— Инновационные компании в списке приоритетных направлений стоят на первом месте. В этом году у нас предполагается несколько направлений поддержки.

Во-первых, это субсидии, о которых мы уже говорили. Причем они будут касаться и патентования, и оформления интеллектуальной собственности, и закупки оборудования, и других направлений. Кроме того, для инновационных компаний очень важно наличие инфраструктуры. И тут у нас большие планы, связанные с созданием бизнес-инкубаторов, технопарков, а также центров коллективного пользования и промышленного дизайна. Сейчас в правительстве города обсуждается долгосрочная пятилетняя программа инновационного развития Москвы, где все эти вопросы будут учтены.

— В Москве появятся в большом количестве бизнес-инкубаторы?

— У нас нет задачи «лепить» их один за другим. Самое правильное в таких проектах — формат так называемого частно-государственного партнерства. Только на паритетных условиях работы с частным бизнесом подобные проекты могут быть эффективными. Вопрос не столько в количестве, сколько в качестве. У нас уже есть предварительная договоренность с Российским банком развития, который готов участвовать в проектах такого рода. Кроме того, достаточно плотно общаемся с инновационным сообществом.

— Пригодится ли вам опыт создания бизнес-инкубатора в АНХ при правительстве РФ?

— То, о чем мы говорим сейчас, — предполагает совершенно иные масштабы, цели и задачи. В АНХ мы запустили небольшой проект, который способствовал контактам инноваторов друг с другом, появлению благоприятной среды помощи и поддержки в создании и «упаковке» проектов, общения с инвесторами. И у нас получилось сделать то, что планировалось.

Однако Москве нужны не камерные, а общедоступные проекты. Поэтому напрямую копировать бизнес-инкубатор АНХ в наших проектах было бы бессмысленно. Но опыт, вероятно, пригодится.

— Как будет оцениваться эффективность вашей работы?

— Я хорошо отношусь к любой понятной системе мотивации. Другое дело, что на госслужбе очень тяжело измерять и отслеживать такого рода результаты. Ведь существует огромное количество других факторов. Прежде всего законодательных, оказывающих прямое влияние на эффективность бизнеса.

Тем не менее, передо мной стоят вполне определенные задачи. Есть и четкие критерии, которые прописаны в нашей программе. Есть определенные ожидания. К примеру, мы планируем, что в этом году рост оборотов субъектов малого предпринимательства составит 20% по отношению к 2010-му. Кроме того, мы будем отслеживать прирост объемов кредитования субъектов малого бизнеса. Цифра эта должна увеличиться на 35%.

Общий объем адресной помощи также должен существенно вырасти. В этом году мы планируем поддержать две с половиной тысячи компаний (в прошлом году таких компаний было меньше 500). Наряду с этим хотим заметно увеличить долю субъектов малого бизнеса в городских торгах — она должна составить около 17% от всех городских заказов.

Сейчас в правительстве Москвы разрабатывается программа экономического развития города на 2012-2016 годы. В этот общий план будет включена и наша программа. Я уверен, что помощь малому бизнесу будет расти с каждым годом, будут появляться новые виды поддержки.