Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кейсы по ГРЭ.docx
Скачиваний:
53
Добавлен:
13.05.2015
Размер:
1.55 Mб
Скачать

Учебная ситуация 8‑58 а как же мы?

Денис Викторов , опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №4 от 25 Февраля 2007 года.

Меня всегда смущали под горлышко набитые валовым продуктом «серьезные» экономические труды, смело приправленные графиками, таблицами и процентами роста. В этих «кирпичах», регулярно производимых на свет титанами мысли, совершенно не видно человека. Обычного. Живого. Такого, как мы с вами. Теперь то же самое происходит и с законодательными инициативами: в них также нет места человеку.

Сначала нас учили, что экономика должна быть экономной. Потом выяснилось, что она у нас сырьевая, а должна быть инновационной. Но почему-то до сих пор никто не говорит о том, что экономика может быть еще и человечной. А жаль.

Недавно в ходе обсуждения законопроекта «О регулировании розничной торговли» министр экономического развития Герман Греф предложил ограничить работу крупных супермаркетов после 19 часов, а заодно поставить заслоны, оберегающие города с населением менее 40 тысяч человек от проникновения розничных сетей. Отраслевые аналитики бросились обсуждать эту идею, обсасывать все за и против, но — всё в той же традиции упрощений и обобщений.

Такое впечатление, что сами аналитики по магазинам не ходят, а если и ходят, то только в дневное время. И уж точно никогда не возвращаются домой к пустому холодильнику, часиков в одиннадцать вечера, а то и позже. А зря. Потому что если бы возвращались, то и обсуждали бы не «проблемы региональной экспансии розничных сетей», а фактические последствия подобных инициатив. И, наконец, у меня много знакомых, которые закупают продукты именно вечером, когда по городу можно проехать.

Лично я всей душой на стороне малой розницы. И, признаюсь, мне не слишком нравится, что по прогнозам к 2010 году 85% российского продуктового ритейла будет сосредоточено в руках сетевиков. Но душа — душой, а кошелек — кошельком. Не говоря уж о желудке.

Да, конечно, сетевые супермаркеты давят несчастных производителей по ценам. Зато и цены на многие продукты благодаря этому в больших магазинах ниже, чем в маленьких.

Да что там цены! Даже в Москве пресловутая независимая розница, похоже, до сих пор не испытывает никакого конкурентного давления со стороны сетей. Иначе за прилавками стояли бы приветливые продавщицы, а не опухшие неопрятные бабы, покупатели не спотыкались бы о разбросанную тару, не получали бы в обмен на кровно заработанные деньги просроченные продукты и имели бы куда больший выбор.

У нас принято абстрактно «жалеть» малый бизнес. А лучше других выжимать слезу сочувствия научились как раз представители малой розницы. «Малый торговый бизнес умрет!», «Малый бизнес не сможет конкурировать с сетями!» Все это привычные вопли, которые приходится слышать на каждом шагу. Ну так хотя бы пытайтесь конкурировать!

Смените продавца или заставьте его принять душ.

Выложите на прилавки хоть что-то, кроме водки.

Научитесь узнавать постоянного клиента в лицо.

Соединитесь в закупочные союзы, если не в состоянии получить от поставщиков выгодные цены.

Делайте хоть что-нибудь!

Но нет, вместо этого лавочники взывают о помощи, прикрываясь иезуитскими лозунгами «защиты малого бизнеса». Спасибо, не надо. Такой малый бизнес мне, как потребителю, не нужен. А раз так, зачем нарушать законы рынка и конкуренции?

Что случится, если сетевым магазинам запретят торговать после 19.00? В 19.01 наша находчивая «малая розница» (да и сетевые магазины у дома — почему нет?) будет вывешивать новые ценники и получать прибыль просто так, на халяву. Без усилий. Или сбывать второсортный товар, ведь в маленьком магазине и ассортимент соответствующий. И — забудьте о сервисе, качестве продукции и правах потребителя.

Как хотите, а мне не хочется опять метаться в поисках хлеба и молока и покупать их по ценам, которые будет диктовать какая-то вонючая лавчонка в подвале. Спасибо, набегался уже.

Во всем мире малые несетевые форматы находят способы конкурировать с гигантами. Так пусть и наши учатся. Зачем же им мешать?

Чем не угодили Герману Грефу города с населением менее 40 тысяч человек, для меня еще бо ґльшая загадка. Я заезжаю иногда в такие городки. Уже на пятой минуте пребывания в них хочется повеситься от тоски. Останавливает же только одно — искреннее желание понять, почему до сих пор не покончили с собой сами местные жители, обреченные обитать здесь вечно.

Возможно, они надеются, что когда-нибудь и у них откроется такой же красивый магазин, как в рекламе, которую ежедневно показывают по телевизору. Магазин, в котором люди неторопливо катают по залу тележки, наполняя их недорогими и качественными продуктами, чтобы затем без очереди оплатить покупку в кассе и получить бесплатные пакеты, которые наша жадная малая розница до сих пор продает.

Согласен, розничные сети, делающие ставку на стандартизацию во всем, не идеальны — как «Кока-кола» или «Макдоналдс». Зато мы знаем, что в любом уголке мира бурый пенистый напиток и фирменная булка с котлетой будут иметь привычные, совершенно ожидаемые кондиции. При этом, однако, живы и производители лимонадов, и владельцы ресторанов с более изысканной кухней.