Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кейсы по ГРЭ.docx
Скачиваний:
53
Добавлен:
13.05.2015
Размер:
1.55 Mб
Скачать
  1. Развитие экономики Учебная ситуация 3‑18 Передвижники

Наталья Ульянова , опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №5 от 03 Мая 2011 года.

РОССИЯНЕ УЧАТСЯ ЖИТЬ ТАМ, ГДЕ РАБОТАЮТ, А НЕ РАБОТАТЬ ТАМ, ГДЕ ЖИВУТ.

Движение — это жизнь. Впрочем, порой справедливым оказывается и частное следствие из этой аксиомы: чем активнее движение (изменения в карьере, рост заработной платы и другие признаки, сопровождающие трудовую миграцию), тем жизнь — лучше. Похоже, российские специалисты к перемещениям готовы. Причем не только в сторону «заповедной зоны», ограниченной московской кольцевой.

По данным портала Superjob, в марте 2011 года количество резюме с пометкой «Готов переехать в другой город» составило 17% от общего числа объявлений. В свою очередь, «рассматривают соискателей из других городов» 60% российских работодателей.

Очевидно, что готовность компаний принимать на работу приезжих напрямую зависит от экономической ситуации в стране. В период кризиса даже столичные работодатели, по традиции наиболее лояльные к мигрантам, проявляли непривычную сдержанность. Число вакансий, адресованных соискателям из регионов в разгар кризиса, снизилось в несколько раз. Так, самых дефицитных в наше время людей, а именно рабочих, среди мигрантов готовы были искать лишь 22% компаний, а специалистов-производственников — всего 18%.

Однако теперь все изменилось. По оценкам аналитиков Superjob, уже к марту 2011 года 72% московских работодателей готовы были взять на работу иногородних рабочих. Примерно столько же кандидатов приглашали работодатели в сферах ИТ (72%), строительства (71%), обслуживания и туризма (по 70%). При этом мигрантам труднее всего было рассчитывать в Москве на финансовые позиции (49%) и работу в кадровых службах (51%).

Подобная ситуация легко экстраполируется на другие миллионники. Вопросы прописки все меньше интересуют примерно каждую вторую компанию в большинстве крупных городов.

После второго кризиса, говорит Наталья Курантова, директор по продажам Kelly Services, в массе своей люди стали более легки на подъем. Возросшую социальную подвижность Курантова объясняет ростом амбиций, а также «неравномерным спросом на персонал вследствие различного экономического развития регионов».

При этом наиболее «гибкими» в вопросах трудоустройства, по оценкам Superjob, являются жители и без того демографически проблемного региона — Сибири. Из Новосибирска не против уехать четверть кандидатов, а Омск готовы покинуть 36% специалистов. Складывающаяся ситуация уже ощутимо влияет на обострение кадрового голода в этих городах. Не случайно 70% работодателей Омска, в свою очередь, готовы брать на работу приезжих.

МОДА НА ЭКСПАТОВ УХОДИТ. ЗАПАДНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ТРЕБУЮТСЯ В НОВЫХ СЕГМЕНТАХ ЭКОНОМИКИ. А ИХ В РОССИИ ОСТАЛОСЬ НЕМНОГО

По оценке Superjob, самыми мобильными кандидатами рынка труда являются специалисты в области стратегического развития и консалтинга, а также строительства и производственной отрасли. Они «выше географии». Тем временем самые пассивные на рынке труда — представители таких профессиональных сегментов, как «бытовое обслуживание», «образование», «административная работа» и «кадры». Что, вообще-то, неудивительно. Как правило, в этих сферах задействованы представительницы прекрасного пола, куда более консервативные по части жизненных перемен и уж тем более переезда в другой регион.

В Kelly Services считают, что уровень трудовой мобильности россиян уже вполне соответствует глобальным тенденциям. Согласно цифрам международного опроса, проведенного компанией в сентябре-декабре 2010 года (российская выборка составила 7 500 человек), в общей сложности сменить место жительства готовы три четверти граждан РФ. При этом к свободному перемещению по России готовы 9% россиян, 6% согласны переехать в соседнюю область, 14% — не дальше ближайшего крупного города. Но куда интереснее другие цифры. Еще большее число россиян (прежде всего, представители поколения Y) предпочло бы на время сменить… страну (32%) и даже континент (15%).

Что сдерживает мобильность россиян? У представителей кадровых агентств есть ответы: традиционная привязанность к семье и друзьям (по этому признаку мы больше всего «похожи» на норвежцев), родному языку (как венгры), а также — высокие затраты на переезд (в чем мы похожи на британцев и американцев) и культурные особенности страны (в последнем случае россияне очень напоминают китайцев). При этом переезд в другую страну в нашей стране все еще воспринимается как «профессиональный вызов», а не банальная смена места жительства.

По понятным причинам наименее склонны к перемещениям по стране с целью поиска работы москвичи. По данным экспертов Superjob, ныне доля жителей столицы в общем пуле «мобильных» кандидатов не превышает 9%.

Вопросы квалификации

Евгений Рейзман советник юридической фирмы «Бейкер и Макензи»

О существенном изменении инвестиционного климата в России говорить пока еще рано. Слишком мало времени прошло с момента внесения поправок в законодательство о трудоустройстве иностранцев. Тем не менее, интенсивно использующие труд иностранных высококвалифицированных специалистов (ВКС) работодатели, несомненно, почувствовали значительное облегчение. Получение виз и разрешений на работу для таких работников (иностранных специалистов, зарабатывающих в России от 2 млн рублей и более) значительно упрощено и ускорено.

К сожалению, для всех остальных иностранцев ситуация или осталась такой же, или даже несколько ухудшилась. Порядок получения разрешений на работу и виз сохранился прежним. А вот квоты на привлечение иностранной рабочей силы — сокращаются. Количество отказов в ответ на заявления с просьбой разрешить наем иностранцев (т. н. корпоративные квоты) увеличивается.

В категорию «остальных» попадают не только средне- и низкоквалифицированные работники, но и многие менеджеры и специалисты высокого уровня, которые работают в представительствах иностранных компаний. В этих структурах режим ВКС не применяется, что тормозит улучшение инвестиционного климата, поскольку многие иностранные компании работают в России именно через представительства.

Тем не менее, большинство участников рынка, с которыми мне удалось обменяться мнениями, отмечают общий позитивный тренд в развитии режима регулирования труда иностранцев в России.

«Московские специалисты с точки зрения географии своей карьеры, к сожалению, менее подвижны, чем, например, их западные коллеги», — подтверждает директор по персоналу компании «Рено Тракс Восток» Татьяна Боулинг. Специфика деятельности (грузоперевозки) вынудила компанию сформировать в течение нескольких лет программу внутренней мобильности персонала. Результаты уже есть. Глобальная структура бизнеса позволяет менеджерам поработать не только в Москве, но и в регионах России, а также за рубежом. Однако в общении с сотрудниками отдел кадров выяснил, что даже перспективу переехать в другую страну с гарантированной должностью в одном из зарубежных отделений москвичи не всегда воспринимают с энтузиазмом. «Их гораздо больше волнуют стабильность и близость к дому, а не карьерные перспективы и новые горизонты, требующие переезда в другие регионы», — подчеркивает Боулинг.

Впрочем, эксперты прогнозируют: степень привязанности к «родному дому» постепенно будет ослабевать. В том числе эта тенденция коснется и москвичей. По крайней мере, за последние полгода, по данным Superjob, количество столичных жителей, считающих возможным работать в другой географической точке, возросло на 1%. «Не секрет, что мегаполис не является комфортным местом для жизни», — называет одну из причин отъезда московских специалистов Наталья Курантова (Kelly Services).

Оценивая картину в целом, собеседники «Бизнес-журнала» отмечают: на «место пребывания» российских специалистов все больше влияют вопросы зарплаты и карьеры. Разумеется, при смене работы большинство российских специалистов имеют в виду маршрут «регионы — Москва». Однако наблюдается и движение в обратную сторону. По мнению Елены Марченко, начальника управления персонала международного транспортно-логистического холдинга AsstrA, работа в региональных филиалах также помогает порой добиться существенных сдвигов в карьерном росте. Да и по наблюдениям Натальи Курантовой, именно по этой причине некоторые профессионалы целенаправленно «набирают» опыт работы не только в центральном офисе, но и в региональных подразделениях.

— В группе компаний «Связной», — говорит Елена Ноготкова, руководитель отдела по связям с общественностью ГК «Связной», — работа руководителей часто оказывается связанной с длительными командировками и переездами из города в город. Но обычно это не вызывает проблем. При должном окладе российские менеджеры готовы переезжать на новое место работы. Как правило, людей привлекают достойная зарплата, возможности карьерного роста, а близость к родному дому при соблюдении упомянутых факторов — обычно наименее важный аргумент.

Для того чтобы убедить сотрудника сменить место жительства, работодатели компенсируют переезд с помощью стандартной линейки дополнительных льгот. Обычно в пакет входят оплата квартиры, помощь при устройстве детей в садик или школу, а в ряде случаев — еще и трудоустройство супруга.

Наталья Курантова отмечает, что компенсации российских экспатов, например, сегодня все более похожи на стандартный социальный пакет, предлагаемый приезжим из других стран. За исключением одной немаловажной детали: российским топ-менеджерам (за редким исключением), в отличие от иностранцев, не обеспечивают соответствующее содержание семьи.

При этом показатель востребованности западных специалистов в последнее время приостановил рост. В чем дело? Почему иностранцы все менее интересны российским работодателям? По мнению Натальи Курантовой, зарубежные специалисты требуются главным образом в новых, молодых сегментах экономики. А поскольку неосвоенных индустрий в России осталось немного, ощутимо упал и спрос на экспатов. «Сегодня территория экспатов — это инвестиционный банкинг и финансовый топ-менеджмент, — поясняет Курантова. — Кроме того, на начальном этапе западные компании часто делегируют в Россию директоров по производству. Наконец, в сфере информационных технологий и на рынке логистики все еще востребованы не только высшие руководители из‑за рубежа, но и специалисты среднего звена».

Как бы то ни было, для многих российских компаний работа иностранных специалистов в России обусловлена международной деятельностью: их появление в российских офисах связано с производственными нуждами, необходимостью развития карьеры менеджеров, обменом опытом и корпоративными ценностями. Так что российские работодатели с достаточно высоким интересом следят за изменениями в законодательстве, определяющем процедуры приема на работу иностранцев.

ПРИ СМЕНЕ РАБОТЫ БОЛЬШИНСТВО РОССИЯН ИМЕЮТ В ВИДУ МАРШРУТ «РЕГИОНЫ — МОСКВА». НО ДВИЖЕНИЕ НАБЛЮДАЕТСЯ И В ПРОТИВОПОЛОЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ

Так, в прошлом году (на волне запуска масштабных модернизационных процессов в стране) в законе появились поправки, призванные упростить трудоустройство зарубежных специалистов. Что изменилось? По данным Натальи Курантовой, принимать на работу иностранцев стало действительно проще. А Елена Ноготкова уточняет: компания теперь может оформлять иностранцев на работу на три года, а не на год, как прежде. Впрочем, эксперты считают, что и в нынешнем виде процедуры все еще излишне забюрократизированы. Поэтому в «Связном», за редким исключением, на работу предпочитают нанимать граждан РФ и Республики Беларусь.

Мало того, Елена Марченко уверена, что нанимать иностранцев стало даже… сложнее! Проблемы она объясняет слишком частыми изменениями в законодательстве. «К примеру, — говорит Марченко, — с января 2011 года появился новый закон, согласно которому мы больше не имеем права регистрировать иностранных граждан по местонахождению нашей организации. Осложняется все еще и тем, что при принятии новых законов даже сами сотрудники ФМС не всегда четко понимают, что именно нужно делать. Но при этом все равно жестко контролируют все наши действия в этом направлении. В итоге иностранным гражданам приходится самостоятельно и за свои деньги получать разрешения на работу в РФ, так как получение квот остается очень долгим и сложным процессом, с большим количеством «подводных камней». Исключение — граждане Республики Беларусь и Казахстана. Их оформление проходит чуть легче».

Впрочем, росту внутренней трудовой миграции в России отношения с иностранцами не препятствуют. «Привлечение кандидатов из других городов, и, возможно, регионов остается актуальной задачей. Причем это касается не только «миллионников», но и городов с населением 500–700 тысяч жителей», — считает Алексей Захаров, президент портала Superjob. В свою очередь Наталья Курантова прогнозирует рост мобильности россиян при любом колебании вектора развития экономики:

— Это неизбежно и в случае возникновения второй волны кризиса, и при более оптимистическом сценарии. Если «правильные слова» о развитии производств обретут реальное воплощение, востребованность персонала будет перманентно расти.