Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кейсы по ГРЭ.docx
Скачиваний:
53
Добавлен:
13.05.2015
Размер:
1.55 Mб
Скачать

Учебная ситуация 11‑82 Судьба миллиардов

Юлия Калинина , опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №1 от 10 Января 2007 года.

Еще в 2005 году стало ясно: ассигнуемые на развитие малого бизнеса деньги уходят в никуда, поэтому правительство утвердило новые правила поддержки предпринимательства. Отныне на финансовую помощь могут рассчитывать лишь те субъекты Федерации, где уже выделялись средства на развитие бизнеса по обозначенным Минэкономразвития направлениям.

В 2005 году региональным администрациям было предложено участвовать в федеральной программе поддержки предпринимательства на условиях софинансирования, причем представленные на конкурсы в МЭРТ проекты должны были отвечать целому ряду критериев. Одновременно федеральные власти вывели «выравнивающую» формулу для регионов: дотационным территориям Минэкономразвития обещало компенсировать до 70% стоимости проектов, богатым Москве и Санкт-Петербургу — по 30%, а всем остальным — 50%.

В 2005 году совокупный объем запросов региональных властей на финансирование из федерального бюджета проектов по поддержке предпринимательства составил 2,2 миллиарда рублей. Фактически же из федерального бюджета было выделено полтора миллиарда, причем значительная часть этих средств пошла на создание бизнес-инкубаторов и венчурных фондов как наиболее популярных у региональных властей форм стимулирования предпринимательства.

Так или иначе, решительного прогресса добиться не удалось. Представители регионов сетовали, что решение о софинансировании центром местных проектов принято лишь 22 апреля 2005 года, когда региональные бюджеты были уже сверстаны. В ответ чиновники МЭРТ напоминали, что регионы с планируемой программой были ознакомлены еще осенью, а значит, у них была возможность при желании предусмотреть в своих бюджетах средства для содействия малому и среднему бизнесу, разработав соответствующие программы поддержки.

Проект бюджета 2006 года предусматривал двукратный рост ассигнований на поддержку малого бизнеса — с полутора до трех миллиардов рублей. На этот раз соответствующие проекты в регионах оказались более фокусными, а конкурсы были проведены заранее. Из федерального бюджета регионам при условии софинансирования выделялись средства на создание бизнес-инкубаторов, венчурных фондов, на микрофинансирование и поддержку экспортеров. И регионы, которым наконец-то дали возможность подготовиться, оценили федеральную программу.

— На наш взгляд, впервые федеральный центр уделяет такое пристальное внимание развитию малого предпринимательства, — комментирует программу президент КБР Арсен Каноков. — Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации занимает весьма активную позицию по этому направлению, тесно сотрудничает с общественными объединениями предпринимателей («ОПОРА РОССИИ», РСПП, ТПП), что дает существенные результаты. Утвержденный Минэкономразвития порядок проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации с момента реализации показал свою эффективность, распределение осуществляется максимально прозрачно. И это не просто слова, мы сами уже четыре раза участвовали в таких конкурсах, и во всех случаях рассмотрение заявок проходило открыто, с приглашением экспертов из общественных организаций. Субсидии бюджетам субъектов РФ предоставляются на условиях софинансирования, что, конечно, в определенной мере сужает круг участников конкурса. С другой стороны, это стимулирует региональные власти выделять больше средств на развитие малого предпринимательства и повышает их конкурентоспособность.

Пользу софинансирования отмечают представители практически всех регионов, участвующих в конкурсах МЭРТ. «Тендерный» подход позволяет не распределять финансовые ресурсы по мифическим «программам поддержки», а подпитывать действующие в регионах проекты, в успешном продолжении которых заинтересованы местные власти.

— Проведение подобных конкурсов, на мой взгляд, очень эффективная форма распределения денежных потоков, — говорит Денис Лабуза, экс-министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижнего Новгорода. — Это не только финансовая помощь регионам, но и стимулирующая поддержка, поскольку все средства выделяются на условиях софинансирования с региональными или муниципальными бюджетами, а это означает, что субъектам РФ для получения средств необходимо найти возможности для выделения из своего бюджета такой же суммы. Конкурсная основа помогает выбрать те регионы, которые наиболее заинтересованы в развитии предпринимательского сектора, тех, кто предлагает наиболее эффективные механизмы поддержки предпринимателей, а совместное финансирование позволяет реализовать наибольшее количество предпринимательских проектов.

Одним из спорных направлений в программе оказалась поддержка экспортеров. На вопрос «Есть ли у вас экспортно ориентированные предприятия?» представители региональных властей часто лишь пожимали плечами. В качестве примеров МЭРТ приводило рыбацкие артели в Астрахани, поставляющие свою продукцию в Иран и стремящиеся выйти на рынки других стран, а также калмыцких фермеров, производящих экологически чистое мясо, однако далеко не во всех регионах удалось обнаружить подобные предприятия.

Пожалуй, одной из самых удачных в этой сфере можно признать программу, реализованную в Краснодарском крае: малые предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, получили здесь возможность возвращать часть своих расходов. «Это касается, например, компенсации затрат (двух третей от общей суммы) на аренду выставочных площадей, — делится опытом Олег Пальчиков, начальник Управления по развитию малого и среднего предпринимательства администрации Краснодарского края. — Впрочем, это формально «внешнеэкономическое» направление позволяет экономить и некоторым предприятиям, работающим исключительно на внутренний рынок. Так, если произведенная фирмой продукция проходит процедуру сертификации по международным стандартам, то часть расходов (50%) компенсирует бюджет. Это очень актуально в свете вступления страны в ВТО. Международная сертификация станет одним из самых существенных факторов в конкурентной борьбе с иностранными компаниями, а неготовность к ней чревата катастрофой — подобной той, что произошла в Индии, когда страна вступила в ВТО: 40% малых предприятий просто прекратили свое существование. Представьте себе подобную ситуацию в Краснодарском крае, где в малом бизнесе занято около 700 тысяч человек, и вы поймете, насколько все серьезно». В Краснодарском крае на эти цели было выделено 4,4 миллиона рублей из краевой казны и столько же — из федеральной.

Ряд мероприятий по поддержке ориентированных на экспорт малых предприятий удалось реализовать и в Красноярском крае, однако в процессе реализации проектов региональные власти столкнулись с проблемами, вызванными постановкой задач в формулировке МЭРТ. «Идея хорошая. Но в том виде, в котором ее предлагает федеральный центр, она интересна лишь приграничным территориям и Москве, — полагает Дмитрий Лукашевский, начальник отдела предпринимательства и потребительского рынка департамента планирования и экономического развития администрации Красноярского края. — У нас такие предприятия есть только в Красноярске. Поэтому сейчас мы формируем обращение в Минэкономразвития, в котором предлагаем поддерживать не только уже состоявшиеся экспортно ориентированные малые предприятия, но и предприятия, производящие конкурентоспособную импортозамещающую продукцию. А дальше уже будем «выращивать» экспортеров».

Впрочем, главное достижение федеральной программы по поддержке предпринимательства состоит в том, что региональные власти больше не надеются на центр как на дойную корову и разрабатывают собственные целевые программы.

«Независимо от того, будут реализованы федеральные программы и проекты или нет, у нас в регионе принят свой закон «О краевой целевой программе «Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Красноярском крае» на 2006–2007 годы», который описывает механизмы помощи предпринимателям за счет средств регионального бюджета, — говорит Дмитрий Лукашевский. — На эти цели заложено 162,8 миллиона рублей, из которых в 2006 году было выделено 76,6. Еще 86,2 миллиона предполагается использовать в наступившем 2007 году. Основную часть средств планируется направить на возмещение части процентной ставки по кредитам, полученным субъектами малого предпринимательства. Эта мера поддержки малого бизнеса уже три года реализуется краевыми властями и показала себя достаточно эффективной. Ею уже воспользовались около 60 предпринимателей из различных городов и районов. Сейчас рассматривается вопрос о создании трех бизнес-инкубаторов на территории края. Планируется, что в 2007 году все они заработают в полную силу. Более того, в настоящее время мы готовим изменения в краевую целевую программу по увеличению объемов финансирования отдельных мероприятий, для чего предполагается провести корректировку краевого бюджета. В 2004 году, когда программа субсидирования процентной ставки только-только начала действовать, были сложности с поиском проектов, достойных государственной поддержки. Теперь все иначе: уже в 2005 году таких проблем не возникало. Разве что пока у нас просто не хватает финансовых ресурсов для поддержки всех заявленных проектов».

Успех? Во многом да. Как минимум, новая логика поддержки малого бизнеса стала более прозрачной и стимулирует региональные власти к самостоятельным действиям. Однако есть и трудности. Так, все чаще звучит критика, связанная с направленностью всех реализуемых программ на поддержку уже действующих предприятий. А ведь правительство планирует добиться в ближайшее время ежегодного роста количества малых предприятий на уровне 5–10%, или 50–70 тысяч юридических лиц! Кроме того, в планах федеральных властей — обеспечить рост числа занятых в малом бизнесе на 5–7%, что составляет 400 тысяч человек в год. Очевидно, что при отсутствии внятных программ поддержки стартующего бизнеса таких показателей достичь в ближайшем будущем не удастся.

Другая проблема — до сих пор низкий уровень осведомленности предпринимателей об открывающихся возможностях и бумажная волокита, связанная с оформлением конкурсной документации. «Некоторые сложности у предпринимателей действительно могут возникнуть, — признает Владимир Алферов, начальник отдела по развитию малого бизнеса Главного управления экономического развития Воронежской области. — Для того чтобы получить финансирование, им нужно подготовить большое количество строго регламентированных документов. Но таковы требования Минэкономразвития. Впрочем, и министерство можно понять: оно не хочет допустить нецелевого использования целевых финансовых средств».

Нередко предприниматели просто не знают, как подготовить документы, или не верят, что в итоге смогут получить необходимые ресурсы. «Из-за недоверия и недостаточной информированности о предлагаемых проектах мы не успеваем освоить выделенные средства, — соглашается Дмитрий Лукашевский. — На то, чтобы информация дошла до конечного потребителя, требуется очень много времени, и мы не успеваем уложиться до конца финансового года. Это еще одна серьезная проблема, которую мы попытаемся решить уже в наступившем году, создав в крае единое информационное пространство для предпринимателей. Соответствующее мероприятие будет проведено в рамках краевой целевой программы по поддержке малого предпринимательства».

В 2007 году на поддержку малого бизнеса в федеральном бюджете зарезервировано 3,8 миллиарда рублей. Изменится ли практика освоения средств? По словам представителей МЭРТ, направления поддержки останутся прежними, однако среди приоритетных уже значится финансирование начинающих предпринимателей. Кроме того, в 2007 году совместно с регионами МЭРТ планирует запустить новую образовательную программу для субъектов малого предпринимательства. Как утверждает директор департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ Андрей Шаров, при 200 бизнес-инкубаторах, которые создаются в 60 регионах страны, будут открываться специальные образовательные курсы для предпринимателей, частично оплачиваемые государством.

Деньги на поддержку малого бизнеса перестали делить под ковром. Однако реальная эффективность этого направления чиновничьей активности все еще остается под вопросом.

Куда идут деньги

В 2006 году по сравнению с 2005-м объем средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства увеличился в два раза и достиг трех миллиардов рублей. С учетом софинансирования за счет бюджетных средств субъектов Российской Федерации эти средства позволили:

дополнительно к создаваемым за счет средств 2005 года 40 бизнес-инкубаторам профинансировать создание еще 54;

создать 13 региональных фондов венчурного инвестирования в малые предприятия, действующие в научно-технической сфере. По итогам 2005–2006 годов, всего в стране создано 19 венчурных фондов. После завершения процедуры привлечения средств частных вкладчиков общий объем средств, предоставляемых малым компаниям для целей венчурного инвестирования, составит 6,4 миллиарда рублей. Проект реализуется в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, Красноярском крае, Чувашской Республике и других регионах.

увеличить с 12 до 31 число регионов — участников программы поддержки предприятий-экспортеров. Дополнительно были расширены и виды субсидий, в 2006 году получили поддержку создание промышленных образцов и защита интеллектуальной собственности за рубежом;

увеличить поддержку организаций кредитной кооперации: по итогам 2005–2006 годов, ее предоставляют 36 субъектов РФ (на 18 больше, чем по итогам 2005 года);

получить в 2006 году федеральные вливания 75 региональным мероприятиям по поддержке предпринимательства в 31 регионе страны. На конкурс, проводимый МЭРТ, были представлены предложения субъектов Федерации на общую сумму около четырех миллиардов рублей;

повысить процент региональных средств, направляемых на поддержку малого предпринимательства (по предварительным расчетам, на 1 рубль федеральных средств в 2006 году приходилось уже 1,15 рубля из местных бюджетов);

запланировать в федеральном бюджете 2007 года выделение 3,8 миллиарда рублей на поддержку малого предпринимательства. Направления поддержки останутся прежними.