Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кейсы по ГРЭ.docx
Скачиваний:
53
Добавлен:
13.05.2015
Размер:
1.55 Mб
Скачать

Учебная ситуация 7‑51 Как нам поддержать малый бизнес

Евгений Примаков , опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №16 от 02 Сентября 2008 года.

Президент Дмитрий Медведев и председатель правительства РФ Владимир Путин начали свою деятельность на этих постах с того, что сосредоточили внимание на проблемах малого предпринимательства. Это и символично, и закономерно.

Указ президента «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» и целый ряд распоряжений, отданных главой правительства, призваны залечить многие «болевые точки» малого бизнеса. Такой приоритетный подход вполне естественен. Ведь без создания условий для развития малых форм хозяйствования у нашей страны практически отсутствуют перспективы перехода на инновационные рельсы, создания свободного от удушающих объятий монополистов цивилизованного рынка и, наконец, радикального подъема уровня жизни населения, в чем мы так нуждаемся. Однако в этой связи возникает целый ряд вопросов, которые еще ждут своего ответа.

В указе президента России определены многие важные положения, улучшающие жизнь малого предпринимательства. Но ими не ограничивается необходимость продолжения законотворческой работы на этом направлении. Так, основательной проработки требует большой массив правовых актов, относящихся к реализации принятого в прошлом году весьма важного, однако рамочного по своему характеру закона о малом и среднем предпринимательстве. Пора серьезно разобраться и с ведомственным нормотворчеством в этой области. Нужно отказаться от медлительности в решении таких вопросов, а законодатели всех уровней должны проделать эту работу совместно с предпринимательскими объединениями. Ведь в условиях, когда подобная работа ведется без участия предпринимательских структур, неизбежны различного рода огрехи и неувязки, в том числе открывающие возможность мздоимства.

Структура малого предпринимательства в России уже меняется к лучшему. Увеличивается доля малых предприятий, работающих как в производстве, так и в сфере научно-технического прогресса. И все же идет этот процесс пока очень медленно, а его ускорение во многом зависит не только от поощряющих мер государства, но и от политики крупных компаний.

В России, по сути, отсутствует практика, когда крупные компании «обрастают» малыми, которым передается ряд функций в сфере не только услуг, но и непосредственно производства. У нас так начинает действовать автозавод «КамАЗ», вокруг которого формируется обрамление в виде малых и средних предприятий, участвующих в единой цепочке производства и сбыта готовой продукции. Однако примеров такого рода раз-два и обчелся. Так стоит ли удивляться тому, что динамика роста малых предприятий в машиностроении уже не первый год не выходит из области отрицательных значений? Недавно в стране был создан ряд государственных корпораций. Но успех их деятельности во многом будет зависеть от того, сумеют ли они собрать вокруг себя в достаточном количестве малые предприятия — иными словами, перенять хорошо зарекомендовавшую себя в индустриально развитых странах модель организации производства.

Задача диверсификации производства в России не может быть решена без развития и совершенствования нефтегазового сектора, который еще в течение длительного времени будет оставаться важнейшим источником бюджетных доходов. Не случайно уже в самом начале своей деятельности на посту председателя правительства Владимир Путин обратил особое внимание на создание условий для наращивания запасов нефти и газа в стране. Для этого предложено снизить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с целью активизации их разведки на шельфе. Но представляется, что наряду с этим необходимо еще и снизить НДПИ для малых и средних предприятий, занимающихся нефтедобычей.

Не следует забывать о том обстоятельстве, что крупные нефтяные компании сосредоточиваются на добыче из высокорентабельных месторождений и скважин с высоким дебетом. При этом остается неиспользованным большой резерв малорентабельных месторождений и скважин. А ведь этот резерв приближается к уровню годовой добычи нефти по стране в целом! Мы много говорим о снижающейся динамике роста добычи нефти, некоторые эксперты даже указывают на близящуюся перспективу резкого уменьшения добычи. Так почему бы в таких условиях не поддержать по-хозяйски, как это делают, например, в США, малый бизнес в нефтедобыче? Торгово-промышленная палата уже не раз обращала на это серьезное внимание. Как и на тот факт, что крупные нефтяные компании закрывают малым предпринимателям доступ к трубе.

Малый и средний бизнес должен стать мощной силой для инновационного прорыва нашей экономики. Ведь в США и других развитых странах он уже давно является почвой для возникновения более половины всех инноваций. А что у нас? С одной стороны, Россия обладает колоссальным интеллектуальным потенциалом. На недавно состоявшемся студенческом чемпионате мира по программированию наши молодые компьютерные гении из Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики завоевали звание абсолютных чемпионов, вырвав победу у представителей знаменитого Массачусетского технологического института — второго в рейтинге лучших вузов планеты! А из 30 студенческих команд, показавших лучшие результаты, 11 — из России.

Однако если иметь в виду долю предприятий, внедряющих инновации на практике, оказывается, что Россия прозябает на последнем месте в Европе. А ведь здесь открывается поистине необозримое поле для малого инновационного предпринимательства. Вот почему так необходимо радикальным образом скорректировать налоговую политику государства, предоставив значительные, а не символические преференции малому инновационному бизнесу. Говорится об этом давно. Но как только доходит до дела, руководители финансового блока правительства сразу же прикрываются вопросом о том, кто и как будет возмещать выпадающие доходы бюджета.

Но позвольте задать встречный вопрос. О каких «выпадающих доходах» можно говорить в ситуации, когда общий размер Резервного фонда и Фонда национального благосостояния приближается к четырем триллионам рублей, а профицит федерального бюджета достигает чуть ли не 10 процентов ВВП?

Увы, не просматривается радикальных новшеств и в законопроекте о совершенствовании налогообложения малого бизнеса. Ограниченные, а точнее, косметические меры, которые расширяют возможности использования патентов и упрощают отчетность для отдельных категорий предпринимателей, использующих налоговые спецрежимы, по сути, не дают никаких стимулов малым фирмам, делающим ставку на инновации.

Резкий скачок цен на продовольствие на мировых рынках и замаячившая угроза глобального продовольственного кризиса должны заострить наше внимание и на развитии малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе России. В стране действует более 145 тысяч крестьянских хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Хорошая ценовая конъюнктура осени прошлого года позволила многим из них избавиться от хронической нерентабельности. Однако ни темпы роста производства в аграрном секторе, ни качество имеющегося здесь бизнеса не соответствуют общественным ожиданиям. Темпы роста производства сельхозпродукции у нас в два-три раза ниже, чем в среднем по экономике. В результате предприниматели, занимающиеся переработкой пищевого сырья, все в большей степени зависят от импортных поставок.

Пора обратить особое внимание на функционирование малых предприятий потребительской кооперации. Только так можно рыночными способами повлиять на абсурдный порядок вещей, когда на пути от производителя к потребителю сельскохозяйственная продукция дорожает в три-четыре раза.

Не менее важно повысить доверие к малому и среднему бизнесу со стороны государства и общества. У нас нет оснований изображать такой бизнес как зону сплошной «теневой экономики». Но именно эти стереотипы зачастую используются в качестве, с позволения сказать, аргументов для выдавливания малых предприятий с потребительского рынка, навязывания им условий неравноправной конкуренции.

Например, хорошо известно, что в городах-миллионниках с согласия местных администраций развернулось тотальное наступление сетевых структур. К нам в Торгово-промышленную палату не иссякает поток жалоб, суть которых одна и та же: как только где-нибудь появляется очередной сетевой гигант, в радиусе нескольких километров вокруг погибает любая торговая точка, принадлежащая малому бизнесу.

Но какова экономическая эффективность сетей? По итогам 2007 года сумма налоговых поступлений от торговых предприятий в бюджет сократилась почти на 20%, а рентабельность у так называемых «цивилизованных» сетей ниже, чем у малых торговых предприятий. Почему же при столь низкой рентабельности в стране ширится бум на рынке строительства крупных торговых центров? Все это лишний повод вернуться к рассмотрению законопроекта о регулировании торговли и потребительского рынка, приняв взвешенные решения, учитывающие интересы всех участников рынка. И, конечно же, потребителей.

И, наконец, о всевозможных административных ограничениях. Преодолеть их нельзя без повышения активности общественных объединений самих предпринимателей. Пришло время увеличить их полномочия в регулировании предпринимательства, передав им часть функций государственных структур. При этом важно предусмотреть меры, способные перекрыть лазейки для развития метастазов бюрократизма и коррупции в самих саморегулируемых организациях.

В основу статьи положен текст выступления президента Торгово-промышленной палаты РФ Е. М. Примакова на конференции «Малый и средний бизнес — основа социально-экономического развития России в XXI веке», соорганизатором которой выступила ТПП РФ.