Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Николин_сказка.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
2.45 Mб
Скачать

2. Пространство

Пояса являются территориальными границами, условиями бытовой привязки возрастов. Возрасты мира симметричны с потусторонними. Особые точки в пояса сосредоточены на границах, чем подчеркиваются переходные свойства этих точек. Пояса наполнены характерными предметами.

Пространственная структура сказки проявляется в расщеплении героя внутри возраста на начального и развивающегося героя. Ход поступков героя соответствует структуре ритуала. Эта структура едина для всех поясов. Единая структура проявляется символьно в единстве компонентов мира каждого пояса. Волшебные предметы выступают заменителями полного набора возрастов в каждом поясе и отражают меру и форму участия этого возраста в данном месте общины и ритуала.

Единая структура мира оказывается независимой от пояса.

Пространство действия в архаической сказке представляет собой единый пространственно-временной круг восьми возрастов с особыми точками встречи или испытания с каждым из них. Круг общего ритуала распадается на восемь частичных, каждый дает свои правила возрасту, определяет пространство и время, их наполнение.

В новой сказке пространство ритуала сохраняется в волшебных предметах и покровителях переходов между возрастами и сосредотачивается в особые территориальные точки на границах обыденных хозяйственных поясов сельского образа жизни. Сказка насыщается бытовой атрибутикой возрастов, и архаическое оттесняется в места традиционно малодоступные для сельского жителя.

3. Сюжет

Сюжет архаической сказки имеет три стадии развертывания. Три стадии соотносятся с тремя стадиями каждого возраста. По-видимому, архаическая сказка имела девять шагов, а затем распалась на отдельные сказки о каждой стадии возраста. Этот феномен проявляется в распаде единого сюжета на части и будет рассмотрен на примере пакета сказок о падчерице. В новой сказке этот феномен проявляется в тройной петле структуры сказки.

Тройной повтор события испытания сказки также отражает стержневой механизм подготовки и перехода в частичном ритуале. Каждый герой проходит ритуальное испытание дважды сам, а в третий раз «официально» под воздействием всех.

4. Персонажи

Четыре пары возрастов персонажей в сказке реализуются в сюжете как последовательность стадий сказки. В новой сказке это реализуется в форме пятичленной персонажной структуры.

В новой сказке тройственность приобретает художественно-образную функцию. Сюжет становится шестишаговым. Каждая стадия делится на две фазы, что подчинено обоснованию антагонизма мотивирующего действия главного героя поступка. В первой фазе следует провокация антагониста, во второй ответ героя.

Персонажная структура приобретает жесткий позиционный характер, из восьмичленной структуры превращается в пятичленную. Эта замена становится возможной прежде всего благодаря замещению возрастов второстепенных персонажей волшебными предметами. Позиционное взаимодействие персонажей в качестве родичей героя невозможно, после подмены их волшебными предметами позиционная структура неизбежна.

Итак, прослеживая изменения по четырем структурам волшебной сказки, мы видим, как архаика возрастного ритуала становится волшебством новой волшебной сказки. Выявленные структуры ставят двойную задачу дальнейшего исследования: во-первых, разработку типологии сказки через интерпретацию; во-вторых, реконструкцию ритуала, закодированного в структуре сказки.