Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Николин_сказка.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
2.45 Mб
Скачать

Перспективы исследования архаичной структуры сказки (вместо заключения)

1. Исходные схемы анализа

Единство сюжета и обряда в архаичной сказке подобно резетскому камню: постижение иероглифов помогает понять механизмы и образы языческой культуры.

Исходной объединяющей схемой здесь является схема взаимодействия возрастов в обрядах. Согласно ней, в сказке происходит взаимодействие четырех пар возрастов в форме волшебных сил. Это взаимодействие проникает в структуру сюжета.

Сами возрасты, взаимодействующие в сказке, оказываются возрастами общины (см. рис. 10).

Рис. 10. Схема возрастов (схема 10)

Таблица 9. Пары волшебных сил или результаты их действий в обрядах

Обряд

Роды

Инициация

Свадьба

Климакс

Начальные

конечные

С+ – Д

Д – П

П – М

М – С

1-й шаг сказки

Силы рождающие –

убивающие

Силы поручающие –

карающие

Замена – препятствие

Дары – предел

Окончание таблицы 9

Обряд

Роды

Инициация

Свадьба

Климакс

2-й шаг сказки

Жертвующие

Испытание – помощь

Силы защищающие – похищающие

Победа –

предательство

3-й шаг сказки

Силы ворующие –

сохраняющие

Погоня – сокрытие

Утверждение – сомнение

Исполнение – отказ

Первое отношение в таблице 9 «начальное – конечное» становится стержневым для обряда. За этим отношением стоит переход возрастов от дитя в парня.

Волшебная сказка чрезвычайно усиливает именно это отношение. Это усиление происходит посредством введения в сказку активности и развития героя. Так, в «Гусях-лебедях» девочка вначале маленькая, а после испытаний ее поведение изменяется.

Архаическая сказка, наоборот, принижает активность и роль переходного отношения. Герой данного возраста пассивен в потустороннем мире, вместо него действуют волшебные силы, а точнее, иные возрасты.

За силами начального и конечного в обряде инициации стоят дитя и парень. Это первая пара сил в сказке, сил не столько волшебных, сколько действующих.

Сюжет разбивается на три этапа.

Вторая пара волшебных сил определяет начало сказки. На первом этапе следует испытание – провокация. В обряде инициации эту провокацию осуществляет пара сил «поручающие – карающие», за которыми стоят мужик и старик. Старик посюсторонний поручает, а мужик потусторонний карает. В данном случае это родители и гуси-лебеди.

Третья пара волшебных сил – «испытывающие – помогающие» оформляет второй этап сказки – центральное испытание. В «Гусях-лебедях» это Баба-яга и мышка, а по возрастам – потусторонние дитя и парень. Потустороннее дитя – это не родившийся как бы свой ребенок, братик, который играет в домике Бабы-яги.

Четвертая пара волшебных сил – «преследующие – скрывающие» дает третий этап сказки, выражается в «Гусях-лебедях» как погоня. В более сложных вариантах погоня превращается в неудачное возвращение.

Отметим, что, хотя в сказке «Гуси-лебеди» только одна Баба-яга, на самом деле это три разных возраста.

Согласно схеме возрастов, в каждом обряде происходит аналогичное взаимодействие возрастов, превращаемых волшебной сказкой в волшебные силы.

Этот путь заманчив. Он ведет к модели парных сил в сказке, распределенных по обрядам. Модель-таблица 9 дает интересный материал, но непонятно, как с ее помощью перейти к структуре сказки. Можно сказать, что данная таблица более отражает динамику возрастов в обряде, нежели сказочную структуру, хотя, безусловно, соответствие между ходом сюжета и обрядом есть.

В частности таблица подчеркивает такой важный факт, что дитя получает воздействие извне (оно карается, ему помогают), а отношение старика к обряду иное – старик сам определяет, что и зачем. Это две крайние точки, парень и мужик между ними.

Вторая исходная модель – схема ритуала (см. рис. 11). В самом общем виде она изображена как четыре связанные между собой овала. Четыре овала соотносятся в ритуале с мирами: сверстников, общины, природы и предков. Овалы в разных ритуалах имеют разный масштаб. В одном ритуале овалы разные. Этим подчеркивается многоуровневость обрядового действия. Так, прощание со сверстниками (овал второй по размеру) включено в прощание с общиной (родителями). В этих действах заключен главный цикл – связь с природным пределом. Ибо зачатие дитя на брачном ложе – основное содержание свадьбы. Наоборот, самым длительным событием на свадьбе будет связь с предками (большой овал на схеме). Оно начинается за девять месяцев до свадьбы сватовством и завершается спустя девять месяцев родами.

Рис. 11. Схема ритуала (схема 11)

Схема обряда иллюстрирует и аспект симметрии. То, что происходило до главного события свадьбы, после него происходит как бы в зеркальном отображении. Таким образом, в сватовстве программируются роды. Те же действия происходят и повторяются, хотя их выполняют разные люди. Тут наглядна передача традиции.

Данная симметрия отражается в оборачивании сказки. Сказка сказывается с позиции разных возрастов: возраста «до» и возраста «после» обряда. Итак, в схеме обряда два важных момента: во-первых, многоуровневость, во-вторых, симметрия внутри уровня.

Две основные исходные схемы анализа сказки: схема ритуала (схема 11) и схема возрастов персонажей (схема 10) – фиксируют структуру архаической волшебной сказки, раскрывают смыслы, закодированные архаической структурой. Оказывается, что смысл сказочной структуры заключается в воспроизведении структуры обряда.

Таким образом, тождество структуры обряда и архаической структуры сказки – первый вывод в анализе.