Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Николин_сказка.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
2.45 Mб
Скачать

3.2. Анализ сказок о падчерице

Рассмотрим структуру сказок о падчерице с точки зрения членения пути и испытания. Сюжет этих сказок имеет особенность: сказка построена на противостоянии дочки и мачехи падчерице. Противостояние это происходит в форме неудачного повторения удачного действия падчерицы. При анализе структуры сказки возник вариант интерпретации, что это неудачное повторение как прощание с прошлым. Дочка – это маленькая падчерица, падчерица в прошлом возрасте. Мачеха – это мать в последующем возрасте.

  1. «Метелица» (немецкая). Испытание девочки на ведение хозяйства. Это сказка, которая сосредоточена только на испытании. Акцент на испытание еще более усиливается полным повторением испытания падчерицы с дочкой.

  2. «Счастливка и Несчастливка» – индийская сказка. Испытание путешествием. По сравнению с европейскими вариантами тут усилена сторона пути девушки и ее встречи. Перекрещивается с путем за братом в «Гусях-лебедях». Если вспомнить о символическом значении братика как способности иметь или не иметь ребенка, то сказку «Гуси-лебеди» следует отнести к сказкам о падчерице. Однако она отличается тем, что стадии возраста девушка проходит в «Гусях-лебедях» поочередно, становясь падчерицей после дочери у Бабы-яги.

  3. «Двенадцать месяцев». Выполнение невыполнимого поручения мачехи. Здесь испытание выполняется за счет того мотива, что девушка прошла испытание благодаря своей доброте и исполнительности, а мачеха тем не менее недовольна. Сюда же относится японская сказка «Зимняя смородинка». Элемент повторения сохраняется, хотя существенно редуцируется.

  4. «Золушка». Волшебное выполнение задания и участие в пиру на балу с принцем. Задание мачехи делает фея, и Золушка исчезает с бала преждевременно. Поиск невесты принцем. Модель завершенного испытания.

Здесь путь иной: в замок принца при помощи волшебных вещей, также иное испытание (вовремя уйти от прекрасною принца). А в это время за Золушку задание ее мачехи делают волшебные помощники. Кроме того, в сказке сохраняются следы повтора: сестры меряют туфельку.

Итак, структура сказки о падчерице: она отправляется в путь, испытания в пути. Затем она попадает в гости, испытание в гостях, служба, помощь Метелице по хозяйству. Возвращение, добавляющее к подаркам Метелицы еще и благодарность встреченных в пути персонажей.

Затем повторение пути и испытания Несчастливкой, дочерью мачехи, повторение второй раз неудачное. И беда усиливается обиженными встречными по пути обратно.

Разрешение этой ситуации происходит на том, что появляется жених, который забирает Счастливку из дома мачехи. В индийской сказке мести мачехи нет.

Месть мачехи – это уже путь и испытание иного типа пространства, нежели мир падчерицы. Однако в европейских сказках это продолжение захватывается, происходит переход мачехи из мира падчерицы в мир невесты.

Сказка о падчерице, таким образом, идет от дочки к падчерице (сироте) и к невесте – вот три стадии в ходе проживания возраста. В этом плане падчерица – это дочка, ставшая (или способная стать) самостоятельной, а дочь – не способная, потому нуждающаяся в помощи матери; когда, несмотря на это, мать пытается заменить падчерицу, способную стать невестой, на дочь – не способную, происходит беда.

Это можно интерпретировать так, что излишняя помощь матери мешает дочери стать самостоятельной.

Отношения «мать и мачеха», подчеркивает возрастной смысл статусов в сказке. Статус же невесты означает уход падчерицы из работниц, после этого дочь может стать на ее место и освоить способности, необходимые невесте.

  1. «Три лесовика» (немецкая). «Три головы» (английская) – переход к мести мачехи, после удачи Золушки. «Дом кошки» (английская). Служба в гостях девушки вознаграждается, но есть месть мачехи или одного из котят, которого она уронила. Испытание проявляется как наговор, неожиданно.

  2. «Буренка». Предок помогает падчерице. Месть мачехи. Мачеха дает невыполнимые испытания падчерице, но та выполняет задания с помощью матери, превратившейся в корову, козу, куклу. Дочери мачехи подсматривают с третьего раза. Мачеха преследует: убивает корову, но из костей коровы вырастает дерево, которое помогает падчерице с женихом. Испытание идет постоянно, оно нарушает правила сиротства, и предок помогает сироте, беря на себя беды испытания.

Обряд сиротства, когда девочку при живой матери отправляли в чужой дом в качестве работницы, где она становилась падчерицей, есть испытание на готовность дочери к самостоятельной жизни.

Так, даже испытание Золушке по сути прогнозирует ее статус жены. Она хочет развлечений, но для этого надо сделать массу работ по дому. Здесь следует видеть развитие темы месть матери покидающей ее дочери.

7. «Забытая невеста». Связь с помощью дочери великана с сюжетом «Обещанное дитя». Дочь выполняет поручения великана, старухи, данные юноше-пленнику. Затем они спасаются, но он забывает девушку и женится на другой. Забытая невеста дарит невесте вещь в обмен за ночь с женихом три раза. Невеста усыпляет жениха, но на второй раз слуга слышит, и на третий предупрежденный жених не спит.

В этой сказке испытание уже не падчерицы, а дочери, которая предала отца. В вариантах ей приходится идти за женихом, так как она нарушает запрет его, например, сжигая шкуру, подглядывая, и он исчезает – это испытание невесты в сюжете «Чудесный жених».

8. Подмена мачехой невесты. Тут мачеха подменяет падчерицу дочкой, превращая ее в змею, птицу, меняя ее глаза на воду. Жених не замечает подмены, но затем справедливость торжествует.

В случае смерти невеста претерпевает круг потусторонних превращений. Этот круг разный в разных сказках. В общих чертах присутствуют дерево, лошадь, голубка и рыба. В этом видится отражение полноты круга потусторонних превращений. Сюда же относится сказка о «Буренке». Мать превращается в корову, корова убита, но из ее косточек вырастает яблонька. Видимо, превращения матери или невесты на том свете отражают переходы посюсторонних возрастов.

9. Подмена мачехой жены. Мачеха напрашивается в гости к супругам и меняет ее своей дочерью. Аналогично Баба-яга меняет сестру у братьев. Здесь видно перерастание сказки о падчерице в иные сказки с подключением иного мира и иного испытания.

10. Особый разряд сказок этого типа составляет встречающийся в Индокитае мотив падчерицы как старухи или старика, причем после приключений они получают юность. Финал сказки приходит к тем же вариантам, что и с падчерицей.

Итак, путь показывает направление расположения мира, вводит слушателя и рассказчика в мир определенного типа. Испытание характеризует мир изнутри, будь оно агрессией в нормальный мир, входящим, выходящим или центральным испытанием.

Сказки о падчерице показывают, что падчерица является потусторонним (чужим) ребенком, она существует параллельно с дочкой мачехи, она сирота. Эта параллельность служит цели разделения статусов дочери и падчерицы. То есть возраст девушки делится на периоды: дочь, сирота (падчерица), невеста (девица на выданье). Дочь – это маленькая девочка, которая находится под непосредственной защитой матери, и если мать слишком долго защищает дочь, то та становится неспособной к жизни. Сирота связывается с обрядом сиротства, по-видимому, родители отдавали дочь в работницы, в сироты, и она работала в чужой семье, что готовило девочку к полноценной жизни в своей будущей семье. Пройдя такое испытание, она и становилась способной к самостоятельной жизни, становилась невестой.

Сказка о падчерице есть, таким образом, сказка о второй стадии возраста девочки (дитя). Для этого возраста характерно испытание хозяйством и поиском выхода из ситуации падчерицы, в частности в форме невесты. Это также связано с испытанием пряжей, помимо работы падчерица должна подготовить для себя приданое. В тех сюжетах, где падчерица превращается в невесту, редуцирован переход между падчерицей и невестой («Золушка»).

Варианты сказок о падчерице можно объединить в единый сюжет о падчерице. Главная тема этого сюжета – взгляд на персонаж глазами следующего возраста. Мать балует дочь, но должна перейти к функции мачехи, дабы готовить дочь как падчерицу к будущей жизни.

Сказка описывает переход от девочки к девушке-невесте через падчерицу (или через обряд сиротства). Сиротство суть формула девичьей инициации. Этот обряд тем более актуален для младших дочерей, которые за старшими ничего по дому не делают. Финал обряда сиротства проходит в доме Бабы-яги. Дом Бабы-яги – место инициации.

Сюжет подчеркивает возможность негативного результата вмешательства матери в жизнь дочери.

Сказки кавказские подчеркивают это более жестко. Там падчерица идет собирать сокровища в логово разбойников. Дочка же, посланная вслед за падчерицей, поймана, и те решают, что она воровала и в прошлый раз, отрезают ей голову и отвозят матери.

Итак, инициация девочки возможна не только от самого возраста девочки, она может быть подготовлена или нет матерью дочери.

Отметим еще раз, что падчерица и дочь в сказке могут быть одной и той же девушкой, демонстрируя два варианта ее судьбы. Будет мачеха добра – и падчерица превращается в дочь. Мать-и-мачеха – такое растение, у которого одна сторона листа теплая, а другая холодная.

В отличие от оборачивания «парень – колдун», которое задается в разных сказках, оборачивание мачеха – падчерица дано в одной сказке. Получается как бы двойная сказка, обернутая одной стороной по отношению к другой.

Этот вид оборачивания тем более интересен, что между сестрами возникает оборачивание аналогичное «Колдуну». Так, есть сказки, в которых старшие убивают младшую и об этом становится известно от дудочки, сделанной из растения, выросшего на ее могилке. В «Аленьком цветочке» сестры – источник трудностей младшенькой. Здесь налицо неравноправие персонажей.

Выше мы анализировали сюжет «Гусей-лебедей». В отличие от «Падчерицы» в этой сказке путь и испытание тесно связаны. В «Падчерице» они дополняют и усиливают друг друга. То есть вновь сюжетный дубль. Там возникла следующая система противостояния (см. рис. 4).

Девочка

В олшебные силы добрые

Родители

Силы поручающие

Мышь

Силы помогающие

Печка, речка, яблоня

Силы скрывающие

Волшебные силы злые

Гуси-лебеди

Силы карающие

Баба-яга

Силы испытывающие

Гуси-лебеди

Силы преследующие

Девушка

Рис. 4. Система противостояний персонажей в сказке «Гуси-лебеди» (схема 4)

Аналогична персонажная структура сказки о падчерице (см. рис. 5)

Д очка

Волшебные силы добрые

Мачеха посылает

падчерицу

Силы поручающие

Метелица

Силы помогающие

Прибыль

Силы скрывающие

Волшебные силы злые

Мачеха посылает дочь

Силы карающие

Метелица

Силы испытывающие

Убыль

Силы преследующие

Падчерица

Рис. 5. Система противостояний персонажей в сказке о падчерице (схема 5)

Две особенности противопоставления: во-первых, добрыми побуждениями матери получается зло, во-вторых, антагонизм сказки построен на противопоставлении падчерицы и дочери.

Очевидно, что сказка о падчерице является частью сказки о девушке и девочке. В «Гусях-лебедях» родители иного возраста, нежели мать, они смирились, дали волю дочери.

Возрастная структура персонажей сказки строится так:

возраст дитя – братик (дочка),

возраст парня – падчерица (девочка),

возраст мужика – мачеха (гуси-лебеди),

возраст старика – мать (родители).

Персонажная структура обряда сиротства выглядит следующим образом:

Рис. 6. Уровни волшебных сил (схема 6)

Та же схема персонажей в системе круга возрастов (см. рис. 7).

Рис. 7. Волшебные силы в схеме возрастов (схема 7)