Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вильгельм Виндельбанд_История философии.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
3.52 Mб
Скачать

Глава I этический период

С течением времени, уже школы обоих великих корифеев древней философии, академическая и перипатетическая, разделили науку на этическую философию и ученое исследование. Если в первом, современ­ном Аристотелю, поколении академии преобладала пифагорейская метафизика, то вскоре она уступила место популярному морализированию. В лицее же, хотя Теофраст и Стратон и продолжали заниматься разра­боткой аристотелевской метафизики, но как сам Теофраст, так и его со­товарищи, Дикеарх, Аристоксен и др. обратились к литературно-историческим и естественно-научным исследованиям. Позднее именно перипатетики сделались ревностными адептами александрийской уче­ности. История философии нашла в них самых ревностных исследовате­лей. Но в самой философии они играли лишь консервативную роль, ограничиваясь защитой своей школьной системы от вторжения других, в особенности в области этики. Переиздание аристотелевских сочинений Андроником дало лишь новое побуждение к деятельному воспроизве­дению учения: парафразы, комментарии, извлечения, интерпретации сос­тавляли главное занятие позднейших перипатетиков.

Но влиянию академии и лицея в Афинах сильно повредили две новые школы, основанные в конце IV века и обязанные своим успехом тому обстоятельству, что они с односторонней рельефностью и настоятель­ностью отражали стремление времени в разработке жизненной мудрости. Это были стоическая и эпикурейская школы.

Первая была основана Зеноном из Китиона (на Кипре) в Στοά ποι-χ'ιλη; при нем и при его преемнике Клеанфе она имела еще больше сходства с кинизмом, чем при третьем руководителе школы, Хрисиппе, которому удалось направить ее на более строгий научный путь. Эпикур, наоборот, основал сообщество, которое руководствовалось гедоническим принципом в утонченной и одухотворенной форме, однако проявляло лишь небольшую дозу научной деятельности. Тогда как общественно-этический принцип Эпикура и связанное с ним мировоззрение в течение всей антич­ной эпохи и в особенности в пределах римского владычества находили себе многочисленных последователей, в научном отношении, все равно,

138

возьмем ли мы область общей философии или специального исследо­вания, школа оставалась менее производительной, чем какая бы то ни было другая. Ее учение в интересной форме изложил римский поэт Лукреций.

Эти четыре школы в течение столетий существовали в Афинах рядом друг с другом. Во времена империи, когда там был создан своего рода университет, они преобразовались в кафедры. Однако руководителей школы можно проследить лишь в академии, да и то с большими пробе­лами; относительно стоиков и эпикурейцев наши сведения обрываются уже в первом столетии до н.э. и немного позже относительно лицея,

В первое время своего существования, в III и II столетии до н.э., эти четыре школы находились в самой оживленной полемике и предметом их спора были главным образом этические вопросы и лишь те из метафизических, физических и логических вопросов, которые находи­лись с ними в связи.

Параллельно с догматическими учениями существовало в течение всего этого времени еще одно течение, которое, подобно стоической и эпикурейской философии, имело своим источником тоже софистику; скептицизм. Хотя последний и не принял форму особой школьной корпо­рации, но это не помешало ему приобрести систематическое разбитие и получить этические приложения. Такую концентрацию отрицательных учений софистики произвел Пиррон, учения которого изложены Тимоном, Этот софистический скептицизм проповедовался некоторое время даже в роще Платона; средняя академия, если и не вполне ассимилировала его, то все же воспользовалась им для полемики со стоицизмом и обосно­вания собственной морали. Руководителями школы во время этой фазы развития ее были Аркесилай и Карнеад, отделенные друг от друга почти целым столетием. В последующее время, когда скептицизм снова был оставлен академией, он нашел себе сочувствие у врачей-эмпириков, из числа которых в конце этого периода следует назвать Энесидема и Агриппу. Полную сводку скептических учений мы находим в принадлежащих значительно более позднему времени сочинениях Секста Эмпирика.

Глубокое значение этого скептицизма заключалось в том, что он давал выражение тому душевному настроению, которое охватило всю античную цивилизацию. Сказавшийся в нем недостаток мужественного убеждения нашел себе другое выражение в эклектизме, распространившемся во второй половине II века. С распространением философских школ в преде­лах Римской империи школьный дух ослабел, полемика сократилась и обнаружилась потребность в соглашении и слиянии. Телеологическое миросозерцание сделалось той общей основой, на которой платонизм, аристотелизм и стоицизм могли противопоставить свои учения эпикуреизму.

Склонность к такому слиянию, к синкретизму, первоначально возник­ла в стоической школе и нашла себе наиболее ярких представителей в лице Панэция и Посидония, давших стоическому учению, посредством

139

объединения его с воззрениями Платона и Аристотеля, более разносто­роннее применение. Навстречу им пошла новая академия; разорвав в лице филона Ларисского свою связь со скептицизмом, она сделала попытку свести разрозненную философию к тем учениям, в которых схо­дятся между собой Платон и Аристотель (Антиох).

Менее значителен принципиально, но не менее важен по своему историческому влиянию, тот вид эклектизма, который проявляли в своем отношении к греческой философии римляне; это была механическая группировка, применительно к практическим целям, учений, заимствован­ных у самых разнородных школ. Такими эклектиками были Цицерон, Вар-рон и отчасти школа Секстиев.

Из числа представителей перипатетической школы (лицея) прежде всего сле­дует назвать сооснователя ее, друга Аристотеля, Теофраста Лесбосского (приблизительно между 370-287), который приобрел, благодаря своей учебной и литературной деятельности, высокую авторитетность. Из его сочинений дошли до нас ботанические работы, отрывок метафизики, извлечения из его "Характеров", из сочинения о восприятии, из его истории физики и некоторых других.

К той же школе принадлежат Эвдем Родосский, Аристоксен Тарентский, занимавшийся историей и теорией музыки, Дикеарх Мессенский, ученый полигистор, написавший историю греческой культуры (βίος Ελλάδος), и затем Стратон Лампсакский, стоявший в 287-269 гг. во главе школы.

Между перипатетическими доксографами следует назвать Гермиппа, Сотиона, Сатира, Гераклида Лембосского; к числу позднейших комментаторов принадлежит Александр Афродизийский (около 200 г. н.э. в Афинах).

Средняя академия начинается Аркесилаем из Питанеи в Эолии (около 315-241), учение которого изложил его ученик Лакид, и кончается Карнеадом (155 г. в Риме) и его последователем Клейтомахом (умер в 110 г.). Из их произведений не оста­лось ничего. Источниками, наряду с Диогеном Лаэртским, служат главным обра­зом Сенека и Секст Эмпирик.

О новой академии наши сведения тоже исходят лишь из косвенного источника и притом имеют крайне общий характер, филон Ларисский был еще в 87 г. в Риме; его последователя Антиоха Аскалонского Цицерон слушал в 78 г. в Афинах. К пред­ставителям эклектического платонизма в этой первоначальной существенно-этической форме принадлежит, между прочим, Арей Дидим, обнаруживавший большую склонность к эклектизму (во времена Августа) и Трасилл (при Тиберии), которому принадлежат систематически расположенные издания сочинений Де­мокрита и Платона.

Огромное большинство представителей стоической школы принадлежали по происхождению к смешанным народам Востока. Так, уже сам основатель школы, Зенон (около 340-265) прибыл с Кипра в Афины в качестве купца и там воспри­нял, заинтересованный философией,учения различных школ, а в 308 г. основал свою собственную. Его наиболее выдающимся учеником был Клеанф из Асса (в Троаде), из сочинений которого до нас дошел монотеистический гимн Зевсу. Науч­ным главой школы был Хрисипп (280-209) из Сол (или Тарса) в Киликии. Он написал, по словам историков, очень много, но из его сочинений, кроме заглавий, до нас дошли лишь незначительные отрывки. Из числа принадлежавших к стоичес-

140

кой школе историков литературы можно назвать Диогена Вавилонянина (155 г. в Риме) и Аполлодора. Аристарх и Эратосфен тоже близко стояли к школе.

Синкретистическое движение в среде стоиков открыл Панэций (180-110), находившийся под сильным влиянием академического скептицизма и поддер­живавший близкие отношения с государственными людьми Рима. Завершил его Посидоний из сирийской Апамеи (около 135-50). Последний был одним из вели­чайших полигисторов древности, в особенности в области исторической геогра­фии; он учил в Родосе и имел в числе своих слушателей многих римлян, между ними и Цицерона.

О стоиках времен империи ср. следующую главу. Источниками для изучения стоической школы являются Цицерон и Диоген Лаэртский, kh.VII, отчасти сох­ранившиеся сочинения стоиков времен империи и находки в Геркулануме.

Эпикур (341-270) родился в Самосе; отец его был школьным учителем в Афинах. Сначала он выступил в Митилене и Лампсаке, а затем в 306 г. основал школу в Афинах, которая была названа по его "садам" (κήποι, horti; другие школы тоже назывались по месту своих собраний). Вследствие своей общительности он был очень любим учениками. Из его многочисленных, легко написанных произведений, до нас дошли изречения (χύριαι δόξαι), три дидактических пос­лания, отрывки из его сочинения Περί φύσεω (в числе геркуланских находок) и разрозненные фрагменты. Все это собрал и привел в систематический порядок H.Uze-ner, Epicurea.

Среди его многочисленных последователей древние писатели отметили его ближайшего друга Метродора Лампсакского, затем Зенона Сидонского (около 150 г) и федра (в 100 г. до н.э.); более значительной фигурой представляется для нас Филодем из Койлесирии, благодаря тому, что часть его произведений была найде­на в Геркулануме (Herculanensium voluminum quae supersunt, первая серия 1793, вторая - 1861); значительнейшее Περί σημείων και σημειώσειων .

Дидактическая поэма Лукреция Кара (98-54) De natura rerum издана Lachmann (1850) и J.Bernays (1852).

Дальнейшими источниками являются Цицерон и Диоген.Лаэртский в 10 книге.

Скептицизм выступает не в качестве закрытой школьной корпорации, а в форме свободного учения. Сомнительно, находился ли систематизатор его, Пиррон Элидский (около 365-275), в близких отношениях к сократовско-софис-тической школе своей родины. Некий Брисон, выдаваемый за сына Стилпона, является промежуточным звеном. Он участвовал с одним из последователей Де­мокрита по имени Анаксархом в походе Александра в Азию. Тимон из флия с точки зрения Пиррона осмеял философов.

Внешние условия позднейшего скептицизма весьма темны и мало известны. В Александрии учил .Энесидем из Кносса, написавший сочинение Πυρ ρώνεοι λό­γοι, от которого не осталось ничего. Он жил, по всей вероятности, в первом столетии до н.э.; однако время его жизни переносили на два столетия позже. Об Агриппе сколько-нибудь определенных сведений вообще не имеется. Литератур­ным представителем скептицизма является врач Секст· Эмпирик, живший около 200 г. до н.э., из сочинений которого дошли "Пирронические очерки" (Πυρρώνεοι ύποτυπώσεις) и собранные под общим заглавием "Adversus mathematicos" иссле­дования, 7-11 книга которых дает характеристику скептического учения со многими интересными историческими указаниями.

141

В среде римлян философия первоначально распространялась туго. Но уже в нача­ле I столетия до н.э. у знатных римлян вошло в обычай отправляться для изучения философии в Родос или Афины и слушать лекции философских авторитетов с такими же целями, как некогда афиняне слушали софистов. С точки зрения популяризации на­учных учений следует высоко поставить сочинения Марка Туллия Цицерона (106–43); искусная группировка и изящество формы компенсируют его недостаточную самосто­ятельность, обнаруживающуюся в беспринципном подборе разнообразных учений. Главнейшие его произведения: De finibus, De officiis, Tusculanae disputationes, Academi-ca, De natura deorum, De fato, De divinatione.

Ученее Цицерона был его друг М.Теренций Варрон (116-27), известный полигистор, оставивший массу своих сочинений. Из его работ по истории фило­софии сохранились некоторые случайные заметки.

Секстиями называются оба Квинта Секстия, отец и сын, и Сотион Алек­сандрийский. Последний, как кажется, был тем посредником, который приправил стоическую мораль александрийским пифагореизмом и дал ей религиозное на­правление, сделавшееся в эпоху империи характерной чертой стоицизма. Некото­рые из их (найденных в сирийском переводе) сентенций издал Goldmeister (1873).