Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вильгельм Виндельбанд_История философии.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
3.52 Mб
Скачать

Глава I

КАНТОВСКАЯ КРИТИКА РАЗУМА

Выдающееся значение кенигсбергского философа обусловливается тем, что он объединил все идейные мотивы просветительной литературы и, взаимно дополняя их, выработал новое воззрение на задачи и метод философии. Пройдя через школу метафизики Вольфа, он знакомится вслед за тем с популярными немецкими философами, погружается далее в глубокомысленное учение Юма и увлекается проповедью Руссо, требо­вавшего возвращения к природе. Математическая строгость ньютоновс­кой натурфилософии, введенный англичанами утонченный психологи­ческий анализ происхождения человеческих представлений и волевых импульсов, деизм, возвещенный Толандом и Шефтсбери и завершив­шийся Вольтером, честная жажда свободы, с которой французское Прос­вещение стремилось к улучшению политического и социального состо­яния, - все эти течения нашли себе в юном Канте верного, убежденного сторонника, соединявшего с обширным знанием света и симпатичной рассудительностью, а где это было уместно, сверх того, со вкусом и остроумием, лучшие черты Просвещения и при этом чуждого всякого са­мохвальства и превознесения.

, Своего истинного значения Кант достигает, однако, лишь тогда, когда он принимается за разработку проблемы познания. Чем более он ценил сначала метафизику за то, что она дает научную достоверность нравствен­ным и религиозным убеждениям, тем сильнее было его разочарование, когда он путем собственной, под давлением живой потребности в истине, все более и более совершенствующейся критики, принужден был убе­диться в том, как мало удовлетворяла этому требованию школьная рационалистическая система; тем более взор его сосредоточивался на ограниченности познания философии, разрабатывавшей свой эмпиризм при содействии психологического метода. Изучение Давида Юма усилило его сомнения до такой степени, что он жадно ухватился за учение Nou-veaux essais, из которого вытекала, по-видимому, возможность метафизи­ческой науки. Но гносеологическая система, которую он построил, опираясь на принцип скрытой врожденности, распространенный Кантом на математику, скоро перестала удовлетворять и его самого, и это

448

привело его к обширным изысканиям, занимавшим его с 1770 по 1780 гг. и завершившимся "Критикой чистого разума".

Существенно новым и решающим было при этом то, что Кант понял недостаточность психологического метода для разработки фило­софских проблем и отделил вопросы, касавшиеся происхождения и фактического развития деятельности человеческого разума, от вопросов об ее ценности. Он разделяет с Просвещением тенденцию принять исход­ным пунктом всех исследований не связанное разнообразнейшими пред­посылками изучение вещей, а исследование самого разума. В последнем же он отыскал общие, выходящие за пределы всякого опыта суждения, значение которых не может зависеть ни от их фактического усвоения сознанием, ни от какой-либо формы врожденности. Эти-то суждения и необходимо выяснить на всем протяжении человеческой разумной дея­тельности, чтобы из их содержания и из их соотношения к обусловливае­мой ими системе разумной жизни можно было определить их истинность и границы их значения.

Эту задачу Кант назвал критикой разума и охарактеризованный метод - критическим или трансцендентальным методом; объектом критики Кант считал исследование возможности синтетических суж­дений а priori1. Этот взгляд исходит из фундаментального признания, что значение принципов разума совершенно не зависит от того, как они возникают в эмпирическом сознании (индивидуума или рода). Всякая философия, стремящаяся обосновать или оценить их значение при помощи каких-либо метафизических предпосылок, путем ли уяснения их генезиса из элементов чувства или исходя из их врожденности, до­гматична. Критический же метод или трансцендентальная философия пользуется для исследования формы, в которой эти принципы проявляют-

1 Это выражение установилось при разработке "Критики чистого разума" посте­пенно, благодаря значению, которое приобрело понятие синтеза (ср. § 38). Кант развивает общую формулу его во введении к "Критике чистого разума" следующим образом: суждения имеют аналитический характер, если утверждаемое отношение предиката к субъекту дано в самом понятии субъекта ("Пояснительные суждения"); синтетическими же они представляются в том случае, если присоединение предиката к субъекту должно иметь логически отличное от обоих основание ("Расширяющие суждения"). В синтетических суждениях a posteriori (суждения восприятия, ср. "Пролегомены", § 18, III) таким основанием является самый акт восприятия, в синтетических же суждениях a priori, то есть общих принципах для уяснения опыта, наоборот, нечто другое, что должно быть найдено. Априорность составляет у Канта не психологический, а чисто гносеологический признак. Она означает не предшествование во времени, а по существу Выходящую за пределы Всякого опыта и не могущую быть обоснованной никаким опытом Всеобщность и необходимость принципов разума. Кто не уяснил себе этого, не может иметь никакой надежды понять Канта.

15 История философии

449

ся в действительности, непосредственной возможностью общего и необ­ходимого приложения их в сфере опыта.

Отсюда для Канта возникала задача систематического исследования функций разума, в целях установления принципов последнего и уяснения их значения, ибо критический метод, первоначально установленный в теории познания, получил приложение в других сферах разумной деятельности. При этом вновь установленная схема психологической классификации получила решающее значение и для группировки философских проблем. Так как мыш­ление, воля и чувствование получили значение основных форм проявления духовной жизни, то критика разума должна была придерживаться того же деления: она трактовала особо о принципах познания, нравственности и, независимо от них, - о воздействии вещей посредством чувства на разум.

Соответственно этому, учение Канта подразделяется на теоретичес­кую, практическую и эстетическую части, и главными произведениями Канта являются три критики. "Критика чистого разума", "Критика практического разума" и "Критика способности суждения".

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 г. в Кенигсберге, где его отец был шорником, получил образование в пиетестическом Collegium Fridericianum и в 1740 г. поступил в университет своего родного города в намерении изучить тео­логию; однако постепенно, наряду с философией, его стали занимать естествен­ные науки. По окончании своего студенчества он сделался домашним учителем и преподавал с 1746 по 1755 г. в разных домах близ Кенигсберга. Осенью 1755 г. он получил звание приват-доцента местного университета по философскому факультету и только в 1770 г. был назначен ординарным профессором. Веселая подвижность, свойственная ему в зрелом возрасте, со временем уступила место серьезному, ригористическому жизнепониманию и строгому сознанию обязан­ности, проявлявшемуся в неустанной работе над его великой философской зада­чей, в мастерском выполнении профессорских обязанностей и в неуклонной кор­ректности поступков с несколько педантичным оттенком. Ровное течение его одинокой и скромной жизни ученого не было нарушено даже возрастающей славой, украсившей сумерки его жизни, и только временно омрачилось преследованием со стороны, получивших при Фридрихе Вильгельме II влияние, сторонников орто­доксальной религии и запрещением чтения лекций по философии религии. Он умер от старческой дряхлости 12 февраля 1804 г.

Жизнь и личность Канта всего лучше изображены на основании предшеству­ющих работ Куно Фишером (Geschichte der neuren Philosophie III и IV. Есть русский перевод Н.Страхова). Об его юношеских годах и начале его педагогической дея­тельности писал E.Arnoldt (1882).

Внутренний переворот, пережитый Кантом в конце седьмого десятилетия XVIIi века, обнаруживается с особенной яркостью в его литературной деятельности. Более ранние "докритические" произведения отличаются легким, плавным и привлекательным изложением и представляют собой случайные произведения остроумного светского человека. В позднейших работах трудность мыслительной работы и обилие противоречивых идейных мотивов сказывается в обстоятельной тяжеловесности и в искусственном построении исследования, равно как и в тяже-

450

лой, громоздкой и изобилующей ограничениями конструкции предложений. Минерва спугнула граций. Но зато в позднейших произведениях царит строгий дух глубокомыслия и серьезного убеждения, возвышающийся местами до истинного пафоса и подавляющей силы.

В теоретическом развитии Канта решающее значение имела первоначально противоположность метафизики Лейбница-Вольфа и ньютоновской натурфило­софии. С первой он ознакомился в университете благодаря Кнутцену, со второй -посредством Теска. В его отвращении к школьной философской системе интерес к естествознанию, которому он в течение некоторого времени, по-видимому, на­меревался посвятить себя совершенно, играл весьма значительную роль. Его пер­вое сочинение (1747) было озаглавлено "Мысли об истинной оценке жизненных сил" и затрагивало спорный вопрос, обсуждавшийся картезианскими и лейбни-цеанскими физиками. Его большое сочинение "Общая естественная история и теория неба" была научной работой первоклассного достоинства, и наряду с не­сколькими мелкими сочинениями естествознанию посвящена его диссертация De igne (1755), выставившая гипотезу невесомых веществ. В своей педагогической деятельности он отдавал долгое время преимущество естественным наукам, в осо­бенности физической географии и антропологии.

В теоретической философии Кант несколько раз видоизменял свою точку зрения (ср. § 33 и 34). Первоначально (в физической монадологии) он пытался охарактеризо­вать противоположность учений Лейбница и Вольфа о пространстве при помощи обыч­ного разграничения "вещи в себе" (познаваемой метафизически) и (подлежащих физическому исследованию) явлений; впоследствии (после 1760 г.) он пришел к убеждению, что метафизика в смысле рационализма невозможна, что философия и математика должны пользоваться диаметрально противоположными методами, что философия как эмпирическое познание данного не может выходить из границ опыта. Утешаясь вместе с Вольтером и Руссо тем, что метафизика может быть заменена "естественным чувством" истинного и святого, он, однако же, работал наравне с Лам­бертом над улучшением метафизического метода, и когда ему показалось, что он нашел этот метод в лейбницевских Nouveaux essays, то он смело построил мистическо-догматическую систему своей докторской диссертации.

Данные о переходе от этой системы к системе критицизма сбивчивы и противоречивы.

Результатом объединения и примирения различных направлений кантовского мышления явилась "Критика чистого разума", представляющая собой основное сочинение немецкой философии (Riga, 1781). Во втором издании она испытала целый ряд изменений, сделавшихся с тех пор, как они были отмечены Шеллингом и Якоби, объектом крупного разногласия. Отдельные издания "Критики чистого разума" сделал K.Kehrbach (на основании первого издания) и B.Erdmann (Есть русский перевод М.И.Владиславлева, 1867).

Дальнейшие крупные сочинения Канта, принадлежащие в эпохе критицизма, следующие: Prolegomena zu einer jeden kiinftingen Metaphysik, 1783. ("Пролегомены всякой будущей метафизики", пер. Вл. Соловьева, 1889). -Grundlegung zur Metap­hysik der Sitten, 1785. - Metaphysische Anfangsgrunde der Naturwissenschaft, 1785. - Kritik der praktischen Vernunft, 1788. ("Критика практического разума": пер. Н.Соколова, 1897). - Kritik der Urtheilskraft, 1790. - Die Religion innerhalb der Gren-zen der blossen Vernunft, 1793. -Zum ewigen Frieden, 1795. - Metaphysische Anfan­gsgrunde der Rrechts- und Tugendlehre, 1797. - Der Streit der Facultaten, 1798.

451

Полные собрания сочинений Канта были изданы Розенкранцем и Шубертом (12 томов, 1838 ел.), Гартенштейном (10 т., 1838 ел. и вторично 8 т., 1867 ел.) и И.ф.Кирхманном (в Philosophische Bibliothek). Они содержат также мелкие статьи, лекции логики, педагогики и т.д. и письма. Обзор всего написанного Кантом (в том числе и несущественного для понимания критицизма манускрипта "Uebergang von der Metaphysik zur Physik") дает Ибервег-Гейнце.