Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вильгельм Виндельбанд_История философии.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
3.52 Mб
Скачать

Глава I

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

£[я европейских народов нигде не обнаруживается с такой ясностью, как именно в Ренессансе. Никогда потребность в полном и радикальном обновлении не только познания, но и всей общественной жизни, не была так сильна и не находила столь разнообразных и страстных проявлений, как в это время, и ни одна эпоха не пережила таких оригинальных и широких попыток нововведений. И, однако, если вглядеться внимательнее, не увлекаясь приподнятым настро­ением и наивными увлечениями, свойственными литературе этой эпохи, то обнаруживается, что Bcjjj3a3HOjojJ£a^^

j3ajii^KaH^4WU44..qiAaH£fi^^ устремляясь скорее к смутно

угадываемой, чем к ясно познанной цели. Это идейное брожение и эта внутренняя борьба улеглись лишь в XVII веке.

Но ферментом этого движения была противоположность между традиционной, в это время уже разлагавшейся средневековой филосо­фией и оригинальными произведениями греческих мыслителей, знакомст­во с которыми распространяется в XV веке. Из Византи^черд^швеадию„и Рим устремился новый поток образования, значТггелШб отклонивший течение ' западного мышления от его прежнего направления. В этом отношении гуманистический Ренессанс, так называемое возрождение классической древности, представляет продолжение и завершение того обширного процес­са ассимиляции, который мы видим и в Средние века, и поскольку этот процесс представляет собой обратное воспроизведение развития античной мысли, теперь он достигает своего конца, так как в эту эпоху стало известно все то, чем ограничивается наше знание античного мира и по сию пору.

Ознакомление с греческими оригиналами и распространение гума­нистического образования вызвало сначала в Италии, а вслед за тем точно так же в Германии, франции, Англии оппозиционное движение против дх_дщстики. Эта оппозиция восставала по существу против сред­невековых переработок греческой метафизики, в методологическом отно­шении - против авторитетной дедукции из предвзятых понятий, с фор­мальной стороны она ратовала против неуклюжей монашеской латыни, и с ее изумительной точностью в передаче античных идей, со свежей

298

пластичностью жизнерадостности, с изяществом и остроумием художест­венной эпохи ей было легко одержать быструю победу.

Но у нее не было внутреннего единства. В состав ее входили как пла-f тоники, которые с большим основанием могли бы называться неопла/ тониками, так и последователи аристотелизма, распавшиеся в свою оче^ редь, смотря по симпатиям к тому или другому комментатору, на различные, яро полемизирующие между собой группы. В то же время ожили и древние греческие космологические учения, -учения ионян и пифагорейцев. С новой силой возродилось и демокритовско-эпикурейское воззрение на природу. Ожил и скептицизм, и популярно-философский эклектизм.

Тогда как это гуманистическое движение в религиозном отношении было или индифферентно, или же с открытой тенденцией к "язычеству" вступало в борьбу с христианской догмой, в католической жизни возникла не менее ожесточенная борьба традиций. Католическая церковь укрылась под руко­водством иезуитов от натиска ума под защиту_/г7ошзма. Для протестан­тов руководящим мыслителем сделался в это "продолжение средневекового антагонизма Августин. Но в философской формулировке догмы ближе подошли к нему реформисты, тогда как в лютеранской церкви, вследствие влияния гуманизма, обнаружилась большая наклонность к аристотелевской системе в ее первоначальной форме. Вместе с тем и германская мистика со всеми воспринятыми ею учениями, оказавшая в последующее время более плодотворное влияние на философию, оказалась жизненнее церковной уче­ности, безуспешно пытавшейся подавить ее.

В этой борьбе подготовлялось завершение того движения, которое началось в эпоху расцвета средневековой философии, и инициатором которого был Дуне Скот: обособледие_^илосо^и^от теологии. Чем более философия становилась независимой светской наукой, тем решительнее | ее истинной задачей признавалось познание природы. В этом сходятся все направления философии Возрождения; философия должна быть B пароль эпохи. ~ ––~

1*

V

j2jjyjBjjj^ р

Однако при осущест1НнЖ11тои*задачи первоначально приходилось опираться на традиционные представления, общей чертой которых была антропоцентричность всего мировоззрения, явившаяся результатом разработки философии ^_шысдё_жизнепониманиял искудстда^киты По­этому натурфилософия Возрождения видит свою основную проблему в

и переворот, совершив-

шийся в воззрениях на этот вопрос, привел к изменению всего мировоз­зрения. Метафизическая фантазия нашла себе в этом особенно благодар­ную почву, на которой и возникли капитальные мировые поэмы Джордано Бруно и Якоба Бёме, ставшие образцами для будущего.

Главным средоточием платонизма была академия во Флоренции, основанная Ло-ренцо Медичи и сохранившая свой блеск и при его преемниках. Инициатором этого

299

дела был Георгий Гемистос Плетон (1355-1420), автор многочисленных коммента­риев и компендиев и (греческого) сочинения о различии платоновской и аристотелевс­кой доктрины. Его влиятельным учеником был Виссарион (родился в 1403 г. в Трапезун-те, умер кардиналом римской церкви в Равенне в 1472 г.). Его главное произведение Adversus calumniatorem Platonis вышло в Риме в 1469 г. Значительнейшими пред­ставителями платонических воззрений были Марсилио фичино (из Флоренции, 1433– 1499), переводчик сочинений Платона и Плотина и автор Theologia Platonica (Флоренция, 1482) и позднее - франческо Патрици (1529-1597), давший натур­философским воззрениям этого направления самое законченное выражение.

Точно так же, как и у последнего, неоплатонизм перемешивается с неопифа­горейскими и старопифагорейскими элементами уже у Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494).

Непосредственному ознакомлению с Аристотелем в Италии содействовали Георгий Трапезунтский (1396-1484; Comparatio Platonis et Aristotelis Venetia, 1523) и Теодор Газа (умер в 1478 г.), в Голландии и Германии Рудольф Агрикола (1442– 1485), во Франции Жак Лефевр (Faber Stapulensis, 1455-1537).

Принадлежащие эпохе Возрождения последователи Аристотеля распадаются (не говоря о церковно-схоластическом направлении) на две партии: партию авер-роистов и александристов. Падуанский университет, как резиденция аверроизма, был вместе с тем и местом оживленнейших дебатов обеих партий.

Из представителей аверроизма следует назвать Николетго Верниаса (умер в 1499 г.), в особенности уроженца Болоньи Александра Ахиллини (умер в 1518 г. Сочинения изд. в Венеции, 1545), далее Августино Нифо (1473-1546, главное произведение De intellecto et daemonibus; Opuscula Paris, 1654) и неаполитанца Зимара (умер в 1532 г.).

К числу александристов принадлежит Ермолао Барбаро (венецианец, 1454-1493; Compendium scientiae naturalis ex Aristotele, Ven., 1547); далее значитель­нейший представитель аристотелизма в эпоху Возрождения Пьетро Помпонацци (родился в Мантуе в 1462 г., умер в 1524 в Болонье). Его главнейшие произве­дения: De imortalitate animae с Defensorium против Нифо, De fato libero arbitrio pra-edestinatione providentia dei libri quinque, и его ученики Гаспаро Контарини (умер в 1542 г.), Симон Порта (умер в 1555 г.) и Юлий Цезарь Скалигер (1484-1558).

У позднейших представителей аристотелизма Джакобо Цабарелла (1532– 1589), Андреаса Чезальпино (1519-1603), Чезаре Кремонини (1552-1631) и др. эти противоположности уже сглаживаются.

Из авторов, реставрировавших другие древние философские системы, должны быть упомянуты в особенности следующие.

Иост Липпс (1547-1606), Manuductio ad Stoicam philosophiam (Antwerpen, 1604) и другие сочинения, и Каспар Шоппе, Elementa Stoicae philosophiae moralis (Mainz, 1606).

Дан.Зеннерт (1572-1637; Physica, Wittenberg, 1618), Себастьян Бассо (Philo-sopnia naturalis adversus Aristotelem, Женева, 1621) и Иоанн Маненус (Democritus reviviscens, Pavia, 1646).

Клод де Беригар, пытавшийся реставрировать в своем Cerculi pisani ионичес­кую философию (Udine, 1643 ел.).

Пьер Гассенди (1592-1655), De vita moribus et doctrina Epicuri (Leyden, 1647).

Эммануил Мэньян (1601-1671), сочинение которого Cursus philosophicus излагает эмпедокловские учения.

300

В духе античного скептицизма писали: Мишель де Монтень (1533-1592; Essa­ys, Bordeaux, 1580), франсиско Санчес (1562-1632; это был португалец, учивший в Тулузе, автор Tractatus de multum nobile et prima universali scientia quod nihil sci-tur, Lyon, 1581), Пьер Шаррон (1541-1603; De la sagesse, Bordeaux, 1601), позд­нее Франсуа де ла Мои ле Вайе (le Vayer; Cinq dialogues, Mons, 1673), Самуил Со-рбьер (1615-1670, переводчик Секста Эмпирика) и Симон Фуше (1644-1696, автор истории академических скептиков, Париж, 1690).

Наиболее резкая полемика против схоластики исходила от тех гуманистов, ко­торые противопоставляли ей римскую эклектическую популярную философию здравого человеческого рассудка в изящной форме. Из числа их следует назвать Агриколу с его сочинением De inventione dialecticae (1480); до неге писал Лоренцо Балла (1408-1457, Dialecticae disputationes contra Aristoteleos, Ven., 1499), затем Луис Вивес (родился в Валенсии в 1492 г., умер в 1546 г. в Брюгге, De disciplinis, Brugge, 1531, Собрание сочинений. Basel, 1555), Марий Низолий (1498-1576; De veris principiis et ratione philosophandi, Parma, 1553), наконец, Пьер де ла Рамэ (Petrus Ramus, 1515-1572, Institutiones dialecticae, Paris, 1543).

Томистическая схоластика всего прочнее удержалась в испанских универ­ситетах. Среди ее представителей особо выдающийся франсиско Суарес (из Гра­нады, 1548-1617; Disputationes metaphysicae,1605). Рядом с ним следует упомя­нуть о сборнике иезуитов Коимбры, так называемые Collegium Conembricense.

Протестантизм с самого начала был более близок к гуманистическому движе-/ нию. В Германии они шли рука об руку.

В протестантских университетах аристотелизм был введен главным образом Филиппом Меланхтоном. Главнейшие из его философских произведений -учебники логики (диалектики) и этики.

Сам Лютер стоял гораздо ближе к августинизму; еще в большей степени это можно сказать о Кальвине, тогда как Цвингли более симпатизировал современной философии, в особенности итальянскому неоплатонизму. Однако научное зна­чение всех трех великих реформаторов столь исключительно принадлежит религиозной области, что здесь о них следует упомянуть лишь как о типичных представителях идейного течения XVI века.

Протестантский аристотелизм нашел себе противника в Николаусе Тауреллиусе (1547-1606, профессор в Базеле и Альторфе; Philosophiae triumphos, Basel, 1573, Alpes caeae, Frankfurt, 1597); антагонистичен ему точно так же социнианизм, осно­ванный Лелием Социни (из Сиены, 1525-1562) и его племянником Фаустом (1539– 1604), и в особенности враждебна ему народная мистика. Среди ее представителей выделяются также Андреас Осиандер (1498-1552), Каспар Швенкфельд (1490-1561), Себастьян франк (1500-1545) и в особенности Валентин Вейгель (1553– 1588; Libellus de vita beata 1606, Der guldne Griff 1613, Vom Ort der Welt 1613, Dialo­gue de Christianismo, 1614, Fvmfh oauxov 1615).

Натурфилософская тенденция ясно обнаруживается у Шарля Булье (Bovil-lus, 1470-1553; De intellectu и De sensibus; De sapientia) и Джироламо Кардано (1501-1576, De vita propria, De varietate rerum, De subtilitate; Собрание сочине­ний, Лион, 1664).

Самым блестящим представителем итальянской натурфилософии является Джордано Бгэуно из Нолы в Кампании. Он родился в 1548 г. и был воспитан в Не­аполе. Поступив в доминиканский орден, он встретил там столько неприятностей,

301

что бежал и с того момента вел скитальческую жизнь. Через Рим и Верхнюю Италию он пробрался в Женеву, Лион, Тулузу, читал лекции в Париже и Оксфорде, затем в Витгенберге и Гельмштедте, побывал также в Марбурге, Праге, Франкфурте и Цюрихе и, наконец, в Венеции, вследствие измены попался в руки инквизиции, после чего он был выдан Риму и там, после продолжительного тюремного заклю­чения, вследствие отказа отречься от своих учений был сожжен в 1600 г. Его латинские сочинения трактуют отчасти об "искусстве" Луллия (в особенности De imaginum signorum et idearum compositione), отчасти же представляют собой дидактические поэмы или метафизические трактаты (De monade numero et figura; De tripiici minimo); его итальянские произведения состоят из сатирических поэм (II Candelajo, La cena della cineri, Spaccio della bestia trionfante) и из законченных изложений его учения (Dialoghi della causa principio ed uno; Degli eroici furor; Dell'infinito universo e dei mondi).

Другую группу составляют Бернардино Телезио (1508-1588; De rerum natura iuxta propia principia, Рим, 1565 и Неаполь, 1586) и его более значительный после­дователь Томмазо Кампанелла. Последний родился в Стило (Калабрия), рано сде­лался доминиканцем и после долгих преследований и многолетнего заключения бежал во Францию, где он завязал сношения с картезианцами. Он умер в Париже в 1639 г., не успев довести до конца полное собрание своих сочинений, которое должно было называться Instauratio sceintiarum. Из его весьма многочисленных сочинений назовем следующие: Prodromus philosophiae instaurandae 1617; Realis philosophiae patres quatuor (с прибавлением Civitas Solis), 1623; De monarchia his-panica, 1625; Philosophiae rationalis partes quinque, 1638; Universalis philosophiae seu metaphysicarum rerum iuxta propria principia patres tres, 1638.

Теософско-магические учения мы встречаем у Иоганна Рейхлина (1455-1522; De verbo mirifico, De arte cabbalisctica), у Агриппы Неттесхеймского (1487-1535; De occulta filosophia, De incertitudine et vanitate scientiarum) и франческо Цорци (1460-1540, De harmonia mundi, Paris, 1549).

Значительнее и самостоятельнее Теофраст Бомбаст Парацельс из Гогенхейма (родился в 1493 г. в Эйнзидельне; он был профессором химии в Базеле; жизнь его была полна приключений, умер в 1541 г. в Зальцбурге). Из его произведений (изд. Huser Strassburg, 1616-1618) следует упомянуть о Opus paramirarum, Die grosse Wundarznei и De natura rerum. Среди его многочисленных учеников более выда­ющимися являются Иоанн Баптист ван Гельмонт (1577-1644; немецкое издание его сочинений, 1683) и его сын Франц Меркурий, далее Роберт Фладд (1574-1637, Philosophia Mosaica, Guda, 1638) и др.

Оригинальнейшим продуктом этого течения является учение Якоба Бёме. Он родился в 1575 г. близ Герлица; во время своих странствований он набрался раз­ного рода идей и затем перерабатывал их в тиши. Открыв в Герлице сапожную мас­терскую, он выступил в 1610 г. со своим главным произведением "Aurora", за ко­торым, после некоторого вынужденного перерыва, последовали многие другие, в особенности "Vierzig Fragen von der Seele" (1620), "Mysterium magnum" (1623); "Von der Gnadenwahl" (1623). Он умер в 1624 г.

302