Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
399047_90DAE_babiy_n_a_ugolovnoe_pravo_respubli...docx
Скачиваний:
41
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
1.83 Mб
Скачать

§ 10.5. Покушение на преступление

Содержание понятия «покушение на преступление» рас- крывается в ст. 14 УК, которая признаёт таковым совершённое с прямым умыслом действие или бездействие, непосредственно направленное на совершение преступления, если при этом пре- ступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

Покушение на преступление это стадия непосред- ственного осуществления преступления, завершившаяся до его окончания.

Начало покушения и начало преступления определяются од- ним и тем же моментом — началом выполнения деяния, являю- щегося признаком объективной стороны состава преступления. Момент же окончания стадии покушения всегда наступает до момента окончания преступления. Таким образом, покушение представляет собой частичное выполнение объективной сторо- ны состава задуманного преступления.

Покушение в преступлениях с формальным составом озна- чает выполнение лишь части деяния, образующего преступле- ние данного вида. В преступлениях с материальным составом покушение представляет собой выполнение части деяния или выполнение всего деяния и ненаступление последствий либо на- ступление последствий, отличающихся по характеру или разме- ру от тех последствий, которые предвиделись виновным и были желаемы для него. Так, если в результате выстрела, которым лицо намеревалось причинить смерть, наступили тяжкие телес- ные повреждения, то содеянное рассматривается только как по- кушение на убийство, а не как оконченное умышленное причи- нение тяжких телесных повреждений. Естественно, что во всех случаях прерывание преступления происходит по не зависящим от воли лица обстоятельствам.

Объективная сторона покушения соответствует её описанию в конкретной статье Особенной части, предусматривающей от- ветственность за задуманное преступление, исключая только те обстоятельства, с наступлением которых оканчивается престу- пление. Объём фактически выполненных при покушении дей- ствий может быть различным, что не изменяет оценку таких действий, как покушения.

Покушение возможно при осуществлении преступлений пу- тём активных действий либо путём бездействия, приравниваемого

§ 10.5. Покушение на преступление

к действию. Бездействие, характерное для длящихся преступле- ний, не имеет стадии покушения, поскольку считается юриди- чески оконченным уже в самый момент возникновения преступ- ого состояния. Однако при смешанном бездействии покушение возможно при неудавшемся осуществлении лицом активных действий. Так, попытка уклониться от очередного призыва на военную службу путём предъявления подложных документов (ст. 435 УК) является покушением на совершение данного пре- ступления.

Покушение может иметь место только при осуществлении преступления с прямым умыслом, и, следовательно, само по- кушение также совершается с прямым умыслом. К видам пря- мого умысла при покушении, кроме перечисленных в предыду- щем параграфе, может быть также добавлен аффектированный умысел.

В специальной литературе обсуждается вопрос о возможно- сти покушения с косвенным умыслом. Для обоснования такого допущения авторы используют недостаточно чёткое определение субъективной стороны неоконченного преступления в Уголов- ом кодексе. Статья 13 УК само приготовление считает умыш- ленным действием, а субъективную сторону приготавливаемо- го преступления не раскрывает вообще. Статья 14 УК называет покушением умышленные действия, которые направлены на совершение преступления, субъективная сторона которого не уточняется. Поскольку ст. 22 УК прямо называет умышленным деяние, которое совершается как с прямым, так и с косвенным умыслом, то делается вывод о возможности косвенного умысла при неоконченном преступлении. В обоснование такой позиции приводятся также примеры совершения действий, создающих очень высокую вероятность причинения смерти, которая не на- ступает в силу случайных обстоятельств (совершение взрывов, сбрасывание с высоты или с движущегося транспортного сред- ства и т. п.). Оставлять такие случаи безнаказанными только по- тому, что случайно никто не пострадал, нецелесообразно, и, не- смотря на отсутствие у виновного прямого умысла на лишение жизни, его следует привлекать к уголовной ответственности за покушение на убийство.

В данных утверждениях справедливым является только кон- статация повышенной общественной опасности приведённых выше действий и необходимость наказания виновных. Однако

решение этой проблемы возможно не путём допущения поку- шения с косвенным умыслом, а только путём введения специ- альной статьи об ответственности за совершение действий, соз- дающих опасность для жизни и здоровья лица, как это сделано применительно к отдельным видам деятельности человека, на- пример при поставлении другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией или при нарушении специальных правил безо- пасности.

Таким образом, покушение на преступление — это осу- ществляемая с прямым умыслом стадия непосредственного совершения преступления, когда лицо выполняло объективную сторону состава преступления, однако преступление было прервано до его окончания по обстоятельствам, не зависящим от воли виновного.

Уголовно наказуемым является покушение на любое престу- пление независимо от степени его тяжести. Квалифицируется покушение по той же статье Особенной части Уголовного кодек- са, что и оконченное преступление со ссылкой на ст. 14 УК.

Если в процессе покушения фактически были причинены по- следствия, подпадающие под признаки оконченного менее опас- ного преступления, то их причинение поглощается покушением и самостоятельно не квалифицируется. Если же в результате со- вершённых действий желаемые последствия не наступили и ре- ально виновно причинён вред иному объекту, то виновный при- влекается к ответственности как за покушение на задуманное, так и за фактически совершённое преступление по совокупности преступлений. Например, если лицо намеревалось взрывом по- вредить имущество, однако имущество не было повреждено и в результате взрыва причинён вред здоровью человека, то винов- ный подлежит ответственности за покушение на умышленное повреждение имущества и за причинение вреда здоровью.

Объём выполненных при покушении действий и опасность фактически причинённых последствий хотя и не изменяют ква- лификацию, но указываются в обвинительном заключении и приговоре и учитываются при назначении наказания.

Предшествующая стадия — приготовление — поглощается покушением и самостоятельной квалификации не подлежит, кроме случаев совершения в процессе приготовления иного преступления. Продолжение приготовительных действий по- сле того, как лицо уже выполнило часть объективной стороны

преступления (повторное приготовление), не отменяет предше- ствующую стадию покушения, в связи с чем всё содеянное ква- лифицируется как покушение на преступление.

Отграничение покушения от иных стадий преступления.

Одни и те же деяния могут образовывать различные стадии преступления и, следовательно, получать различную уголовно- правовую оценку. Например, сломанная дверь может либо быть результатом оконченного преступления — умышлецного по- вреждения имущества, либо свидетельствовать о совершённом приготовлении к убийству, либо быть результатом покушения на кражу с проникновением в жилище. Для правильного опре- деления конкретной стадии преступления в таких случаях не- обходимо учитывать направленность умысла виновного и кон- струкцию состава задуманного преступления.

Отграничение покушения от приготовления к преступлению осуществляется по содержанию совершаемых действий:

  • покушение — это всегда осуществление части объектив- ной стороны состава преступления, тогда как приготоцительные действия находятся вне рамок объективной стороны состава за- думанного преступления;

  • покушение представляет собой процесс непосредственного вредоносного воздействия на объект уголовно-правовой охраны, в то время как приготовление само по себе не в состоянии при- чинить вред объекту, а лишь создаёт условия для последующего причинения ему вреда;

  • по времени приготовление предшествует покушению и су- ществует только до момента начала выполнения объективной стороны преступления;

  • по субъективной стороне при приготовлении лццо созна- ёт, что своими действиями создаёт условия для выполнения преступления, в то время как при покушении лицо сознаёт все фактические обстоятельства и сам факт осуществления престу- пления.

Определённую сложность представляет отграничение при- готовления от покушения при выполнении таких действий, как приближение к месту совершения преступления. Напри- мер, проникновение в здание с целью совершения убийства рас- сматривается как приготовление к убийству, а те же действия с Целью совершения хищения образуют покушение т хищение. Критерием для отнесения таких действий к приготовлению

или покушению является содержание объективной стороны совершаемого преступления. Убийство осуществляется путём вредоносного воздействия на жизнь человека, поэтому началом покушения на такое преступление будет, например, прицели- вание в намеченную жертву из оружия, замахивание топором, набрасывание удавки и т. п. Поэтому приближение к жертве, ожидание её в засаде ещё не оказывают воздействия на жизнь и являются приготовлением к убийству. Хищение же с объектив- ной стороны представляет собой процесс изъятия имущества, что предполагает завладение им и вынос его за пределы охра- няемой территории, чтобы иметь возможность распорядиться этим имуществом как своим собственным. Поэтому проникно- вение в здание с целью хищения является началом покушения на это преступление, а приготовлением будет приближение к самому зданию с той же целью.

Иногда в процессе приготовления к преступлению лицо осуществляет приискание, приспособление или изготовление предметов, использование которых в процессе преступления предусмотрено в качестве признака состава преступления. Так, ложное банкротство состоит в представлении ложных докумен- тов с целью объявления субъекта хозяйствования банкротом. Изготовление таких документов является приготовлением, а их использование по назначению (представление) является уже оконченным преступлением (ложное банкротство). Аналогич- ным образом проводится разграничение стадий и при создании иных условий, например, подыскание соисполнителей и сговор с ними на хищение является приготовлением к хищению по предварительному сговору группой лиц, а совместная с ними де- ятельность непосредственно по изъятию чужого имущества об- разует покушение на такое хищение, если имущество всё-таки не было изъято.

Действия, являющиеся приготовлением или покушением в преступлениях с полным составом, могут образовывать окон- ченное преступление с усечённым составом. Так, если упоми- навшийся сговор о совместном изъятии имущества путём кра- жи является приготовлением к хищению, то сговор о насиль- ственном свержении конституционных органов власти образует оконченное преступление — заговор с целью захвата государ- ственной власти (ч. 1 ст. 357 УК). В связи с этим при отграни- чении неоконченного преступления от оконченного необходимо