Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
399047_90DAE_babiy_n_a_ugolovnoe_pravo_respubli...docx
Скачиваний:
41
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
1.83 Mб
Скачать

§ 13.3. Причинение вреда преступнику при его задержании

Не является преступлением причинение вреда лицу, совер- шившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им но- вых преступлений, когда оно пытается или может скрыться от следствия и суда, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер. Именно таким обра- зом определяет ч. 1 ст. 35 УК непреступность причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление.

Так же, как и необходимая оборона, задержание лица, со- вершившего преступление, является обстоятельством, исклю- чающим преступность, а следовательно, и наказуемость при- чинения вреда. В этом состоит юридическое значение данного обстоятельства.

Предоставление гражданам права задерживать преступни- ков для доставления их в органы власти является одной из мер реализации принципа неотвратимости уголовной ответствен- ности и одновременно служит привлечению граждан к борьбе с преступностью.

Закон не ограничивает круг лиц, имеющих право на задер- жание преступника, их профессиональными или какими-либо иными признаками. Задержание лица, совершившего престу- пление, является обязанностью уполномоченных на то пред- ставителей правоохранительных органов. Указанные лица при осуществлении задержания руководствуются Уголовно- процессуальным кодексом и иным специальным законодатель- ством, регулирующим порядок задержания, применения физи- ческой силы, оружия, специальных средств и т. п.

При установлении соотношения между специальным зако- нодательством и ст. 35 УК необходимо иметь в виду следующее. Уголовный кодекс устанавливает общие и потому единые для всех правила правомерности причинения вреда. Специальное законодательство должно полностью «укладываться» в рамки требований ст. 35 УК. Более того, нормы специального законо- дательства должны устанавливать только более строгие ограни- чения на применение силы представителями правоохранитель- ных органов, чем это предусмотрено ст. 35 УК. Вопросы уголов- ной ответственности сотрудников правоохранительных органов за причинение вреда при задержании преступника должны ре- шаться в полном соответствии со ст. 35 УК, никакие изъятия из этого правила в специальных законах недопустимы.

Под задержанием понимается физический захват и удержа- ние лица (лишение его свободы перемещения в пространстве) с целью доставления или передачи его правоохранительным ор- ганам. Конкретные формы ограничения свободы задерживае- мого лица значения не имеют, это может в равной мере быть Удержание силой, связывание, приковывание к неподвижным предметам, запирание в помещении и т. п.

В процессе задержания лица, совершившего преступление, не исключаются попытки побега или оказания задерживаемым активного противодействия, в связи с чем для подавления его сопротивления возникает необходимость применения силы и Даже причинения ему вреда. При этом вопрос о применении ст. 35 ук должен ставиться не только в связи с причинением

вреда здоровью или жизни подвергшегося задержанию лица, но и в связи с оценкой правомерности задержания, поскольку оно само по себе есть лишение свободы, что при его незаконности является преступлением.

Силовое предотвращение побега задерживаемого лица и по- давление его сопротивления предполагают допустимость причи- нения такому лицу телесных повреждений различной тяжести, а в исключительных случаях — причинения смерти. Однако закон, порицая поведение преступника, тем не менее защища- ет его от необоснованного применения насилия. В связи с этим возникает необходимость в определении условий, при наличии которых причинение вреда преступнику при его задержании яв- ляется правомерным.

Условия правомерности причинения вреда лицу, совершив- шему преступление, при его задержании делятся на две группы: условия правомерности задержания; условия правомерности причинения вреда преступнику при его задержании.

Условия правомерности задержания характеризуют пре- ступника и совершённое им преступление:

  • совершено преступление, а не какое-либо иное правона- рушение;

  • задерживается лицо, совершившее это преступление;

  • своевременность задержания;

  • необходимость задержания.

Прежде всего, следует оговорить некоторую условность ис- пользования понятий «преступление» и «лицо, совершившее преступление» применительно к институту задержания. В стро- го юридическом значении о задержании лица, совершившего преступление, можно говорить только в отношении лица, укло- няющегося от уголовной ответственности, возложенной на него вступившим в законную силу приговором суда. До вынесения судом обвинительного приговора никто не может быть признан виновным в совершении преступления и назван преступником. Однако буквальное следование этому положению сделало бы в ряде случаев невозможным вынесение обвинительного приго- вора из-за уклонения виновного от следствия и суда. Не призна- ются преступниками и лица, не достигшие на момент соверше- ния преступления установленного возраста или совершившие его в состоянии невменяемости. Тем не менее учинённое таки- ми лицами общественно опасное деяние не утрачивает качества

общественно опасного и является основанием для применения к ним государством определённых принудительных мер. Поэто- му в дальнейшем под преступлением будут подразумеваться как деяние, признанное таковым судом, так и деяние, которое ещё не было предметом рассмотрения суда, однако обладает призна- ками уголовной противоправности и (или) общественной опас- ности. Аналогичным образом преступником в контексте инсти- тута задержания является как лицо, признанное таковым по приговору суда или подозреваемое (обвиняемое) в совершении преступления, так и лицо, не подлежащее уголовной ответствен- ности, но совершившее общественно опасное деяние.

Основанием для задержания лица является совершение им преступления, а не какого-либо иного правонарушения или про- ступка. Законодатель не ограничивает круг преступлений, учи- нение которых порождает право на задержание лица, совершив- шего преступление. Следовательно, допустимо причинение вре- да задерживаемому лицу, совершившему любое преступление, независимо от его направленности и степени тяжести. Закон не запрещает задержание и лиц, совершивших преступление по неосторожности, например, нарушение правил дорожного дви- жения или эксплуатации автодорожных транспортных средств, повлёкшее по неосторожности смерть человека.

Стадия совершённого или совершаемого преступления не имеет значения для реализации права на задержание пре- ступника. Вместе с тем следует помнить, что в соответствии со ст. 13 УК приготовление к преступлению, не представляющему большой общественной опасности, уголовную ответственность не влечёт и, следовательно, преступлением не является.

Не подлежат насильственному задержанию также лица, до- бровольно отказавшиеся от доведения преступления до конца, кроме случаев, если фактически совершённое ими деяние содер- жит признаки иного преступления.

Констатируя данное положение закона, следует отметить Достаточно многочисленные в юридической литературе вы- сказывания о необходимости сужения круга преступлений, за совершение которых допустимо насильственное задержание. К числу подлежащих исключению, предлагается отнести те из преступлений, за совершение которых не установлено наказа- ние в виде лишения свободы, а также преступления, очевид- ность которых весьма затруднительна даже для специалистов

в области уголовного права, например, такое преступление, как недобросовестная конкуренция.

Задержанию подлежит только то лицо, которое непосред- ственно совершило преступление. При этом не имеет значения, какую роль выполняло лицо в совершении преступления (испол- нителя, подстрекателя, организатора или пособника). Право- мерным будет считаться также задержание лиц, совершивших общественно опасные деяния, но не подлежащих уголовной от- ветственности, например, в силу невменяемости.

Не допускается насильственное задержание иных участни- ков уголовного процесса (свидетелей, потерпевших, экспертов и др.), даже если они открыто отказываются от явки в органы власти.

Задерживающий должен быть твёрдо убеждён в совершении преступления именно задерживаемым лицом. Основаниями для такой убеждённости могут служить следующие обстоятельства:

> задержание виновного осуществляется в момент соверше- ния преступления;

> указание на преступника потерпевших или свидетелей;

  • наличие на задерживаемом, при нём или в его жилище следов преступления;

  • привлечение лица к уголовной ответственности органами власти;

  • сообщение компетентных органов в средствах массовой информации.

Применительно к факту задержания лица, совершившего преступление, принято говорить о задержании действительного преступника. Если же задерживающий ошибочно считает дан- ное лицо виновным, то его действия по задержанию называют- ся задержанием мнимого преступника. При этом лицо может ошибаться как в отношении преступности совершённого дея- ния, так и в отношении совершения преступления именно за- держиваемым лицом.

Правовая оценка задержания мнимого преступника осу- ществляется на основании положений ст. 37 УК. При добросо- вестном заблуждении лица, когда оно не сознавало и по обстоя- тельствам дела не должно было или не могло сознавать свою ошибку, его действия оцениваются так же, как и задержание действительного преступника. При этих же условиях причине- ние мнимому преступнику излишнего вреда квалифицируется

как превышение мер, необходимых для задержания преступ- ника. Если же в сложившейся обстановке лицо должно было и могло сознавать свою ошибку, оно подлежит ответственности за причинение вреда по неосторожности.

Своевременность задержания определяется временными рамками существования права на задержание. Оно возникает с момента начала осуществления приготовления к преступлению (кроме приготовления к преступлению, не представляющему большой общественной опасности) и прекращается с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности или исполнения обвинительного приговора, декриминализацией деяния, вынесением оправдательного или отменой обвинитель- ного приговора, изданием соответствующего акта амнистии или помилования.

Необходимость задержания как условие его правомерно- сти обосновывается тем, что преступник пытается или может скрыться от следствия и суда. Если же виновный в преступле- нии не стремится уклониться от правосудия, то принудитель- ное его задержание и, тем более, причинение ему физическо- го вреда недопустимы. Статья 35 предоставляет право на за- держание лица, совершившего преступное деяние, наряду со специально уполномоченными лицами также потерпевшим и другим гражданам. Однако в ней не содержится разрешение на задержание вредоносными способами независимо от возможно- сти обратиться за помощью к органам власти, как это преду- смотрено для необходимой обороны. Поэтому, если задержание преступника может быть обеспечено представителями право- охранительных органов, то неиспользование такой возможно- сти не может служить оправданием для лица, причиняющего вред задерживаемому.

Условия правомерности причинения вреда преступнику при его задержании:

  • вред причиняется преступнику, а не третьим лицам;

  • вред причиняется с целью доставления преступника в органы власти;

  • вынужденность причинения вреда;

  • соответствие причинённого вреда опасности совершён- ного преступления и обстановке задержания (не было до- пущено превышения мер, необходимых для задержания пре- ступника ).

При задержании допустимо причинение вреда только лицу, совершившему преступление, а не третьим лицам. Причиняе- мый преступнику вред, как правило, является физическим и выражается в нанесении ему телесных повреждений различной тяжести или даже в причинении смерти. Допустимо лишение преступника свободы путём связывания или запирания его в по- мещении с последующим вызовом представителей власти. На- несение преступнику материального вреда возможно, например, при повреждении транспортного средства, на котором преступ- ник пытается скрыться, при повреждении одежды в процессе подавления сопротивления и т. п.

Ни при каких условиях не может быть оправдано причинение вреда не лично преступнику, а третьим лицам (например, захват родных или близких с целью побудить преступника сдаться вла- стям). Такие действия квалифицируются как преступление на общих основаниях. Привлечение родных к убеждению задер- живаемого прекратить сопротивление возможно, но только с их добровольного согласия.

Целью причинения вреда является доставление преступ- ника в органы власти. Насилие с целью отомстить за содеянное преступление или за отказ от явки в органы власти рассматри- вается как самочинная расправа и влечёт уголовную ответствен- ность на общих основаниях. Доставление может осуществлять- ся либо путём перемещения задержанного в места нахождения органов власти, либо путём удержания лица на месте и сообще- ния о задержании представителям таких органов.

Вынужденность причинения вреда означает отсутствие воз- можности осуществить задержание и доставить преступника в органы власти иным, не вредоносным способом. Применение силы к преступнику необходимо и будет считаться вынужден- ным при подавлении его сопротивления задержанию или при его попытке скрыться. При отсутствии активного противодействия со стороны преступника нанесение ему вреда недопустимо.

Соответствие причинённого вреда опасности совершённо- го преступления означает допустимость причинения преступ- нику вреда только такой степени тяжести, насколько тяжким по характеру и степени общественной опасности было совершён- ное им преступление.

Тяжесть совершённого задерживаемым преступления опреде- ляется на основании оценки характера и степени общественной

опасности посягательства (характер и размер причинённого вре- да, способ совершения преступления, форма вины, мотив и дру- гие признаки).

Причинение значительного физического вреда возможно при задержании лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие престу- пления. Представляется справедливым причинение тяжкого вре- да для задержания насильственных преступников, виновных в тяжких преступлениях против человечества, государственной и общественной безопасности, жизни и здоровья человека, половой свободы и т. п. В свою очередь такие преступления, как экономи- ческие, экологические, должностные и т. п., не должны рассма- триваться как основание для причинения смерти задерживаемо- му, даже если совершённое преступление относится к категории тяжких. Причинение смерти задерживаемому является исключи- тельной мерой и может быть оправдано только в отношении особо опасных насильственных преступников при условии очевидности повышенной опасности оставления преступника на свободе, на- пример, при попытке убийцы скрыться с оружием в руках.

Тяжесть причиняемого задерживаемому преступнику вреда должна также соответствовать обстановке задержания, которая характеризуется такими обстоятельствами, как количество за- держиваемых и задерживающих, наличие у них оружия, способ и интенсивность оказываемого преступником сопротивления, место и время задержания и др. Все указанные обстоятельства оцениваются в совокупности и в соотношении сил и средств за- держивающих с силами, средствами и сопротивлением задер- живаемых. Как правомерное причинение вреда были расценены судом действия Д., который задержал хулигана при следующих обстоятельствах. Разбивший витрину магазина К. в ответ на требование Д. пройти в милицию достал нож и стал размахивать им, не подпуская к себе Д. Тогда Д. поднял с земли металличе- ский прут и ударил им К. по руке, причинив менее тяжкие те- лесные повреждения. Лишённый возможности сопротивляться, К. был доставлен в отделение милиции.

Правомерными признаются меры по задержанию, которыми причиняется меньший, равный и даже несколько больший вред, чем тот, который был необходим для задержания. Закон запре- щает причинение только такого вреда, который значительно превышает опасность преступления и не вызывается обстанов- кой задержания.

Превышение мер, необходимых для задержания преступ- ника, — это явное несоответствие указанных мер характеру и степени общественной опасности совершённого задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызывае- мый обстановкой вред.

Запрещая причинение преступнику излишнего вреда, зако- нодатель установил уголовную ответственность за умышленное убийство, умышленные тяжкие или менее тяжкие телесные повреждения, совершённые при превышении мер, необходи- мых для задержания преступника (ст. 142 и 151 УК). Лишение свободы, причинение лёгких телесных повреждений или иму- щественного ущерба не могут расцениваться как превышение и не влекут уголовной ответственности.

С субъективной стороны превышение мер по задержанию преступника характеризуется только умышленной виной при очевидности для задерживающего превышения пределов до- пустимости вреда. Задерживающий сознаёт характер и степень опасности совершённого преступником посягательства, предви- дит наступление в результате действий по задержанию смерти, менее тяжких или тяжких телесных повреждений, сознаёт, что такие последствия значительно превышают пределы допустимо- сти вреда, необходимого для задержания, и желает причинить такие последствия либо сознательно допускает их наступление. Только сознательное, умышленное превышение мер по задержа- нию преступника является преступлением. Причинение при та- ких условиях чрезмерного вреда по неосторожности ответствен- ности не влечёт.

Причинение преступнику излишнего вреда в связи с невер- ной оценкой степени опасности совершённого им преступления либо в связи с неверной оценкой необходимости или вынуж- денности причинения вреда квалифицируется как неосторож- ное преступление, если лицо, хотя и не сознавало ошибочность оценки, но по обстоятельствам дела должно было и могло её со- знавать. Если же заблуждение лица было добросовестным, то ответственность за нарушение указанных условий правомерно- сти причинения вреда преступнику не наступает.

Помимо умышленной вины обязательным признаком субъ- ективной стороны превышения мер по задержанию преступ- ника является специальная цель. Цель эта определена двояко:

задержание осуществляется для передачи органам власти и для пресечения возможности совершения им новых преступлений.

Субъект превышения мер по задержанию преступника об- щи, ответственность наступает с шестнадцати лет. Лица в воз- расте от 14 до 16 лет ответственности за превышение мер, не- обходимых для задержания лица, совершившего преступление, не подлежат, не могут быть применены к таким лицам и статьи б ответственности за преступления с основным (непривилеги- рованным) составом.

Если в процессе задержания преступник применяет насилие к задерживающим его лицам, то у последних возникает право на необходимую оборону и на причинение вреда в соответствии с условиями правомерности такой обороны.

Задерживаемое лицо не вправе рассчитывать на возмещение причинённого ему при задержании физического или материаль- ого вреда, если данный вред был причинён с соблюдением усло- ий его правомерности.