Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Документ Microsoft Office Word.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
20.08.2019
Размер:
1.27 Mб
Скачать

Государственные (императорские) культы

К высшей группе относились культы, значение которых для благосостояния страны и народа считалось исключитель­но важным и право отправления которых, по многовековой традиции, принадлежало исключительно императору, высту­павшему одновременно в качестве «отца народа» и верховно­го первосвященника, т. е. высшего полубожественного по­средника между миром людей и миром божеств. Первым и главнейшим из них был культ Неба. Именно Небо с глубо­кой древности считалось в Китае символом божественного провидения, регулирования. Не случайно и первым официаль­ным титулом императора был тянь-цзы («Сын Неба»). Кроме Неба объектами исключительно императорского культа счи­тались Земля (как вся земная территория, вся Поднебесная,

щее. На деле же конфуцианство не лишало своих соперников права на существование. И сами материалы де Гроота свидетельствуют об этом. Вот почему за последние десятилетия синологи не присоединились к его выводам о будто бы существовавшей в Китае практике религиозной нетер­пимости.

■ТУ!)

по отношению к которой именно китайский император в пред­ставлении китайцев выступал как верховный хозяин) и импе­раторские предки и предшественники (императоры прошлых династий).

Отправление всех этих культов всегда обставлялось очень торжественно и сопровождалось детально разработанным и тщательно соблюдавшимся церемониалом, во многих своих существеннейших чертах восходившим к глубокой древности и зафиксированным еще в «Лицзи». Жертвоприношение в честь Неба совершалось обычно под Новый год — в начале весны — и в зимнее солнцестояние в специальном храме Неба. Стро­гие и величественные сооружения этого храма, построенного в его современном виде в начале XV в., являются одним из красивейших архитектурных ансамблей Пекина, гордостью и достопримечательностью столицы [577]. Центральное .поме­щение храма, трехъярусное круглое здание с уменьшающи­мися к верху этажами-ярусами и куполообразной крышей, размещено в самом центре великолепно вымощенной ровны­ми и вплотную прилегающими друг к другу плитами мрамора террасы. Эта терраса, тоже круглая в плане, представляет собой три возвышающиеся одна над другой и уменьшаю­щиеся кверху концентрические окружности, наружный край которых обнесен балюстрадой. Округлость сооружений соот­ветствует кругу, символу Неба еще у древних китайцев. Трехэтажная крытая глазурованной синей черепицей крыша символизирует цвет неба. Далеко в стороне от главного зда­ния храма размещены все остальные службы, кумирни, дво­рец поста, кладовые и т. п. Церемония жертвоприношения обычно совершалась ночью, при свете фонарей. Накануне император прибывал в храм и прежде всего направлялся в дворец поста, где он проводил несколько часов в молчании и сосредоточении, как бы очищаясь и готовясь к священно­действию. За это время на главной террасе храма устанавли­вался алтарь с табличкой Неба и боковые алтари с таблич­ками предков императора. Перед алтарями располагались обильные жертвы — кушанья, напитки, куски шелка и жерт­венное животное. На следующей, второй, террасе размеща­лись таблички в честь солнца, луны, облаков, грома, дождя и 28 созвездий. Перед ними — тоже жертвоприношения. За­жигались курительные палочки, фонари.

Одетый в наряд синего цвета император в сопровождении тоже облаченной в синее свиты поднимался на верхнюю тер­расу (свита оставалась на нижних ступенях, занимая пола­гающиеся каждому места). Он останавливался, преклонял колено, затем совершал земной поклон перед таблицей. Остальные копировали его движения. Затем император обра­щался с молитвой к Небу, совершал жертвенное возлияние вина. После этого он торжественно вкушал жертвенную

пищу и снова совершал земные поклоны. Заколотое жертвен­ное животное и все остальные жертвы сжигались в специаль­ной жертвенной печи, и на этом церемония заканчивалась. 11а протяжении почти всего ритуала действия императора сопровождались торжественной музыкой, пением и ритуаль­ными танцами в честь Неба5.

Аналогичный ритуал в определенные дни, прежде всего в день летнего солнцестояния, император совершал в честь Земли в посвященном ей храме. Этот храм, сооруженный в начале XVI в., тоже сохранился в Пекине до наших дней. В отличие от храма Неба с характерными для него округлы­ми очертаниями, храм Земли располагался на двух террасах квадратной формы. При нем также было расположено нема­ло подсобных помещений и служб. Характерной его особен­ностью являются высеченные из камня и расположенные на нижней террасе очертания священных рек и горных вершин и т. п. К комплексу обрядов в честь Земли примыкал также торжественный ритуал первой борозды, суть которого своди­лась к тому, что ежегодно в первый день весны император, Как то бывало и многие сотни, даже тысячи лет назад, со­вершал обряд первовспашки, собственноручно проводя не­сколько борозд на священном храмовом поле, урожай с ко­торого затем предназначался на жертвенные нужды. Только после этого обряда считалось возможным приступать к поле­тим работам па всей территории империи, хотя практически, особенно на юге ; граны, где ежегодно получали по два и да­же три урожая с поля, но правило не соблюдалось. Парал­лельно с этим обрядом императрица совершала жертву в честь богини шелководства, супруги легендарного Хуанди. Тем самым и земледелие (занятие мужчин) и шелководство (женское дело) как бы получали торжественное благослове­ние божественных сил, в качестве посредников-просителей тред которыми выступали соответственно император и импе­ратрица.

11аряду с Небом и Землей еще одним важнейшим импера-горским культом был культ его предков и предшественников. И специальном храме предков император и его ближайшие родственники ежегодно в конце года совершали торжествен­ный ритуал жертвоприношения перед табличками с именами I . . мрс.тков-императоров во главе с основателем династии И ИГО супругой. Кроме того, в том же храме были помещены I |б 1ИЧКИ с именами представителей трех-пяти поколений Предков основателя династии (его отца и матери, деда и баб-I и п I п.) и таблички с именами некоторых ближайших род-

IIff ни описания даны во многих синологических трудах и относят-ги I |' 111 \ .1 I I м. in полнившимся в храме Неба при последней китайской

н Пии II!», «17 102; 22; 72, 459—461; 299, 17—31; 369; 18—38: 454,

IIJII 11)3; ■IHII, 220 235].

ственников императора — обычно в боковых приделах храма. Естественно, что всем нетитулованным при жизни предкам или родственникам обычно присваивались почетные посмерт­ные титулы. В другом специальном храме, основанном в XVI в., сам император раз в десять лет (в остальные годы это делали его представители) приносил жертвы в честь осно­вателей всех предшествующих династий. С начала XVIII в. в этом же храме стали приносить жертвы в честь вообще всех правивших когда-либо в Китае императоров всех дина­стий, за исключением чем-либо опозоривших себя в представ­лении конфуцианцев (например, Цинь Ши-хуанди) или пра­вителей некоторых параллельных и боковых династий, да и то не всегда [19, 22 и 70—72; 72, 461—465; 299, 32—59; 454, 194—195; 465, 147—369; 480, 147—151].

Эти высшие культы были исключительной прерогативой императора, никто, кроме него, не имел права отправлять их в полном объеме. В случае болезни императора или иных причин, мешавших ему самому исполнить священный долг, ритуалы всех этих культов могли исполняться по его пору­чению его родственниками или сановниками. Однако при этом самая существенная, с точки зрения церемониала, часть обряда должна была обязательно опускаться. Видимо, в та­ком урезанном виде божественный ритуал как бы терял свою строго табуированную священную сущность и превращался в обычный акт благоговейного почитания, который даже по отношению к Небу и Земле мог совершать почти каждый. Известно, в частности, что во многих домах простых китайцев на алтарях наряду с табличками с именами других божеств нередко бывали и таблички, посвященные Небу и Земле. Всем этим божествам, включая Небо и Землю, приносились обычные жертвы, сопровождавшиеся обыкновенными харак­терными в таких случаях мольбами и пожеланиями.