Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История психологии_M.doc
Скачиваний:
140
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
2.01 Mб
Скачать

Классический бихевиоризм

Именно с его именем связывают появление на свет этого очень мощного направления психологических исследований, которое и по сей день находит своих многочисленных приверженцев.

Джон Уотсон (1878-1958) – выходец из Чикагской функциональной школы, ученик Д.Энджелла. В течение двух лет он работал с известным зоопсихологом Р.Йерксом.

Философское обоснование своей концепции Д.Уотсон построил, опираясь на идеи Д.Дьюи.

В 1913 году Д.Уотсон публикует статью «Психология, какой ее видит бихевиорист». Это был бихевиористский манифест, в котором четко определены основные идеи бихевиоризма и сформулированы основные его теоретические цели и задачи. Так началась эра классического бихевиоризма.

Принципы классического бихевиоризма:

  1. Предмет психологии – поведение.

  2. Поведение построено из секреторных и мышечных реакций, детерминированных внешними стимулами.

  3. Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешними феноменами.

В 1919 году Д.Уотсон публикует книгу «Психология как наука о поведении», в которой излагает развернутую теорию бихевиоризма и постулирует основную его задачу, которая состоит в умении изучать поведение. По Д.Уотсону, это достигается следующим образом: в эксперименте должен быть восстановлен маленький отрезок действия, который и подвергается изучению. При этом должны быть решены две проблемы:

  • по стимулу предугадывают реакцию;

  • по реакции определяют стимул.

Такое расчленение придает трактовке поведения Д.Уотсоном атомистический характер.

Д.Уотсон не игнорировал категорию сознания, но он отрицал интроспективный метод, считая, что сознание – это особый мир поведения, который можно изучать как и любой другой.

По Д.Уотсону, наука может иметь дело только со стимулами и реакциями. Стимулы – это объекты физического мира, а реакции делятся на две группы:

  1. Врожденные (эмоции и инстинкты).

  2. Приобретенные (навыки).

Поэтому проблема навыков занимает центральное место в психологии поведения.

На Д.Уотсона оказало огромное влияние рефлекторное учение И.П.Павлова и В.М.Бехтерева, однако он предпочитал бехтеревскую методику, хотя пользовался павловской терминологией.

После I-й мировой войны Д.Уотсон с бихевиористской точки зрения стал изучать эмоции, затем перешел к анализу мышления, но многого он не успел сделать, так как ушел в бизнес и стал главой крупной рекламной фирмы. Однако в это время он продолжает читать популярные лекции по психологии, которые впоследствии были опубликованы в виде книги «Бихевиоризм» (1925).

На протяжении всей своей деятельности Д.Уотсон постоянно проводил мысль о превращении психологии в науку, способную контролировать, предсказывать и управлять поведением людей. На основе этой концепции он выдвинул план переустройства общества по бихевиористской схеме. Согласно Д.Уотсону, манипулируя внешними раздражителями, можно «изготовить» любую личность, то есть человеку можно искусственно задать любые константы поведения. При таком подходе полностью отрицается наличие каких-либо способностей, роль убеждений, установок, какая бы то ни было форма собственной активности. Крылатым стало знаменитое высказывание Д.Уотсона: «Дайте мне дюжину здоровых младенцев, и, создав им соответствующие условия, я выращу из них кого угодно…».

Эта идея педагогического всемогущества Д.Уотсона нашла свое отражение его книге «Психологический уход за ребенком», которая стала одним из первых психолого-педагогических бестселлеров XX века. Великий основатель бихевиоризма с презрением отверг какие бы то ни было природные предпосылки формирования и развития личности, сосредоточив свое внимание на способах поощрения положительных форм поведения и наказания с целью подавления нежелательных поведенческих реакций. В отличие, например, от Дж.Локка и Ж.Ж.Руссо, Д.Уотсон не стал ограничиваться одними только умозрительными рассуждениями; его воспитательная стратегия была опробована на реальных детях, в частности на своих собственных.

Сложно оценивать результаты этого механистического подхода, основанного исключительно на дрессировке. С одной стороны, он показал свою исключительную эффективность, особенно в отношении детей с нарушениями психического развития. Фантастические результаты принесла также государственная программа «модификации поведения», разработанная последователем Д.Уотсона Б.Ф.Скиннером на основе принципов поведенческой инженерии и использованная им в психиатрической, пенитенциарной и школьной практике.

Тем не менее, судьбе сыновей Д.Уотсона, которые были подвергнуты такому радикальному способу воспитания не позавидуешь: один уже в зрелые годы свел свои счеты с жизнью, другой длительное время лечился у психоаналитиков. По-видимому, личность, вылепленная по отцовской формуле, оказалась недостаточно прочной, и в результате столкновения с реальной жизнью легко сломалась.

Поведенческая доктрина воспитания оказалась весьма популярной, и не только в США. До сих пор эта концепция безраздельно доминирует в образовательной системе России, доставшейся ей в наследство от советской педагогики. Причем ситуация, которая сейчас складывается, ухудшается еще и тем, что из старой образовательной системы выбрасываются и те позитивные зерна, которые были накоплены за более чем 70 лет существования советской педагогики: ее пролетарский эгалитаризм постепенно сменяется национальным элитаризмом3.

В начале XX века в России было достаточно своих бихевиористов, причем таких выдающихся, как, например, И.П.Павлов. Кроме того, поведенческая концепция была очень созвучна эгалитаристской педагогике, которая тезис Д.Уотсона «… выращу кого угодно» трансформировала в лозунг «кто был ничем, тот станет всем». Это, конечно, вряд ли возможно, но ведь неверна и другая крайность.

Таким образом, поведение и развитие человека Д.Уотсон объясняет исключительно машинообразно. Эта теория вызвала сильный негативный резонанс, поэтому программа бихевиоризма не нашла широкого отклика среди психологов. Зато впоследствии на этих самых принципах была построена программа модификации поведения, предложенная другим выдающимся ученым-бихевиористом Б.Ф.Скинером и получившая в США статус государственной.

В работах Д.Уотсона идеи бихевиоризма выражены наиболее четко, но в рамках этого научного направления было много и других разработок. Наиболее яркими представителями этого течения были Карл Лешли, Эдвин Холт, Альберт Вайсс.

Карл Лешли (1890-1958) исследовал проблему навыков. Он – выходец из Чикаго, ученик Д.Уотсона. Занимался экспериментальным изучением поведения животных. Это прекрасный экспериментатор, физиолог-материалист.

К.Лешли вырабатывал у животных (крыс) навык прохождения лабиринта, а затем удалял участки мозга. По результатам исследований он выпустил книгу «Мозг и интеллект», где делает следующие выводы:

  1. Установлено соответствие между размерами мозгового повреждения и степенью функционального расстройства выработанного навыка. Навыки восстанавливаются, но с различной степенью легкости – чем меньше повреждение, тем быстрее и лучше.

  2. Каждый участок коры функционально многозначен, причем по отношению к интеллектуальным функциям мозг функционирует как целое, то есть его участки эквипотенциальны (равноценны), следовательно, возможна замена одного участка другим.

К.Лешли считал, что одни и те же законы управляют поведением человека и животных; он изображает человека как машину, точно так же, как материалисты XVIII столетия (Ж.Ламетри).

Альберт Вайсс (1879-1931) – один из самых радикальных бихевиористов. В 1925 году вышла его книга «Теоретический базис человеческого поведения», где он предлагает все психические явления объяснять в физико-химических терминах. Человеческое поведение – это физические и химические реакции, только очень сложные; тем не менее его можно выразить в формулах и уравнениях.

Интересен и другой представитель классического бихевиоризма – Эдвин Холт (1873-1946). Он – профессор Пристонского университета, в 1914 году публикует монографию «Понятие о сознании». Э.Холт трактует сознание как способность реагировать на значимые физические объекты. Так как с помощью бихевиористских методов объяснить сознание было трудно, он пытается соединить бихевиоризм с фрейдовской концепцией бессознательного. В этом плане он – очень влиятельная фигура, особенно на необихевиористов.

Уже с К.Лешли начинается расчленение бихевиоризма на ряд течений. В 30-х годах XX века схема Д.Уотсона уже не была единственным вариантом бихевиоризма – бихевиоризм начинает распадаться. Это было обусловлено слабостью категориального ядра – все вращается вокруг поведения и навыка.