Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История психологии_M.doc
Скачиваний:
140
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
2.01 Mб
Скачать

Психология как наука о переработке информации человеком

В 50-х годах психологами были предприняты попытки создания электронных или механических аналогов различных когнитивных процессов. Англичанин Дж.Дейч построил «электромеханическую модель, способную к изучению лабиринта, установлению различий и рассуждениям». Различные варианты подобные схем обсуждали Л.Б.Викофф и Джеймс Миллер.

Дональд Бродбент предложил механическую модель внимания и кратковременной памяти с различными сенсорными каналами поступления информации. Он утверждал, что психология должна рассматривать входящие ощущения не как стимулы, а как информацию. Это его предложение имеет ключевое значение для понимания перехода от бихевиоризма к когнитивной психологии.

Понятие информации помогло психологам разрешить картезианский дуализм: ведь информация вполне реальна, но она не является физическим объектом. Аналогичным образом физическая работа компьютера контролируется информацией, содержащейся в запущенной программе. Таким образом, представление интеллекта как способности оперировать информацией позволило психологам примирить дуализм разума и тела и в то же время освободиться от физических ограничений бихевиоризма.

Концепция переработки информации быстро нашла применение в когнитивной психологии. В статье Джорджа Миллера «Магическое число семь, плюс и минус два: некоторые ограничения нашей способности к переработке информации», опубликованной в 1956 году, наметился отход от эклектической позиции бихевиоризма, и основной темой исследований когнитивной психологии стали внимание и кратковременная память.

Но, так как компьютер стали называть «электронным мозгом», появилась вполне серьезная идея считать электронное устройство способным мыслить, а отсюда основная задача когнитивных психологов стала формулироваться как поиск параллелей между архитектурой человеческого мозга и компьютера. При этом электронная структура компьютера не имеет значения, потому что его поведение определяется программой, которую можно запускать на машинах с различным электронным оснащением. Это различие между компьютером и программой оказалось решающим для когнитивной психологии, поскольку стало ясно, что когнитивные теории должны анализировать разум человека, то есть программу, а не мозг.

Новую концепцию когнитивной психологии сформулировали Алан Ньюэлл, Дж.Шоу и Герберт Саймон в книге «Элементы теории решения проблем», вышедшей в 1958 году. Они сделали шаг от искусственного интеллекта к компьютерной имитации, заявив, что их программы не только решают проблемы, но и делают это как люди. Этот нюанс крайне важен, так как, строго говоря, чистый искусственный интеллект не относится к сфере психологии. Впоследствии, однако, Ульрик Найссер в своем очень влиятельном труде «Когнитивная психология» (1967) отверг компьютерные модели мышления как упрощенные и «неудовлетворительные с точки зрения психологии».

Тем не менее, когнитивная психология в 60-х годах переживала настоящий бум. Дональд Хебб – один из лидеров этого направления назвал его «второй американской революцией в психологии»; первой был бихевиоризм. Этот подъем коснулся не только общей, но и клинической психологии, где на смену бихевиоральной терапии пришла новая психотерапия, основанная на информационной концепции.

Психологов устаивал взгляд на человека как на умное устройство по переработке информации, поэтому представление индивида в виде информационного процессора получило очень широкое распространение.

В 1968 году Р.М.Аткинсон и Р.М.Шифрин опубликовали статью «Человеческая память: предложенная система и контролирующие ее процессы», в которой рассмотрели этот психический процесс с точки зрения теории переработки информации, но не в терминах компьютерного программирования, а в понятиях информационной теории. Эта статья оказала большое влияние на все дальнейшие исследования по проблеме переработки информации.

Язык информации был строгим, современным и давал возможность количественного выражения психических феноменов в не меньшей степени, чем бихевиористская теория, но при этом он не вынуждал психологов делать предположение, что процессы, связывающие стимул и реакцию – то же самое, что процессы научения у животных.

Психологи стали оперировать такими понятиями, как кодирование, поисковая система, воспроизведение, распознавание, связанными с информационными структурами и операциями, выдвигая на этой основе новые психологические гипотезы. Эти концепции не обязательно были компьютерными программами, но всегда напоминали их, так как мышление отждествлялось с формальной переработкой накопленной информации. Как писал У.Найссер «модели, которые запускаются в настоящих компьютерах, гораздо убедительнее, чем модели, существующие только в виде гипотез на бумаге».