Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История психологии_M.doc
Скачиваний:
140
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
2.01 Mб
Скачать

Психобиологизм

Самый выдающийся ученик Платона – Аристотель, по своему масштабу он не уступает Платону. Если Платон стремился к сверхчувственному, то Аристотель – чрезвычайно тонкий аналитик. Он не поэт, он гораздо рациональнее Платона. На знаменитой фреске Рафаэля «Афинская школа» изображены Платон, указывающий рукой на небо, и Аристотель – на землю. Эти образы символически отражают различие взглядов этих двух величайших античных мыслителей: по Аристотелю духовное богатство человечества скрыто не в мире сверхчувственных идей, как считал Платон, а в чувственно воспринимаемых земных вещах, и раскрывается оно в процессе непосредственного общения с ними.

Даже с современной точки зрения сочинения Аристотеля – это методология науки. Он универсален, а историки называют его вершиной древнегреческой философии. Годы жизни Аристотеля – 384-322 гг. до н.э.

Аристотель прожил довольно бурную жизнь, и ему не раз пришлось пережить неприятности политических переворотов. Однако об этом трудно судить, так как биографические данные его жизни сохранились не полностью.

Сочинения Аристотеля многократно переписывали, и в средние века церковь стремилась привлечь учение Аристотеля и его авторитет на свою сторону. Его трактаты пытались приспособить под догматы католической церкви. Поэтому многое, что дошло от Аристотеля, оказалось искаженным. Исследования творчества Аристотеля продолжаются и ноныне, постепенно восстанавливается первоначальный смысл его сочинений.

Большую роль в деле сохранения аутентичности сочинений великого грека сыграли ученые арабского Востока.

По сравнению с Платоном у Аристотеля гораздо меньше мифологического, но больше стремления к строгому научному доказательству.

В своем творчестве Аристотель опирался на всю предшествующую ему античную науку. Его главное психологическое сочинение – трактат «О душе». Это первый в истории человечества труд по психологии. Он посвящен богатейшему обзору литературы по этой тематике.

Аристотель представляет третье направление античной психологической мысли. Он подошел к проблеме психического в основном как биолог и может быть противопоставлен натурфилософии и этическому гуманистическому направлению.

Аристотель был выдающимся биологом и с позиций этой науки он подошел к психологии. У Платона нарушается изначальное единство телесного и психологического, возникают нематериальные сущности; Аристотель восстанавливает целостность человека: человек, с его точки зрения, нераздельное духовное, психическое и телесное единство.

Все учение Аристотеля, его философские и психологические взгляды, выстроены очень логично, на четко определенных принципах. Он понял и выразил в своих сочинениях различные аспекты человеческой психики и, давая определение отдельным психическим явлениям, исходил из своей точки зрения: в одних случаях нужно делать акцент на материю, в других – на форму ее проявления, включая и различные виды общения. Один подход – биологический, другой – социальный.

Одно их главных положений учения Аристотеля – разделения всех явлений на форму и материю, причем разделение диалектическое. То, что в одних случаях выступает как форма, в других может рассматриваться как материя. Пример: статуя состоит из мрамора – это материи, форма – те очертания, которые придает ей скульптор, но, когда статуя входит в композицию, она становится материей.

Это учение о форме и материи – общефилософский подход. С этих позиций Аристотель анализирует и психику: «Необходимо признать душу формой, способностью естественного тела, потенциально одаренного жизнью». Душа – это совокупность функций, то есть форма и функции – это одно и то же. «Душа глаза – это зрение» – писал Аристотель, то есть глаз обладает энтелехией – способностью целенаправленно превращать потенциальную возможность видеть в реальный зрительный образ.

Такого рода подход еще не является объяснением, это основа телеологической трактовки, то есть объяснения через указание на цель. Это еще не причинно-следственная связь, которая необходима в современной науке. Тем не менее, учение Аристотеля было очень прогрессивным шагом вперед. Церковники же стали использовать телеологию Аристотеля в интересах религии.

Далее Аристотель начинает анализировать душу с позиций структурно-уровневого подхода – такое представление о психическом перекликается с современными взглядами. Между отдельными уровнями он устанавливает строгие иерархические отношения.

Всего Аристотель выделяет три уровня души:

  • душа питающая; этим ограничивается растительный мир;

  • душа чувствующая и движущая; этой душой наделен животный мир;

  • душа разумная, которая есть только у человека.

Эти три уровня постоянно присутствуют в сочинениях Аристотеля. Но напомним, что душа – это энтелехия, то есть функция или совокупность функций, поэтому уровни, выделенные Аристотелем, не структурные, а функциональные.

Самый первый психический процесс у человека – ощущение. Оно состоит в видоизменении ощущающего органа. Психический образ возникает подобно тому, как остается «отпечаток перстня в воске». Это была гениальная догадка Аристотеля, так как в то время не было ни микроскопа, ни гистологии.

Аристотель впервые ввел термин ассимиляция: орган под влиянием внешнего воздействия ассимилируется, и это есть ощущение, с которого начинается всякое познание.

Далее Аристотель пишет об «общем чувствилище». В познании человека большую роль играют элементы, которые не даны в ощущениях и восприятии. Однако Аристотель трактует эти факты более научно, чем Платон. Фактически Аристотель закладывает основы теории обобщения: «Через общее чувствилище познаются общие качества, которые косвенно воспринимаются нами при каждом ощущении. Это такие качества, как движение, покой, фигура, величина, число, единство». Все эти качества непосредственно не даны, но они в нашем познании есть.

Эта мысль о непосредственно и косвенно воспринимаемом просуществовала вплоть до XX века. У Дж.Локка – это учение о первичных и вторичных качествах; эта идея развивается в сочинениях И.Канта как концепция априорных категорий, в работах К.Вернике и других ученых.

Благодаря общему чувствилищу становится возможным осознание самих перцептивных актов. Важнейшей операцией в сфере общего чувствилища является различение ощущений. «Невозможно различить посредством отдельных чувств, что сладкое есть нечто отличное от белого, но и то, и другое должно быть ясным чему-то единому». Это и есть начало учения о сознании. Но сознанию очень трудно дать строгое научное определение, и даже современная теория еще очень далека от этого.

Самым интересным моментом в психологии Аристотеля является все то же противоречие между очень низким уровнем естественно-научных знаний (почти ничего неизвестно из физиологии; у Аристотеля еще нет понятия мышцы) и высочайшим развитием абстрактной мысли. И даже когда дело доходит до объяснения психических явлений, Аристотель, который все-таки знал работы Гиппократа, не считает мозг органом психического; это, с его точки зрения, нечто вроде радиатора для охлаждения крови. Органом психического Аристотель считал сердце.

Аристотель связывает психику с двигательной активностью; позднее эту точку зрения развивали и И.М.Сеченов, и П.Жане. Но Аристотель пытается связать психику с движением теоретически, несмотря на то, что реальных физиологических доказательств у него не было. По-видимому, он и выбрал сердце в качестве субстрата психической деятельности потому, что оно связано с постоянным движением.

Все психические функции Аристотель располагает в иерархическом порядке; высший уровень разумного – сознание.

Аристотель был и логиком, и философом, и, желая завершить свою систему, он приходит к понятию Бога. В этом – непоследовательность Аристотеля, но он ввел это понятие для того, чтобы замкнуть свою философскую систему. Для него Бог – это научное понятие, то есть инструмент познания.

Большое значение имеет учение Аристотеля о представлениях. Представление – это образ памяти. Практически вся донаучная психология опиралась на это понятие. В английской эмпирической школе использовался термин «idea», что содержательно также соответствует понятию «представление».

В древнегреческой психологии тоже возник вопрос: что есть представление; античные ученые трактовали его как копию, но копия – это то, что есть в реальности. В то же время древние греки знали и иллюзии, и галлюцинации. Они считали, что любое представление имеет аналог в реальной действительности, и даже у самых фантастических образов есть свой материальный прообраз, но, в другой стороны, и реальность может быть разной, то есть существуют различные формы, степени бытия. Бытие может быть истинным, реальным и неистинным, но все-таки бытием.

Аристотель развил иную концепцию. Он говорил, что ощущение оставляет некоторый след, отпечаток, но этот след он понимал как динамическое образование, которое есть функция внутренних физиологических условий. Образ – это продолжение движения. У Л.С.Выготского и П.П.Блонского эта мысль развивается на современной основе.

В XX веке Бартлетт экспериментально показал, как меняются представления на основе определенных принципов. Этими принципами в XIX-XX веках считались законы ассоциации. Но это уже вторая единица психологического исследования после представления.

Ни Аристотель, ни Платон не смогли раскрыть сущность ассоциации, ее механизм, но Аристотель открыл три закона ассоциации:

  • по времени;

  • по сходству или контрасту;

  • по смежности.

Учение об ассоциациях просуществовало вплоть до XX века, до гештальтпсихологии, до В.Дильтея и Г.Грегори.

В некоторых своих сочинениях Аристотель говорит о проблемах характера, о теории личности, об индивидуальных особенностях, тренировке, то есть о социально-психологических проблемах. Большое место в этом ряду занимает характерология. Здесь проявляется наблюдательность, житейская мудрость Аристотеля, способность в коротком описании дать точные характеристики различных людей. Он, например, пытается выяснить, чем отличается женщина от мужчины.

На Аристотеле заканчивается самый блестящий период античной философии, а следующие этапы развития психологической мысли продолжают то, что уже было открыто древнегреческими учеными.