Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Motroshilova_N_V__red__-_Istoria_filosofii_Zap.doc
Скачиваний:
79
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
6.8 Mб
Скачать

Примечания

  1. Юм Д. Сочинения: В 2 т. М., 1965. С. 67; Hume D. Autobio- graphie: My Own Life // The Philosophical Works of D. Hume / Ed. Т. H. Green, T. F. Grose. 4 Vol. Vol. I. P. 1-8. О жизни и со­чинениях Д. Юма см.: Mossner С. Е. The Life of D. Hume. Edin- burg, 1954; Braham E. G. The Life of D. Hume. L., 1931.

Юл Д. Сочинения. Т. 1. С. 71. 3 Там же. С. 81. 4 Там же. М., 1965. Т. 2. С. 11. 5 Там же. С. 46-47. в Там же. С. 25. 7 Там же. Т. 1. С. 96. 8 Там же. 9 Там же. Т. 2. С. 20. м Там же. С. 156. » Там же. Т. 1. С. 99. I2 Там же. С. 191. « См.: Там же. С. 192. 14 Там же. С. 196. 15 Там же. С. 217. 16 См.: Там же. С. 218. 17 Там же. Т. 1. С. 637. 18 Там же. Т. 2. С. 223. 1» Там же. С. 217. 20 Там же. Т. 1. С. 631. 21 Там же. С. 633. 22 Там же. С. 636. 23 Там же. С. 644. 24 Там же. Т. 2. С. 235-236. 25 Там же. С. 609. 26 Там же. С. 617. 27 Там же. С. 618.Глава 11. ШОТЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.

После юма

Развитие философии в Великобритании после Юма являет собою любопытный парадокс. С одной стороны, воздействие идей этого мыслителя было столь значительным, что ни один из его фи­лософствующих соотечественников, как и мыслителей континента, не мог умолчать о них. С другой стороны, философия Юма заключала в себе особое свойство: многих она и пробуждала от "догматического сна" — как это случилось с Кантом (по его собст­венным словам), — но в то же время склоняла к полемике против юмовского скептицизма. И хотя непосредственных и верных после­дователей у Д. Юма почти не было, хотя сочинения Юма не переиздавались, философию конца XVIII в. в Англии и особенно в Шотландии можно условно именовать "пост-юмизмом".

1. Адам смит как философ-моралист

Среди первых на юмовское учение откликнулся выдающийся шотландский экономист, один их создателей классической полит­экономии Адам Смит (1723-1790)1, но скорее не в более известном современным читателям своем качестве теоретика формирующегося капиталистического хозяйства, а философа-моралиста, автора кни­ги «Теория моральных чувств». Адам Смит родился в 1723 г. под Эдинбургом. Четырнадцатилетним юношей он начал учиться в университете в Глазго (где одним из его преподавателей был Ф. Хатчесон), а затем (1740-1746) был студентом Оксфордского университета. Там он и познакомился с философией Юма. С 1751 г., после чтения лекций об английской литературе, он стал препода­вать в университете в Глазго логику, а потом и моральную филосо­фию. Книга «Теория моральных чувств» («The Theory or Moral Sentiment»), вышедшая в Лондоне в 1759 г., — одно из самых зна­чительных произведений Адама Смита, в свое время оказавших за­метное влияние, в том числе и на последующее формирование взглядов самого этого родоначальника политэкономической науки нового времени. С 1763 г. А. Смит путешествовал по Европе. Во Франции он познакомился и много общался с Д'Аламбером, Голь­бахом, Гельвецием, Вольтером, с экономистами — создателями фи­зиократической теории. В 60-х годах А. Смит сделал многочислен­ные наброски по философским, в том числе натурфилософским, проблемам; им было суждено увидеть свет только после его смерти (в 1795 г. вышли «Эссе на философские темы», а в 1896 г. — лек­ции, читанные в 1763 г.). По возвращении в Шотландию А. Смит создал свое главное сочинение «Исследование природы и причин богатства народов», вышедшее в Лондоне в 1776 г. С 1777 г. он находился на королевской службе в качестве члена таможенной комиссии. Умер А. Смит в Эдинбурге в 1790 г.

Философию А. Смит понимает как "науку о взаимосвязанных принципах природы", однако эти связи и отношения он, следуя Юму, обнаруживает не в самой природе, а в человеческом уме, в его "способности воображения" (inventions of the imagination)2. Но в случае, если результаты воображения выстраиваются в систему, выдерживающую проверку опытом, такие отношения следует при­знать реалистически установленными. А. Смит, вслед за Локком и Юмом придавая огромное значение опыту, вместе с тем решающую роль в человеческом познании отводил науке и ее теории. Образ­цом научной теории он считал концепцию Ньютона, ей же он при­давал смысл методологического руководства, пригодного для дру­гих научных дисциплин, например для особо интересовавшей А. Смита моральной философии. Цель последней, согласно А. Сми­ту, — достоверное описание и глубокое объяснение моральных от­ношений людей на основе не неких вымышленных нравственных правил долженствования, но фактов, относимых не к совершенным существам, а к столь "слабым и несовершенным творениям, какими являются обычные живые люди"3.

В основание морали А. Смит, снова же следуя отечествен­ным философам-эмпирикам, прежде всего Юму, кладет не ра­зум, рационалистические выкладки и соображения, а ощу­щения и чувства человека. Разум, конечно, также играет роль в сфере морали, но роль вторичную: он способствует осмыслению и оценке соотношения целей и средств. В отличие от тех своих пред­шественников и современников, которые говорили о совершенно специфическом и относительно самостоятельном моральном чувст­ве, делая из него фундамент этики, А. Смит парадоксальным обра­зом обрисовывал такое чувство скорее как конструкцию морализи­рующего ума. Мораль зиждется, считал А. Смит, на том чувстве, на котором основывается деятельность человека во всех других сферах, областях и измерениях, — чувстве симпатии. "В противо­вес этическому эгоизму и, соответственно, утилитаризму он утвер­ждал, что [эгоистическое] усмотрение полезности нравственного или правового поведения отнюдь не изначально и не может слу­жить собственной основой образования"4.

Любое действие человека, согласно А. Смиту, лишь в том слу­чае достигает успеха, если этот человек способен войти в положе­ние других людей и как бы солидаризироваться с помощью чувства симпатии с их чувствами, ощутив нечто вроде превентивной благо­дарности, которую другой человек способен проявить в ответ на планируемое действие. Этот момент, аспект действия Смит называ­ет "идентификацией с помощью симпатии". Если таковая не имеет меЛа, то действие либо обречено на непосредственную неудачу, ли­бо приводит к следствиям, подрывающим смысл и цель действия. Свое понимание действия А. Смит встраивает в более общее пони­мание мира, которое включает элементы теологизма и телеологизма: мир, созданный Богом, нацелен на благо и счастье всех существ. При этом А. Смит предостерегает против понимания "симпатии" как простого альтруистического аффекта, а толкует ее как объек­тивное единство и "тяготение" людей друг к другу, восходящее к Богу и природе. Такое понимание человеческих отношений вообще, морали в частности, облегчает ему переход к экономической кон­цепции, имеющей своей целью трактовку отношений людей в хо­зяйственной сфере.

А. Смит исходит из того, что никакая общественная реальность, никакие связи людей, включая связи экономические, попросту не сложились бы, когда бы главным мотивом человеческих поступков был простой эгоизм. Правда, общество не может выстроиться и на чистом альтруизме. Однако какой-то вид "симпатиг£', "аффективного резонанса", т. е. учета чувств другого человека и его интересов, приходится предположить — иначе общество, экономику, по его мнению, вообще нельзя ни вообразить себе, ни объяснить другим людям. "Согласно Смиту, симпатия никогда не возникает прямо — она всегда опо­средована представлением, которое мы составляем себе о пред­ставлениях других людей"5. Одна из целей концепции А. Смита — проложить путь от "чувства симпатии" к моральным нормам. Здесь "сенсуализм" наталкивается на естественные трудности. Смит мыслит разрешить их благодаря тому, во-первых, что к чувствам подсоединяется разум, а во-вторых, субъект морали из заинтере­сованного, несовершенного человека превращается в незаинтересо­ванного, нейтрального наблюдателя — наподобие того, к которому апеллирует естествознание. Концепция А. Смита включает в себя ряд других философских — главным образом философско-право- вых и этических — элементов, из которых наиболее интересно стремление подвести философский фундамент под знаменитую экономическую "теорию стоимости". Как известно, последняя воз­никла в острой полемике с физиократами и меркантилистами. В меркантилистской концепции А. Смит оспаривал отождествление богатства и денег, а также рекомендацию — для обогащения страны любыми способами скапливать в ней запасы благородных металлов. Главной же практической рекомендацией самого А. Сми­та как экономиста было не создание в стране торгового баланса прежде всего и любыми силами, а установление оптимального соот­ношения производства и потребления.

В центре внимания А. Смита и как экономиста, и как фило­софа-моралиста находился до сих пор актуальный вопрос о со­гласовании интереса собственника и его здравого смысла, инициативы, достоинства, чести. При этом для Смита важны не только субъективные намерения и даже не столько мера со­циальной ориентированности, "просвещенности" в поведении того или иного собственника, а снова же объективные основания его действия. "Каждый полагает, что он имеет в виду только собст­венный интерес. Фактически же, косвенно он также наилучшим образом способствует общему благу народного хозяйства. Индивид при этом как бы невидимой рукой оказывается ведомым к цели, которую он ни в коей мере не имеет в виду", — пишет А. Смит...6 Выдающийся экономист глубоко и здраво связывает самые различ­ные аспекты экономической деятельности — обмен товаров, разде­ление труда, накопление капитала и получение прибыли — с чело­веческим поведением, его мотивацией, прежде всего со здравым смыслом.

Принято считать, что А. Смит — основатель буржуазной по­литической экономии и что его философия служит именно ее фун­дированию. Действительно, в поле зрения А. Смита — мануфактура как институт капиталистического хозяйствования, на­емный труд, стремление капиталиста к максимальной прибыли и т. д. Однако поскольку разделение труда, обмен товаров, хозяйст­венная деятельность в целом относятся не только к капиталистиче­ским формам экономических отношений, концепция А. Смита выходит за пределы буржуазной теории. В ней разбираются многие проблемы, которые сохраняют значение при различных об­щественных отношениях и системах. Главная тема и проблема сложной философско-экономической теории А. Смита, дос­тойного наследника английской философии и культуры XVII и XVIII вв., — свойственные человеческой цивилизации черты деятельности и поведения, благодаря которым люди, пре­следующие индивидуальные интересы и обладающие част­ной собственностью, тем не менее способны объединяться в общество, осуществлять совместную, хотя, конечно, про­никнутую многими противоречиями деятельность в разных сферах (в частности и в особенности в сфере экономики и эконо­мической политики). И главенствует у Смита вопрос о том, как не­смотря на индивидуализм и эгоизм в экономической сфере также существует и усовершенствуется общечеловеческая нравственность. Глубокие раздумья на все эти темы делают А. Смита теоретиком, важным и интересным и сегодня.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]