Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Завадовский ГРЭ.docx
Скачиваний:
42
Добавлен:
13.05.2015
Размер:
443.65 Кб
Скачать
    1. Дискреционная политика

На кейнсианской модели построена дискреционная фискальная политика. От лат. discrecio — действу­ющий по своему усмотрению. Сознательное манипулирование налогами, государственными расходами и сальдо бюджета.

Ориентированная на совокупный спрос, фискальная политика предполагает сильное вмешательство властей в социально-экономическую жизнь. Государство восполняет острый дефицит частного спроса за счет дополнительных инвестиционных и социальных расходов.

В фазе подъема растет спрос и лучше его сдерживать ростом налоговой нагрузки. Однако ведущая роль в кейнсианской модели отводится налоговым мерам стимулирующего характера. В интересах ускорения роста приоритетных отраслей и для достижения полной занятости трудоспособного населения. Но в этом случае может серьезно нарушаться бюджетное равновесие. Периодически возникающий бюджетный дефицит носит не структурный, а циклический характер. Сам он может рассматриваться в качестве мощного рычага последующего восстановления экономики.

Появление дефицита государственного бюджета в финансовой системе страны кейнсианцы считают нормой. Выступают категорически против формирования финансовых резервов. Искусственно отрываемые от насущных потребностей экономики средства серьезно отдаляют и тормозят восстановление национального хозяйства. Наоборот, эти средства должны быть направлены на диверсификацию отечественной экономики.

Согласно кейнсианской теории завышенные налоговые ставки негативно влияют на инвестиции, легальный ВВП, занятость и доходы населения. Однако польза от мультипликативного расширения автономных расходов финансовых властей многократно превосходит вред от изъятия значительной части доходов налогоплательщиков. Использование подобной модели фискальной политики сопровождалось постепенным нарастанием налоговой нагрузки на экономику.

В Швеции стандартная ставка НДС составляет 25%, хотя она может доходить и до 30–33% – в случае, если фирма допускает избыточную энергоемкость своего производства либо выпускает продукцию с отрицательными внешними эффектами. Однако наибольшую значимость в структуре налоговой системы имеют прямые налоги. Нормативная ставка налога на прибыль длительное время превышала здесь 50%.

В интересах достижения социальной справедливости традиционно действовало прогрессивное налогообложение физических лиц. Чрезмерная прогрессия привела к нарастанию негативных тенденций в экономической системе. Во второй половине 1980-х гг. темпы инфляции здесь оказались на 2% в год выше, чем в странах-конкурентах. Это было болезненно для открытой шведской экономики. Логическим следствием высоких ставок налогов стали рост затрат на заработную плату, утечка капиталов за границу. Большие налоги подталкивали также и к сокрытию доходов – по оценкам американских экспертов, в Швеции не декларировалось от 12 до 25% доходов. Поэтому с 1991 г. приоритетным направлением фискальной политики шведского правительства стало сокращение налоговых ставок (при расширении базы налогообложения) в духе неоклассических подходов, хотя и по сей день эти ставки здесь выше, чем во многих других странах.

Основные правила: снижение уровня безработицы при неполной занятости с помощью экспансионистской бюджетно-нало­говой политики, ограничение цен средствами рестриктивной фискальной поли­тики, поддержание баланса совокупного спроса и совокупного предложения на основе конъюнктурно-нейтральной фискальной политики

Важнейшие инструменты:

  • полное или ча­стичное освобождение от налогов;

  • налоговые кредиты - отсрочка налоговых платежей под определенные цели.

  • ускоренная амортизация.

Дискреционной политике присуща длительная административная задержка бюджетно-налоговых процедур. Она требует множества решений, согласований. Минимальный совокупный лаг воздействия бюджетно-налоговых регу­ляторов на реальный ВВП оказывается не менее одного года.

Изменение уровня нало­гов, объема государственных затрат и величины дефицита бюджета, затрагивают интересы множества субъектов экономической системы: исполнительной и законодательной ветвей власти, правительств областей и республик, органов местного самоуправления, всех домохозяйсгв, компаний.

Мероприятия утверждаются путем голосования. Коррумпированность и неком­петентность многих политиков затрудняет использование диск­реционной бюджетно-налоговой политики.

Кейнсианцы опираются на мультипликатор-акселератор. Доказывают, что правительственные закупки, инвестиции, трансферты и другие регуляторы дискреционного типа дают в кризисный период толчок к использованию незанятых ресурсов.