Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психология стрессаЕ. А. СОКОЛКОВ, В. И. МЕЛЬНИК...doc
Скачиваний:
90
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
2.68 Mб
Скачать

4.2 Формирование профессионального стресса

Профессиональный стресс может оказывать как моби­лизующее, так и отрицательное влияние на поведение и деятель­ность работника – вплоть до полной их дезорганизации.

Результаты многочисленных социологических опросов среди рос­сиян за последние несколько лет свидетельствуют, что «доминиру­ющими настроениями у них является тревога, ощущение угрозы, неуверен­ности в завтрашнем дне, заниженная самооценка. Все это вызывает доминирование негативных постоянно действующих пси­хических состояний. Отсюда –эмоциональные срывы, агрессивность, нетерпимость, стремление любой ценой (наркотики, алкоголь, пси­хофармакологические средства) изменить состояние сознания, сни­зить травмирующую напряженность. Если к этому добавить «общую нестабильность в обществе, рост преступности, снижение реального жизненного уровня, межнациональные конфликты, терроризм, то по­лучается, что условия жизни многих россиян и их труда соответст­венно становятся особыми и экстремальными» [26, с. 9].

В практическом плане выделяют четыре субсиндрома профессионального стресса.

Когнитивный – проявляется в виде изменения восприятия и осо­знания информации, поступающей к человеку, который находится в экстремальной ситуации, в изменении его представлений о внешней и внутренней пространственной среде, в изменении направленности его мышления и т.д.

Эмоционально-поведенческий – состоит в эмоционально-чувст­венных реакциях на экстремальные, критические условия, ситуации и т.д.

Социально-психологический – проявляется в изменении стиля общения людей, находящихся в стрессогенных ситуациях. Эти изме­нения могут проявляться в виде социально-позитивных тенденций: в сплочении людей, в увеличении взаимопомощи, в склонности под­держивать лидера, следовать за ним и т.п. Однако могут складывать­ся и социально-негативные формы общения: самоизоляция, склон­ность к конфронтации с окружающими людьми.

Вегетативный – проявляется в возникновении либо тотальных, либо локальных физиологических стрессовых реакций, которые на­правлены на адаптацию, но могут стать основанием для развития так называемых болезней стресса.

Действие профессионального стресса на работника зависит от его индивидуальных особенностей, выра­женности стрессогенных факторов. При сравнительно невысокой их экстремальности у большинства людей возникает активное стрессовое поведенческое и трудовое реагирование: увеличение скорости ре­акций, уменьшение ошибок и т.п. При сравнительно высокой экстре­мальности условий деятельности у большинства людей проявляются отрицательные формы стрессового реагирования, а число активно и адекватно реагирующих уменьшается, работоспособность падает.

Формирование профессионального стресса у работников можно пояснить при помощи следующей модели.

Мотивация и произвольная регуляция работника программи­руют содержание предстоящей работы и контролируют ее выполнение.

Биологический (организменный) уровень координирует и лимитирует направленность человека на выполнение большого объема работы. Биологический уровень закономерно распределяет минимумы и максимумы работоспособ­ности, которые могут быть произвольно смещены во времени самим субъектом, с помощью организации режима работы и отдыха, внесения изменений в мотивационную сферу и т.д.

Нижележащие регуляторные уровни – клеточный и субклеточный оказывают влия­ние на вышележащие уровни, на мотивацию и програм­мирование.

Высший регуляторный уровень работоспособности – со­циальный, определяется отношениями людей, организацией работы и другими факторами.

Для управления работоспособностью человека также используются сред­ства физической культуры, медико-фармацевтические, психологической коррекции и др.

Возникновение экстремальных ситуаций вызывает у людей раз­личные поведенческие реакции. Среди наиболее типичных из них можно назвать: приспособительно-защитные (типа ориентировочного рефлекса); сложные интеллектуальные действия, связанные с оценкой обстановки, формированием стратегии деятельности в изменившихся условиях, анализом ситуации, выдвижением гипотез, выработкой ре­шений, их реализации, коррекции, организации взаимодействий; возникновение ступора (преоблада­ние тормозных процессов, заторможенность действий); возрастание активности, сопровождающейся снижением ее организованности и целенаправленности действий; возрастание адекватной активности.

Высокий уровень саморегуляции зависит от уровня профессионализма: долговременная психологическая готовность обеспечивает стабиль­ность работоспособности и результатов деятельности; кратковремен­ная позволяет мобилизоваться в конкретной экстремальной ситуации.

Формирование психологи­ческой готовности субъекта труда есть ключевая задача обеспечения надежности и эффективности его деятельности в особых и экстре­мальных условиях.

Особенностями саморегуляции специалистов и руководителей, успешно работающих в особых и экстремальных условиях, является наличие у них мотивов, способствующих повышению надежности деятельности субъекта труда: самореализации в профессии, развития своей индивидуальности, материального вознаграждения, престижа профессии в обществе и т.п. [22].

Пси­хологическую готовность субъекта к деятельности в экстремальных ситуациях необходимо формировать по следующим направлениям:

– развитие мотивационной направленности (формирования психологических установок при изучении опыта ликвидации экстремальных управленческих ситуаций, ме­тодов предвосхищения их, моделировании в деловых играх);

– адекватный профессиональный отбор персонала;

– развитие профессионализма в процессе кадрового движения;

– развитие когнитивного компонента (повышение профессиональ­ной компетентности, приобретение опыта);

– развитие операционно-деятельностного компонента (освоение но­вых алгоритмов и продуктивных способов решения управленче­ских задач, формирование управленческих умений и навыков);

– развитие личностного компонента (развитие профессионально важных качеств до требуемого уровня профес­сионализма) [22, с. 78].

В труде управленческих работников психологическая готовность к деятельности зависит от следующих кризисных ситуаций:

– после неудачи (если результат не соответствует цели или личност­ному статусу);

– после успеха (повышение в связи с успехом самооценки может привести к снижению мотивации и потере профессиональных и личностных ценностей);

– перед выполнением ответственной работы;

– застоя (неопределенность, невозможность прогнозирования, отсутствие положительных изменений);

– перед завершением профессиональной карьеры;

– стрессогенные ситуации, возникающие в текущей деятельности и носящие объективный характер.

Возникновение негативных функциональных состояний у управленцев после таких кризисных ситуаций приводит к высоким психоэмоциональным затратам, изменяя регуляцию и согласованность психологических составляющих его деятельности, способствуя сни­жению ее эффективности и надежности. Этому предшествуют струк­турные изменения в деятельности, прямо сказывающиеся на ее ус­тойчивости. Поэтому проблема устойчивости становится ключевой для понимания механизмов эффективности и надежности деятель­ности при действии профессионального стресса.

Под устойчивостью (стабильностью) понимается малая из­меняемость качественных и количественных характеристик деятель­ности. Устойчивость связана с другой научной категорией – надеж­ностью. Надежность есть способность человека сохранять требуемое качество работы в различных условиях ее осуществления.

Основными условиями устойчивости деятельности управленческих работников при воздействии профессионального стресса являются:

– умение принимать точные, своевременные и правильные решения;

– умение предвидеть;

– умение выполнять свои профессиональные обязанности на высо­ком уровне;

– коммуникативные навыки.

«Профессионально важными качествами управленческих работников, определяющими устойчивость их трудовой деятельности, являются профессионализм личности, интеллектуальные, мотивационные, волевые качества, работоспособность, стрессоустойчивость и т.д.» [22, с. 92].

Под профессионализмом личности подразумеваются качествен­ная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств; адекватный уровень притязаний; мотивационная сфера и ценностные ориентации, направ­ленные на прогрессивное развитие специалиста [36].

В процессе личностно-профессионального развития происходят прогрессивные структурные изменения личности: изменение ее направленности, расширение круга интересов и транс­формация системы потребностей; актуализация мотивов достиже­ния; возрастание потребности в самореализации и саморазвитии; увеличение опыта и повышение квалификации и ком­петентности; развитие умений и навыков; освоение новых алгоритмов решения профессиональных задач; повышение креативности деятельности; развитие сложных частных способностей и общих профессиональ­но важных качеств; повышение психологической готовности.

Мощным фактором развития профессионального стресса у людей является нарушение их ритма деятельности.

Ритм является важнейшей характеристикой трудовой деятельности человека. В процессе становления труда, по мере того как он превращался в повседневное, привычное явление, люди стремились выполнять ра­боту ритмично. Такая организация трудовой активности позволяла расходовать силы более экономно, чередуя сгибания и разгибания в суставах, вращательные движения, соизме­ряя мышечные усилия с последующей паузой, необходимой для от­дыха, максимальные мышечные усилия с выдохом и расслаблением на вдохе. Ритм поддерживался физиологически (вдох и выдох), зву­ками голоса, отражающего меру усилия или координацию совмест­ных действий, звуками, производимыми орудиями труда в процессе ра­боты (удары молота о наковальню, пестика, опускаемого в ступу при размалывании зерна, и т.п.).

Человеческий организм характеризуется широким диапазоном био­логических ритмов: от измеряемых долями секунды (ритм электри­ческой активности головного мозга, сокращения скелетных мышц), секундами (частота пульса, дыхания человека) до колебаний с пе­риодами в несколько месяцев (например, эритроциты – кровяные клетки, обеспечивающие транспортировку кислорода, – живут око­ло 110–120 дней) и даже в несколько лет (обменные процессы в кост­ной системе).

Ряд хронических заболеваний имеет сезонные ритмы (вес­ной и осенью обостряются язва желудка и двенадцатиперстной киш­ки; весной – туберкулез и т.п.). В сезонных видах спорта (например, легкой атлетике, достижения летом в среднем выше на 10–15%, чем зимой). Недельному ритму подчинены частота несчастных случаев на производстве и продуктивность труда рабочих (максимум – понедельник и пятница, минимум – среда и четверг), инфаркты миокарда у мужчин (понедельник и выходные дни).

В суточной работоспособности человека-оператора максимум ошибок приходится на период с 2 до 4 часов ночи.

К настоящему времени у человека выявлено более 300 процессов, подчиненных околосуточному ритму. Интенсивность большинства жизненных процес­сов нарастает днем и снижается ночью.

Закономерности временной организации жизни человека изучает отрасль биологии и медицины – хронобиология. В хронобиологии выделяют несколько типов ритмов: циркадианные – околосуточные; ультрадианные – с периодом короче 24 часа (но не менее получаса); инфрадианные – с периодом от 24 до 60 ча­сов; циркасептидианные – околосемидневные; циркавигинтидианные – околодвадцатидневные; циркатригинтидианные – околоме­сячные и цирканнуальные – годовые.

Природа суточных ритмов в основном определяется биологической природой человека, но на организацию ритма активности человека влияют и социальные факторы (бой часов, передача сигналов времени по радио, телевидению, завершение смены и т.п.).

В организации производительного и безопасного труда особое внимание заслуживает проблема десинхроноза – состояния организма в период рассогласования циркадианных (околосуточных) ритмов. Так, у летчиков гражданской авиации при частых фазовых сдвигах отмечаются нарушения сна, желудочно-кишечные расстройства (до заболеваний), неврозы, причем у молодых летчи­ков эти симптомы проявляются острее вследствие их более активной адаптации в новом часовом поясе и последующей столь же активной «переадаптации» при возвращении домой.

Установлено, что длительность периодов явного и скрытого десинхроноза определяется величиной фазового сдвига (смещением ча­совых поясов). При максимальном сдвиге, равном 12 часам, явный десинхроноз продолжается около 2 недель (состояние, когда наблюдаются выраженное недомогание, бессонница, нарушение температурного ре­жима тела, сниженная продуктивность работы). При перелетах на восток явный десинхроноз продолжается дольше в среднем на 2 су­ток, чем при перелетах на запад.

Достаточно серьезной перегрузкой для психики и физиологии че­ловека является даже ординарная сменная организация труда. Луч­шим средством нормализации суточных ритмов человека при такой работе могут быть строгая регламентация режима труда и отдыха, разнообразие трудовой деятельности, регулярные физические нагрузки, а также дополнительный отдых [41].

Профессиональный стресс формируется и у людей, потерявших работу или находящихся под угрозой ее потери. У данных лиц принято выделять определенные фазы развития специфических стрессовых состояний.

Фаза 1 – состояние неопределенности и шока. Это тяжелое субъективное переживание, причем страх и эмоции выступают как факторы риска, при которых человек подвержен другим неприятностям: болезням, несчастным случаям. Наиболее сильным патогенным фактором является не только сама потеря работы, но и длящаяся угроза то­го, что это произойдет. В данном случае предвидение этого неприятного события и та или иная подготовка несколько облегчают положение.

Фаза 2 – наступление субъективного облегчения и конструктивное приспособление к ситуации. Эта фаза длится 3–4 месяца после потери работы. Но уже в первые недели без работы многие люди начинают испытывать облегчение и даже радость из-за нали­чия свободного времени. Появляется удовлетворение жизнью, если человек не преувеличивает опасность своего положения. Начинаются активные поиски нового мес­та работы.

Фаза 3 – утяжеление состояния. Оно наступает обычно после 6 месяцев отсутствия работы. Обнару­живаются деструктивные изменения, когда вопрос касается здоровья, психики, финансов, социального положения человека. Наблюдается дефицит актив­ного поведения, разрушение жизненных привычек, интересов, целей. Подрываются силы противостоя­ния неприятностям. Особенно велики деструктив­ные изменения при длительной безработице, когда человек не имеет хотя бы небольшого заработка на временной, сезонной или неквалифицированной работе. Не менее неприятны для человека колебания, связанные с появлением надежды найти работу и потерей этой на­дежды. Они могут привести к прекращению поисков.

Фаза 4 – беспомощность и примирение со сло­жившейся ситуацией. Это тяжелое психологическое состояние наблюдается даже при отсутствии мате­риальных трудностей и в том случае, когда человек удовлетворен пособием по безработице. Состояние апатии возрастает с каждым месяцем. Отсутствие да­же минимальных успехов в поиске работы ведет к потере надежды. Человек прекращает попытки изме­нить положение и привыкает к состоянию бездея­тельности. Порой люди боятся найти работу. Соци­альные службы общества не предпринимают усилий для того, чтобы помочь человеку трудоустроиться.

В период угрозы увольнения среди работников возрастает число несчаст­ных случаев, происшедших на работе и вне ее, обостряются хронические и простудные болезни. Сама ситуация ожидания не­приятного события для человека тяжелее, чем само это событие.

Причинами профессионального стресса могут быть:

1. Организационные характеристики: структура организации (разделение труда; централизация управления; участие в управлении; кадровая политика); деятельность работников (ясность целей; обратная связь о результатах деятельности; профессиональная переподготовка); управление (найм; оценка работников; оплата труда; организация рабочего места).

2. Рабочие характеристики: содержание работы (объем работы и ее сложность; ответственность задания; информационная загрузка; временные ограничения; проявления риска; средства работы (безопасность труда; кодирование информации; кон­струкция органов управления); физико-химические и технические условия труда (микроклимат; факторы опасности и вредности; конструкция рабочего места; интерьер помещения); социальные условия (психологический климат; межличностные отношения (конфликты); ролевой статус; конкуренция; личное доверие; социальная ответственность).

3. Индивидуальные характеристики: профессиональные (уровень знаний, навыков, умений; профессио­нальный опыт; кризисы карьеры; удовлетворенность профессиональных ожиданий и результатов); морально-нравственные и организационные (нравственная зрелость и устойчивость; целеустремленность; дисциплинированность; аккуратность); психологические (трудовая направленность; развитие способностей и профессионально важных качеств; особенности личности (тревож­ность, интернальность – экстернальность, интровертированность – экст- равертированность, ригидность, эмоциональ­ная реактивность, склонность к риску); психические состояния (уровень бдительности и готовности, доминантные состояния, фобии, утом­ление, депрессия); физиологические (острые и хронические заболевания; пороги чувствительности анализаторов); функциональные состояния (монотония, укачивание, гипоксия и др.), возрастные изменения, вредные при­вычки; физические (уровень развития силы, скорости, ловкости, выносливо­сти; антропометрические особенности).

Причинами развития информационного стресса могут быть:

1. Непосредственные (информационные): смысловые (высокая субъективная сложность задачи; высокая ответственность задания; опасность ситуации; недостаточный контроль за ситуацией; неопределенность (неизвестность) оперативной ситуации; непредсказуемость развития ситуации; частичный или полный неуспех в деятельности); операциональные (дефицит информации или её избыточность; нарушения ритма поступления информации и т.п.); временные (дефицит времени; большая длительность воздействия рабочей нагрузки; аритмичность предъявления информации; высокий темп предъявления информации; неопределенность времени поступления); организационные (низкая объективная вероятность предъявления информации, объек­тивная неопределенность момента предъявления информации; неправильный выбор необходимой информации; отвлечение внимания; пропуск сигнала, объективная сложность задачи; совмещенная деятельность и т.п.); технические (отказ системы; блокировка сигнала; искажение сигнала; ложная информация; противоречие информационных признаков ситуации; недостаточный привлекающий эффект сигнала; несоответствие сигнальных признаков информации и т.п.).

2. Главные (субъектные): морально-нравственные (недисцип­линированность, безответственность, небрежность и т.п.); профессиональные (низкий уровень знаний, недостатки в развитии на­выков и умений, отсутствие необходимого опыта и т.п.); физиологические (снижение резервов организма; неблагоприятные функциональные состояния).

Все вышеприведенные причины способствуют развитию профессионального стресса у работников, вызывают у них систему адаптационных реакций, способствуя адаптации к новым изменившимся условиям профессиональной деятельности. Влияние профессионального стресса на работающего человека более подробно раскрывается в теориях и моделях профессионального стресса.