Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психология стрессаЕ. А. СОКОЛКОВ, В. И. МЕЛЬНИК...doc
Скачиваний:
90
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
2.68 Mб
Скачать

8.4 Современный терроризм

В настоящее время насчитывается более 500 различных террористических организаций, большая часть которых базируется на Ближнем и Среднем Востоке. Существуют отдельные государства, причисляемые к «спонсорам» международного терроризма. Имеющиеся террористические организации и страны-«спонсоры» никогда не объединялись в какую-либо коалицию, так как слишком разные у них интересы и цели. Но существуют вполне определенные для всех террористических организаций политические, идеологические и психологические факторы, способствующие международному терроризму: радикализм; экстремизм; фанатизм; фундаментализм.

Радикализм – социально-политические идеи и действия, направленные на наиболее кардинальные, решительные изменения существующих социальных и политических институтов. Радикализм может быть исключительно «идейным», а не действенным, в отличие от экстремизма, который всегда бывает действенным, но не всегда идейным. Экстремизм, в первую очередь, фиксирует внимание на методах и средствах борьбы, отодвигая со­держательные идеи на второй план.

В основе радикализма лежит, во-первых, негативное отношение к сложившейся социально-политической действительности, а во-вторых, признание одного из воз­можных способов выхода из реальной ситуации как единственно возможного.

Политические власти могут ослабить воздействие радикализма на политическую жизнь, нейтрализовать последствия его проявлений. Когда это не удается, тогда радикализм может перера­сти в экстремизм и терроризм.

В настоящее время в качестве консервативно-охранительного радикализма выступает исламский фундаменталистский радикализм, представляющий собой основу современного экстремизма, а затем и терроризма.

Экстремизм – приверженность в политике и идеологии к крайним взглядам и дей­ствиям. К экс­тремизму приводят основные факторы: социально-экономические кризисы; неспособность политических институтов и структур власти решать назревшие проблемы обще­ственного развития; тоталитарный характер политического режима; преследование инакомыслия; национальный гнет, стремление отдельных групп и лиц ускорить решение своих задач и т.д.

Лидеры экстре­мистов обычно отрицают компромиссы, переговоры, взаимные уступки, следуя принципу «все или ничего».

В последнее время появился экологический («зеленые») и антиглобалистский экстремизм.

«Зеленые» в своих наиболее экстремистских проявлениях выступают против научно-технического прогресса, используя крайние меры против экологически опасных производств.

Антиглобалисты вы­ступают против координированного транснационального решения общемировых про­блем экономического характера, считая, что за этим стоят инте­ресы новой международной капиталистической империи, стремящейся поработить все остальные страны.

Экстремистские организации мира находятся на нелегальном положении, совершают террористические акты и дивер­сии, пытаясь таким образом достичь своих целей. В связи с этим большинство цивилизованных стран готовы к принятию чрезвычайных мер против экстре­мистов и террористов.

Экстремизм продолжает собой радикализм, выступая в качестве его действенного продолжения и, по мере развития крайностей, свойственных радикализму и экстремизму, достигает своего апофеоза в фанатизме.

Фанатизм – непоколе­бимая и отвергающая все остальные альтернативы приверженность человека опре­деленным сверхценным убеждениям, выражающимся во всей его деятельности и обще­нии. Ради достижения сверхценной цели, непонятной и недоступной для «непосвященных», фанатик готов практически и на самопожертвование.

Принято подразделять фанатизм на религиозный, идейный, политиче­ский и патриотический.

Религиозный фанатизм обычно основан на святости жертвы во имя Бога. Его психо­логическая основа – вера. В основу понимания веры теологи обычно вкладывают слова, приписываемые апостолу Павлу: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уве­ренность в невидимом». Эта формула навсегда защитила веру от доводов разума. Вера – это чувство, создающее иллюзию познания и реальности того, что создано фантазией с участием этого же чувства. Искренне верующий человек убежден в правильности своей веры, и никогда не сомневается в ней.

Во имя Бога христиане ходили в «крестовые походы», убивали представителей иных религий и гибли сами, зажигали костры инквизиции. На идее шахэда базируется мусульманская религия, а воины ислама отдают свою жизнь во имя Аллаха.

Фанатизм и религия тесно взаимосвязаны между собой. Основной функцией религии является не столько объяснение мира, сколько возбуждение эмоций и чувств радости и экзальтации, связанного с фанатизмом побуждения к действию. Религия отвечает устойчи­вым «коллективным потребностям», имеющимся в каждом обществе.

Идейный фанатизм базируется на готовности к самопожертвованию и лишениям во имя торжества какой-либо идеи.

Политический фанатизм отстаивает исключительность своих политических целей и взглядов, определенной политической системы, режима, власти и требует жертв ради них.

На определенных этапах развития такой фанатизм бывает продук­тивным для общественного развития, придавая ему необходимый динамизм. В дальнейшем фанатизм отвергается людьми, так как свойственные фанатикам стремление к «экстремальной жизни» со временем утомляют большинство людей, стремящихся к более спокойной и умеренной жизни.

Патриотический фанатизм(разновидность – националистический) действия людей по защите национальной гордости, отстаиванию общественных целей и интересов.

Примеров патриотического самопожертвования в истории можно определить большое множество: Иван Сусанин, Василиса Кожина, подвиги партизан в ходе Великой Отечественной войны и военнослужащих России в «горячих точках».

Деятели современных национально-освободительных движений в странах Азии и Африки, проявлявших патриотический фанатизм, – М. Ганди, М. Нгуаби, П. Лумумба, А. Кабрал, убитые в резуль­тате террористических актов.

Патриотический (националистический) фанатизм, как крайняя степень патрио­тизма и национальной гордости, в социально-политическом плане обычно выражает­ся в шовинизме. Термин «шовинизм» применяется для обозначения сильной приверженности идее военного превосходства какой-либо нации или государства, стремления к агрессии и победе.

Большинство фанатиков сами сеяли террор, поэтому их противники также останавливали их террористическими актами. Так террор порождает террор.

Глава «Исламского джихада» Фати Шикак объявил в конце 1994 г. о том, что намерен создать отряд смертников, насчитывающий около ста боевиков, для того, чтобы сражаться не только с израильской армией, но и со всеми, кто выступает против ислама в Европе и Алжире. При подготовке таких смертников, готовых свести счеты с жиз­нью во имя джихада, во время каждого учебного дня один из боевиков-фанатиков подрывал себя и автомобиль, начиненный взрывчаткой, врезаясь в бетонную стену на глазах у остальных «обучаемых».

Фанатизм – субъективная основа фундаментализма.

Фундаментализм – противостояние модернизации, приверженность старым, «фундаментальным» ценностям и структурам, способам новой организации жизни, стремление к мировой экспансии не только в религии, но и к организации исламского способа жизни.

Наиболее известным современным проявлением исламского фундаментализма считают его модную ветвь «ваххабизм». Ваххабизм – наиболее позднее ответвление ислама, устанавли­вающее жесткие правила по отношению ко всем цивилизованным «новшествам», имеющее военно-политический характер.

Ваххабиты ненавидят поклонение святым местам, поэтому они запрещают обращаться за помощью к святым; по их мнению, просить можно только одного Аллаха.

Исламский фундаментализм отрицает прогресс, все ценности современного мира, стремится жить в своем, замкнутом мире, который переживает сейчас всего лишь XV век по календарю солнечной хидж­ры.

Высказывание Р. Хомейни: «Этот Сатана нашего времени, Запад, создал все наши проблемы», – принято на вооружение всеми исламскими фундаменталистами. Даже по поводу безработицы в Иране Р. Хомейни говорил: «Ви­новаты неверные, этих чертей надо убивать» [57, с. 223].

Современный терроризм отличается от всех встречавшихся в истории вариантов особой массовостью жертв и своим сложным, межгосударственным и наднациональным характером. В последние годы террористичес­кая деятельность осуществляется как профессионально организованная, целенаправленно подготавливающая террористов в течение долгого времени.

Специальные исследования показывают наличие особой «кольцевой схемы террора». Ее общий принцип следующий: насилие порождает насилие, ужас рождает ужас, терроризм порождает терроризм. Достаточно однажды ввести в сообщество людей фактор угнетения, как в течение долгих десятилетий это будет «аукаться» сильным раскручиванием уже не кольцевой, а спиральной схемы террора, активно захватывающей все новые поколения террори­стов и умножающей число их жертв. Наиболее частая первопричина терроризма – это неправомерное угнетение людей со стороны государства, различных его структур или отдельных представителей. Люди, испытывающие фрустрации, обладающие высоки­ми притязаниями, но лишенные возможности их реализовать, склонны к радикализ­му, экстремизму и, в итоге, к терроризму.

Терроризм вызывает терроризм – поэтому он неизбежен. Борьба с терроризмом тяжела, высокозатратна и малоэффективна. Она носит не активный, а реактивный характер. Террористы имеют преимущество «первого хода»: вначале они совершают террористический акт, потом их начинают искать, ловить и наказывать. Бороться с терроризмом бесполезно. Намного продуктивнее профилактически устранять причи­ны терроризма, для чего следует выполнять определенные правила.

Первое. Всегда необходимо сохранять возможность диалога с террористами. Потенциальные террористы долж­ны иметь возможность заявлять свои требования, а не организовывать террористические акты.

Второе. Государство не должно быть экстремистским ни по отношению к своим гражданам, ни по отношению к другим государствам.

Исторически люди создают госу­дарства для регуляции своих взаимоотношений, но это не дает государствам права угнетать людей.

Чем больше раз­вито гражданское общество, тем меньше оснований для возникновения терроризма внутри такого общества, так как такое общество способно на самоограничения, которые необходимы для борьбы с террориз­мом (ведение баз данных на граждан, системы распознавания людей и т.д.).

Третье. В плане профилактики терроризма наиболее очевидны факторы, на которые следует воздействовать: психологические, идеологические, религиозные, социальные, экономические, политические и геополитические.

Четвертое. Демократическое государство не должно допускать, чтобы демократии было слишком много, так как она и террористам представляет слишком много свободы для их организованной деятельности.

Необходимо плавное развитие демокра­тического процесса. Особенно это касается тех стран, которые находятся на стадии перехода от тоталитаризма к демократии.