Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психология стрессаЕ. А. СОКОЛКОВ, В. И. МЕЛЬНИК...doc
Скачиваний:
90
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
2.68 Mб
Скачать

Влияние релаксации на коррекцию стрессовых состояний испытуемых в группах, отнесенных к различным уровням способности корректировать стресс (стресс определен по Люшеру)

Уровни способности к коррекции стресса

Показатели стресса по Люшеру

до тренировок

после тренировок

1Лст

2Лст

D1, %

1Лст

2Лст

D2, %

D (1-2), %

Высокий

4,4

5,7

49,6

3,6

5,8

60

5,5

Средний

7,4

10,1

36,8

6,2

9,0

42

16,2

Низкий

11,3

20,1

77,8

7,4

10,1

34

34,5

Примечание.

– цифрами «1» и «2» обозначены показатели методик до создания стрессовой ситуации и после соответственно;

– (D1, %); (D2, %) – относительное изменение стресса в процентах;

– D (1-2), % – коррекция стресса под действием релаксации.

Анализ данных табл. 22 показывает, что показатели стресса испытуемых изменяются под действием стрессовых ситуаций и после проведенных тренингов по релаксации. В группе лиц с высокими способностями корректировать стрессовое состояние личности показатель вырос на 1,3 балла (49,6%), в группе со средними способностями – увеличился на 2,7 балла (36,8%), а в группе с низкими способностями – возрос на 8,8 балла (77,8%). Следовательно, созданная в эксперименте ситуация явилась для испытуемых стрессовой, которая увеличила их психическую напряженность, измеренную методикой Люшера. Дальнейший анализ данных табл. 22 показал, что под действием проводимых тренировок во всех группах испытуемых с высокими, средними и низкими способностями корректировать стрессовое состояние стресс уменьшился, соответственно, на 0,8 (5,5%), 1,2 (16,2%), 3,9 (34,5%) баллов, что свидетельствует о влиянии психологических механизмов на уменьшение уровня стресса под действием релаксации. После проведенных тренингов по релаксации все испытуемые повторную стрессовую ситуацию также восприняли как напряженную, но их показатели стресса возросли меньше, чем в начале эксперимента. Стресс группы с высокими способностями возрос на 1,4 балла (40%), а после первого этапа – на 1,3 балла (49,6%); в группе со средними способностями – возрос на 1,8 балла (30%) по сравнению с 2,7 балла (36,8%); в группе с низкими способностями – возрос на 3,7 балла (50%) по сравнению с 8,8 балла (77,8%) соответственно (приложение 2, табл. 3).

Рис. 13. Влияние релаксации на испытуемых в группах, отнесенных к различным (высокий, средний, низкий) уровням способностей корректировать стресс

Проведенный анализ показателей стресса по Люшеру, изменяющихся под действием стрессовой ситуации и релаксации, также показывает эффективность влияния механизма релаксации на уменьшение напряженности испытуемых и подтверждает надежность показателей разработанной нами методики по диагностированию стресса.

В эксперименте также использовалась для измерения реакции испытуемых на стрессовую ситуацию и методика Спилбергера – Ханина, определяющая реактивную тревожность, отраженную на гистограмме (рис. 14).

Реактивная тревожность испытуемых изменяется под действием стрессовых ситуаций и проведенной коррекционной работы. В группе с высокими способностями корректировать стрессовое состояние личности реактивная тревожность под действием стрессовой ситуации выросла на 2,4 балла (19,2%), в группе со средними способностями она возросла на 4,7 балла (24,3%), а в группе с низкими способностями возросла на 6,8 баллов (24,9%) (приложение 2, табл. 1). Следовательно, созданная в эксперименте стрессовая ситуация явилась для испытуемых напряженной ситуацией, которая увеличила их реактивную тревожность. Дальнейший анализ рис. 14 показал, что под действием коррекционной работы во всех группах испытуемых с высшими, средними и низкими способностями корректировать стрессовое состояние реактивная тревожность уменьшилась, соответственно, на 2,9 (30,2%), 4,8 (24,9%), 3,1 (12,8%) баллов, показав действенность влияния психологических механизмов испытуемых на уменьшение реактивной тревожности под действием релаксации (приложение 2, табл. 1).

Это показывает, что после релаксации почти все испытуемые повторную стрессовую ситуацию также восприняли как напряженную, но их показатели стресса возросли меньше, чем в начале эксперимента. Реактивная тревожность группы с высокими способностями возросла только на 8%, а после первого этапа – на 19,2%; в группах со средними способностями – возросла на 18% по сравнению с 24,3% соответственно (приложение 2, табл. 1).

Как видно на рис. 14, в группе испытуемых с низкими способностями, наоборот, повторная стрессовая ситуация таковой не оказалась. Члены данной группы после проведенной релаксации реагировали на стрессовую ситуацию уменьшением реактивной тревожности с 24,2 (до создания стрессовой ситуации) до 22,2 (после). Такое уменьшение реактивной тревожности можно объяснить тем, что испытуемые, входящие в данную группу, знали свои невысокие результаты эксперимента, поэтому дольше и продуктивнее работали над собой, эффективнее и чаще проводили тренинги по релаксации, что повлияло на уменьшение стресса за счет активизации психологических механизмов, повысивших стрессоустойчивость (приложение 2, табл. 1).

Рис. 14. Влияние релаксации на коррекцию реактивной тревожности испытуемых в группах, отнесенных к различным (высокий, средний, низкий) уровням способности корректировать стрессовое состояние личности

В эксперименте измерялась и личностная тревожность испытуемых (рис. 15). Несмотря на то, что изменения личностной тревожности произошли, но они не так существенно изменились, по сравнению с изменением реактивной тревожности. Например, после первого эксперимента (до занятий релаксацией), когда была создана стрессовая ситуация, личностная тревожность уменьшилась на (7,5%), (5,2%), (0,2%), соответственно, в группах с высокими, средними и низкими способностями, тогда как реактивная тревожность в этих же группах возросла более чем на 20% (соответственно, 19,2; 24,3; 24,9) (приложение 2, табл. 2).

Анализ результатов действия стрессовой ситуации, созданной испытуемым после релаксации, показывает незначительное относительное изменение показателей личностной тревожности (–0,2%); (–2,7%); (1,6%) по сравнению с изменением показателей реактивной тревожности, соответственно, (8%), (18%), (–8%) по уровням способностей (высокий, средний, низкий) (приложение 2, табл. 2).

Анализ показателей относительного изменения личностной и реактивной тревожности под действием релаксации в соответствующих группах с высокой, средней и низкой способностью корректировать стресс определил, что данные изменения реактивной тревожности составили (–30,2%), (–24,9%), (–12,8%) против изменений личностной тревожности (–8,1%), (1,3%), (–5,1%), соответственно, по группам способностей. На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что личностная тревожность под влиянием стрессовой ситуации, релаксации изменяется, но не так существенно, как реактивная тревожность ((приложение 2, табл. 1, 2).

Для определения воздействия на испытуемых методов коррекции стрессового состояния личности после обучения в проведенных экспериментах произведено сравнение результатов показателей их стресса с результатами курсантов контрольной группы с использованием критерия Стьюдента. Нами выбран 5% уровень значимости (α), которому отвечает вероятность Р = 0,05.

Для проверки выбранной гипотезы нами определялась по таблицам величина t(st), следующая с числом степеней свободы k = n1+ n2 – 2; (α) – 5% уровень значимости, которому отвечает вероятность Р = 0,05, или t(st) = 1,98).

В эксперименте по изучению механизма релаксации на коррекцию стрессовых состояний личности рассчитанный критерий достоверности определялся по трем методикам: разработанной нами, Люшера, Спилбергера – Ханина. Критерий достоверности составил: по результатам разработанной нами методики t(f) = 2,00; по методике Люшера t(f) = 2,27; по результатам определения реактивной тревожности t(f) = 2,12.

Рис. 15. Влияние релаксации на коррекцию личностной тревожности испытуемых в группах, отнесенных к различным (высокий, средний, низкий) уровням способности корректировать стрессовое состояние личности

Следовательно, рассчитанные коэффициенты больше значения t(st)=1,98, взятого из таблиц. Данные неравенства подтверждают, что разница между результатами стресса испытуемых экспериментальной и курсантами контрольной групп с вероятностью 95% достоверна по результатам всех примененных методик определения стресса, и стрессовое состояние испытуемых уменьшилось не случайно, а под воздействием тренировок по релаксации.

Для разработанного нами теста были определены надежность и валидность. Надежность теста связана с точностью измерения свойства. Для оценки надежности психологических тестов вводится коэффициент надежности – . В эксперименте коэффициент надежности ( ) определялся повторным обследованием одних и тех же испытуемых по тесту и вычислялся как корреляция результатов повторных обследований и составил =0,78. Для проверки точности определенного коэффициента надежности ( ) использовался и подход в его определении, использующий надежность параллельных форм тестов (в качестве параллельного использовалась реактивная тревожность Спилбергера – Ханина). В данном случае коэффициент надежности определялся как корреляция параллельных форм тестов и составил =0,7. Следовательно, коэффициент надежности подтверждает, что разработанный нами тест удовлетворяет точности измерения свойства (психоэмоционального напряжения).

В эксперименте устанавливалась валидность по содержанию путем экспертного анализа соответствия состава и содержания теста характеру измеряемых индивидуальных особенностей.

Таким образом, в результате проведенного исследования определены роль и значение отдельных личностных составляющих в активизации психологических механизмов коррекции стрессовых состояний личности, в раскрытии личностных механизмов регуля­ции процесса осуществления индивидуальной деятельности и обеспече­ния ее успешности.

Эксперименты по релаксации, по результативности деятельности проводились с использованием научного опыта, изложенного в ряде работ, в которых с помощью многочисленных психо­диагностических методик выявлялись те или иные индивидуально-психо­логические особенности личности людей и устанавливались сложные корреляционные зависимости с объективными показателями успешности выполнения ими конкретной деятельности [12; 51].